Конспект урока "И.С. Тургенев рассказ «Бирюк»: Противоречивость образа главного героя."
Конспект урока "И.С. Тургенев рассказ «Бирюк»: Противоречивость образа главного героя."
При подготовке к уроку я поставила перед собой следующие цели:
- создать условия, пробуждающие самообразовательную активность учащихся, для этого одним из методов был запланирован проблемный метод (проблемный вопрос);
- направить учебный материал на овладение способами познавательной деятельности, значимыми за пределами конкретного содержания;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "И.С. Тургенев рассказ «Бирюк»: Противоречивость образа главного героя." »
И.С. Тургенев рассказ «Бирюк»: Противоречивость образа главного героя.
Цель урока: показать противоречивость образа главного героя.
Задачи:
Предметные:
- развитие у учащихся знаний о месте и роли внесюжетных элементов: пейзажа, интерьера, портрета как средств создания сложности и противоречивости натуры героя,
- совершенствование навыков характеристики героя,
- создание условий для развития у учащихся интереса к тексту, любви к русской прозе и творчеству русского классика И.С. Тургенева;
Метапредметные:
- умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге,
- умение делать обобщения и выводы, отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности.
- развить умения совместной деятельности, согласования и координации деятельности с другими ее участниками;
Личностное:
- развивать способность отстаивать собственное мнение,
- умение быть толерантным в коллективных формах работы, уверенным при взаимоотношениях с людьми,
Учитель: Здравствуйте ребята! Обратите внимание на доску (на доске прикреплены названия трёх произведений: «Муму», «Бирюк», «Дубровский»), выберите третье лишнее, то произведение, что не принадлежит перу Тургенева.
Дети: «Дубровский».
Учитель: Конечно, молодцы. Сегодня мы поговорим с вами о рассказе «Бирюк» из цикла «Записки охотника». Ребята почему именно так, называется этот рассказ?
Дети: По имени главного героя.
Учитель: а разве это его имя? Как звали главного героя?
Дети: Это прозвище, а звали его Фома Кузьмич.
Учитель: Правильно. Посмотрим лексическое значение слова бирюк в словарях. Зачитайте его. (На столе лежат словари; страницы указаны) а как автор трактует это прозвище?
Дети: Значение слова Бирюк по словарю В. И. Даля:
Бирюк – «зверь, серый волк» в некоторых диалектах России.
Значение слова Бирюк по словарю Ожегова:
Бирюк – Волк-одиночка.
Бирюк – угрюмый и нелюдимый человек.
Учитель: спасибо. Совпадает ли значение этого слова с характером Фомы Кузьмича?
Дети: да.
Учитель: в его прозвище отражены его внешние или внутренние качества? Поясню, внешние качества – те качества, которые видно со стороны, а внутренние качества – те качества, которые проявляются при определенных условиях.
Дети: внешние.
Учитель: а внутри он злой, бессердечный?
Дети: нет.
Учитель: в какой сцене он предстает перед нами с другой стороны?
Дети: в сцене с бедным крестьянином.
Учитель: правильно. Каким он предстал перед нами?
Дети: сострадательный, совестливый, благородный.
Определение темы урока (3мин.)
Учитель: верно. Ребята, так как вы считаете можно ли судить человека по внешности?
Дети: нет.
Учитель: а каким же образом мы можем оценивать человека?
Дети: узнав человека ближе, по его поступкам.
Учитель: конечно. Итак, перед нами герой с одной стороны – угрюмый, нелюдимый, а с другой стороны –совестливый, благородный. Можно сказать, что это противоречивый образ. Так, тема сегодняшнего занятия – «Противоречивость образа главного героя». Познакомимся с ним поближе. Что помогает автору ярче раскрыть образ героя?
Дети: речь героя, портрет, пейзаж, окружающая обстановка, поступки.
Учитель: выберем значимые средства создания образа, которые помогут составить целостное представление о противоречивом образе Бирюка. (на доске прикреплены таблички: портрет, пейзаж, интерьер) Проанализируем портрет, пейзаж и дом где живет Фома Кузьмич.
Работа в группах (17мин.)
Разделимся на группы:
Портретисты;
Пейзажисты;
Исследователи интерьера.
Я раздам вам карточки с заданиями, вы готовитесь, через 10 мин. представитель от каждой группы расскажет о проделанной работе.
(Во время подготовки учитель консультирует учеников. Свои работы каждая группа представляет по очереди, но участники других групп также принимают участие в обсуждении. Один представитель выходит к доске, зачитывает связным текстом ответы на вопросы. Схему ответа даёт учитель. Отрывки из текста зачитывает с места помощник.)
Итог (3мин.)
(После сообщений на доске 6 эпитетов, характеризующих Бирюка по внешним признакам: угрюмый, сильный, смелый, грозный, жестокий, грубый.)
Учитель: Ребята, мы охарактеризовали главного героя по внешним качествам, а внутри он такой же жестокий, грубый, нелюдимый?
Дети: да/нет.
Учитель: Каким он предстаёт в сцене с порубщиком?
Дети: совестливый, отзывчивый.
Учитель: Сделаем вывод: можно ли судить человека по внешности?
Дети: нет.
Учитель: на что же мы должны обращать внимание?
Дети: на поступки.
Учитель: правильно! Молодцы! Вот в чем заключается противоречие главного героя: его внешние качества не совпадают с внутренними. Ребята, вы сегодня славно поработали. Все молодцы.
Рефлексия (3мин.)
- Ребята, мы с вами дали характеристику нашему герою. С помощью каких художественных средств нам удалось это сделать?
- Какие чувства вызывают у вас образ лесника?
- Кому из героев симпатизирует автор? Почему вы так решили?
- Какие темы затрагиваются в этом произведении?
- открыли ли вы что-нибудь новое для себя?
Домашнее задание(1 мин.): сочинение на тему «Моё отношение к главному герою рассказа «Бирюк»».