Оборудование: выставка книг В. Голявкина, портрет писателя,
мультимедийный проектор, презентация.
Тип урока: работа с художественным текстом.
Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.
Приёмы: чтение с остановками, обращение к личному опыту учащихся, кластер, синквейн, поиск ответов на поставленные вопросы, проверка первоначальных предположений, ответы на вопросы, работа в парах, игра «Радиотеатр».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Оборудование: выставка книг В. Голявкина, портрет писателя,
мультимедийный проектор, презентация.
Тип урока: работа с художественным текстом.
Технология: развитие критического мышления через чтение и
письмо.
Приёмы: чтение с остановками, обращение к личному опыту учащихся, кластер, синквейн, поиск ответов на поставленные вопросы, проверка первоначальных предположений, ответы на вопросы, работа в парах, игра «Радиотеатр».
Ход урока:
Содержание
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
I.Оргмомент. Самоопределение к деятельности.
-Начнём наш урок чтения. Я уверена, что он будет интересным для нас всех.
-А что необходимо для того, чтобы на уроке каждому было интересно и каждый узнал что-то новое для себя?(Внимательно слушать, активно работать, думать, размышлять)
II.Проверка д.з.
Игра «Театр» по рассказу В.Осеевой «Просто старушка»
ВЫЗОВ
III. Актуализация знаний .
1.Составление «рассыпавшихся» пословиц об учении.
Чтение-лучшее учение.
Век живи-век учись.
Анализ смысла пословиц.
2.Фронтальная беседа о значении образования в жизни человека и чтения для учёбы в школе.
IV.Открытие нового.
1.Постановка задач урока.
2.Анализ портрета писателя, предположение о тематике его творчества по обложкам книг.(Приложение1.Презентация «В. Голявкин»)
3.Прогнозирование по названию произведения о его жанре и сюжете. Приём ТРКМ «Дерево предсказаний»
4.Подготовка к восприятию. Подготовительные упражнения (Презентация)
5.Первичное восприятие.
Приём ТРКМ «Чтение с остановками». Проверка предсказаний по ходу чтения.
6.Анализ содержания
прочитанного.
-Что забавного в рассказе?
-Зачем мальчик залез под парту?
-Почему его затея не удалась?-----Понравился ли вам его поступок?
-Каким тоном говорил учитель с мальчиком? Почему?
-Какие чувства мальчика важно выразить при чтении его слов?
1.Оценивание успеха в решении поставленных в начале урока задач.
2.Анализ собственных затруднений на уроке, выявление причин.
3.Мотивация к чтению, осознание полезности чтения книг. Синквейн «Чтение»
( Групповая работа)
Д.З. Чтение с изменением лица рассказчика.
Настраиваются на учебную деятельность на уроке.
После небольшой подготовке в паре разыгрывают ситуацию, представленную в рассказе .
Составляют и анализируют смысл пословиц о чтении, учении, учебном труде.
Высказывают мнения о значении получения хорошего образования для успеха в жизни и о том, какое значение для хорошей учёбы имеет умение правильно и быстро читать.
Формулируют задачи урока: учиться правильно, быстро, выразительно читать, красиво говорить, познакомиться с новым произведением.
Рассматривают портрет, называют фамилию писателя, если узнали, по иллюстрациям обложек книг на слайде и книжной выставке предполагают, о чём могут быть произведения.
Читают открывшееся название произведения «Как я под партой сидел» , прогнозируют, о чём оно может быть (несколько вариантов), какого жанра произведение.
Выполняют с опорой на слайд или по учебнику подготовительные упражнения , предваряющие чтение.
Во время чтения вслух делают по знаку учителя несколько остановок, подтверждая или опровергая свои предположения о содержании произведения.
Анализируют произведение , отвечая на вопросы учителя.
Слушают рассказ в исполнении профессионального чтеца.
Групповая работа.
Упражняются в выразительном чтении по ролям.
