Конспект урока по литературному чтению "Движения и звуки в живописи"
Конспект урока по литературному чтению "Движения и звуки в живописи"
Конспект урока по литературному чтению 2 класса "Движения и звуки в живописи" учителя начальных классов Гнатенко Лилии Валентиновны МБОУ "Перовской школы - гимназии". Для получения новых знаний.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению "Движения и звуки в живописи"»
МБОУ «Перовская школа – гимназия»
Учитель начальных классов Гнатенко Лилия Валентиновна
Урок по литературному чтению для 2 класса на тему «Движения и звуки в живописи»
ТЕМА УРОКА: Движения и звуки в живописи
ЦЕЛИ: научить детей понимать разные жанры живописи;
помочь школьникам понять, как важно в живописи, фотографии, рисунке ощущать её живую пульсацию, впечатление движений, звуков, ароматов окружающего мира;
закрепить эту идею на уровне художественного образа.
ЗАДАЧИ:
выяснить вместе с детьми, к какому жанру можно отнести фотографию из стих. С. Махотина «Фотограф»;
попросить детей отметить все детали, говорящие о том, что фотоснимок неудачный;
обсудить с детьми, что же делает фотографию, рисунок, картину удачными, т.е. живыми;
вместе с детьми найти и прочитать все слова - названия действий, которые использует И.Пивоварова в стихотворении «Картина», чтобы передать, что картина, о которой она рассказывает, наполнена жизнью, движением;
поставить перед школьниками вопрос: может ли художник изобразить так, чтобы мы увидели движение?
в «Музейном Доме» рассмотреть вместе с детьми картину Ван Гога «Церковь в Овере», найти те приёмы, с помощью которых автор создал впечатление храма как живого, природного организма;
поставить перед детьми вопрос: трудно ли, с их точки зрения, написать такую картину, которая создаёт впечатление звучащей? (на примере фотографии и картины художника Лентулова «Василий Блаженный»);
подвести детей к выводу после сравнения картины и фотографии: цель художника была не в том, чтобы точно изобразить храм, но в том, чтобы передать сказочное, фантастическое впечатление от этого храма и даже создать ощущение колокольного звона.
ОБОРУДОВАНИЕ:
учебник «Литературное чтение» (2 часть);
тетрадь «Литературное чтение» №2;
для иллюстрирования (на доске или мультимедийном проекторе): живописные работы В. Ван Гога «Церковь в Овере», А. Лентулова «Василий Блаженный», фотография Покровского собора на Красной площади в Москве;
таблицы с записью слов-названий действий из стихотворения И. Пивоваровой и слов, называющих звуки из того же стихотворения;
запись колокольного звона;
изображение звучащих колоколов;
у каждого ученика - листы бумаги с заготовкой рисунка дороги и домика.
ОРГ. МОМЕНТ
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО И РАСКРЫТИЕ ГЛАВНОЙ ТЕМЫ УРОКА.
-Поговорим сегодня об известных нам жанрах живописных произведений и о том, что иногда художники могут показать нам то, что нельзя увидеть глазами!
Что такое портрет? Пейзаж? Натюрморт?
1.Прочитайте, какая картина природы изображена в стих. В. Лунина «Зима».
- Какой цвет преобладает в зимней картине? Из каких строчек это видно?
На картине у зимы /Всё бело от снега…
- А что украшает картину, делает её яркой? (присутствие снегирей) Какие строчки об этом говорят?
… Красногрудых снегирей/солнечные пятна.
- К какому жанру живописи вы отнесли бы эту зимнюю картину? (пейзаж)
2. Прочитайте выразительно рассказ мальчика из стих. С. Махотина «Фотограф». Изобразите голосом его чувства при описании этой фотографии.
- Как можно назвать ту фотографию, которую хотел сделать мальчик? (семейный портрет).
- Объясните, почему фотография не получилась? (дед в кадр не попал, сестра выглядит очень странно, всё время приходится объяснять фотографию).
- Сделайте свой вывод: что же главное в фотографии, в рисунке, картине?
Чёткость и то, что на фотографии всё будет понятно - это ещё не означает, что освоено искусство фотографии или рисования.
- Что больше всего нас привлекает в живописных произведениях, в хороших фотографиях?
Главное - ощущение жизни (её живой пульсации, движения, дыхания, света, звука, аромата окр. мира).
Всё должно быть не мёртвым, а живым.
Каждый художник стремится к тому, чтобы то, что он изображает, из мёртвых предметов превратилось в живую жизнь ( т е., создать впечатление движения, звучания и т.д.)
НОВАЯ ТЕМА
1.Чтение учителем стихотворения И. Пивоваровой «Картина».
- Прочитайте слова Учёного Кота (с.11, учебник). Рассмотрите эту картину.
- Подтвердите, что на картине, о которой рассказывает поэтесса, всё наполнено жизнью (т.е. движением и звуками).
2. Картина - это изображение на плоскости и всё, что там изображено, не может находиться в движении.
Почему же автор пользуется именно такими словами? Разве художник может изобразить так, чтобы мы увидели движение?
3. Зайдём в Музейный Дом. Рассмотрим картину Ван Гога «Церковь в Овере». (учебник с.177)
а) Чувствуете приближение сильного дождя?
Цветовой контраст тёмно-синего неба и желтовато-зелёной земли и травы создаёт необычное предгрозовое освещение.
б) Видите женщину, которая бежит, торопится, чтобы не намокнуть?
Вам не кажется, что дорога тоже «бежит» куда-то?
Прерывистые чёрточки, которыми испещрена дорога, создают оптический эффект движения.
- Попробуйте создать «бегущую» дорожку на своём листе бумаги. Получилось?
в) Посмотрите на старую церковь.
У вас есть ощущение, что она тяжело дышит?
Вдох - и церковь вытягивается, делается более стройной, устремляется ввысь.
Выдох - и она немножко оседает, не может скрыть кривизны своих старых «косточек».
Обратите внимание: те линии, в очертаниях храма, которые должны быть прямыми, слегка искривлены: художнику это необходимо для того, чтобы создать впечатление храма как живого организма, как некоего природного явления.
- Попробуйте подобным образом «оживить» стены своего домика. Удалось?
-Верите теперь, что художник может передать движение?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
- Давно не было дождя, и овощи завяли (Дети встают около парт, поднимают руки над головой): сначала опустились головки, потом листики, а потом согнулся весь стебелёк. (Дети опускают головы, потом руки, садятся на корточки).
- Вдруг закапал дождик, и овощи начали оживать: распрямились, подняли листочки и головки. (Дети проделывают все движения в указанном порядке).
4. Давайте посмотрим, какими словами-названиями действий пользуется И. Пивоварова для обозначения звуков. На доске или проекторе - таблица слов и звуков: смеялось, пело, щебетало, шелестело, ржало, тренькало, свистело.
- А действительно ли художники умеют изображать звуки?
5. - Отправляемся в Музейный Дом. Рассмотрим фотографию храма Василия Блаженного и картину Аристарха Лентулова «Василий Блаженный».
На фотографии изображён знаменитый Покровский собор, который находится на Красной площади в Москве.
- Сравните фотографию и картину.
а) - Удалось ли художнику передать, что храм состоит из башенок? (Да).
б) -Видно ли, что купола разноцветные и пёстрые? (да)
в) Есть ли впечатление, что звонят колокола?
Всё деформации и смещения, которые имеют место на картине, воспринимаются как стремление художника создать впечатление невидимых раскачивающихся колоколов (Показать изображение колоколов на доске или проекторе, с одновременным звучанием колокольного звона).
г)- Какова же была цель художника: точно изобразить храм или передать сказочное, фантастическое впечатление от этого храма?
- Так может ли художник создать впечатление звука?
ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ.
- Ребята, прочитайте вполголоса вслух стихотворение «Картина». Постарайтесь «показать» голосом, что изобразил художник на картине.
- А заметили ли вы приём контраста, к которому прибегнула поэтесса? Где он находится? (в конце текста).
Это всё смеялось, пело
И ходило ходуном,
Щебетало, шелестело,
Ржало, тренькало, свистело
И на гвоздике
Висело
На
Одном.
ИТОГ УРОКА
- Что нового вы узнали на уроке? (Чем отличаются настоящие произведения искусства?)
- Что вам особенно понравилось? Запомнилось?
ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЕ
Д. З. учебник с.10 - 11 выразительное чтение, ответы на вопросы и выполнение заданий по учебнику с.10-13