Высказывают мнения о том, насколько справились на уроке с поставленными в его начале задачами, оценивают личные успехи, предполагают причины неудач , пути их преодоления( улучшение техники чтения), составляют синквейн, отражая своё отношение к чтению.
Личностные: осознанное отношение к учебной работе .
Коммуникативные: способность к учебному сотрудничеству, культурному общению с одноклассниками, в семье, с другими людьми.
Коммуникативные: способность выражать свои мысли в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения
Личностные: положительная мотивация к обучению и к чтению.
Регулятивные: умение в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные: строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи Коммуникативные: выражать свои мысли в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения
Регулятивные :прогнозирование.
Коммуникативные: способность слушать, воспринимать услышанное, высказывать оценочные суждения о прочитанном.
Личностные: способность к эмпатии.
Познавательные: наблюдать за построением предложений, за разнообразием способов выражения мыслей и чувств; делать умозаключения, сравнивать, способность воспринимать информацию, представленную в разных видах.
Коммуникативные: способность к сотрудничеству в паре.
Регулятивные: способность к контролю,самоконтролю и коррекции
Коммуникативные: способность к учебному сотрудничеству в минигруппе с целью решения учебно-познавательных задач.
Источники:
О.В. Кубасова .Литературное чтение: учебник для 2 класса. В 3 частях.
Часть 2. Смоленск: ассоциация XXI век, 2014. – 192 с
О.В. Кубасова. Методические рекомендации к учебнику для 2 класса общеобразовательных учреждений. Смоленск: ассоциация XXI век, 2013. – 184 с.
Муниципальное автономное образовательное учреждение
Первомайская средняя общеобразовательная школа № 2
Конспект урока литературного чтения
«Старость надо уважать»
(по рассказу Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек»)
2 «Г» класс
(УМК «ГАРМОНИЯ»)
учитель начальных классов
Литвинова О.М.
2014-2015 уч. год
Тема:Старость надо уважать.
Цели: знакомить детей с биографией и творчеством Л. Н. Толстого;
продолжить работу по воспитанию нравственных качеств
человека.
Задачи: учить определению главной мысли произведения и под-
тверждению своих суждений цитатами из текста;
развивать логику;
совершенствовать технику чтения;
воспитывать уважение и сострадание к старым людям, ро-
дителям.
Оборудование: выставка книг Л. Н. Толстого, портрет писателя,
мультимедийный проектор, презентация, выставка
рисунков учащихся на тему «Моя семья».
Тип урока: работа с художественным текстом.
Технология: развитие критического мышления через чтение и
письмо.
Приёмы: чтение с остановками, обращение к личному опыту учащихся, кластер, поиск ответов на поставленные в I части вопросы, проверка первоначальных предположений, ответы на вопросы, работа в парах.
На доске: «Почитай отца своего и мать свою, чтобы тебе было хо-
рошо и чтобы ты долго жил на земле»
Библия, Ветхий Завет
Ход урока
1 Стадия вызова.
Предлагается соединить начало и конец пословиц, чтобы по- лучились верные высказывания: (Работа в парах)
Вся семья вместе… …тот вовек не погибает.
Кто родителей почитает… … детки же и горе.
Детки -радость… … и душа на месте.
Вопросы:
- Запишите в тетради, как вы понимаете слово «семья».
Чтение ответов детей (по выбору учителя)
и обсуждение.
- Попробуйте ответить на вопрос, почему люди создают семью.
- Рассмотрите выставку рисунков «Моя семья». Задайте вопросы авторам рисунков.
2 Стадия осмысления содержания.
Вопросы:
- Есть ли в вашей семье старые люди?
- Сравните ваши рисунки с иллюстрацией в учебнике.
- Что вы можете сказать об этой семье?
-Кто, на ваш взгляд, самый беспомощный в семье?
-Кто и почему должен быть опорой для дедушки?
- Сегодня мы знакомимся с рассказом Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек». Что вы знаете об авторе? Какие его произведения уже читали?
- Что объединяет эти произведения?
- Прочитаем текст и попытаемся понять, какой совет даёт нам
автор.
Фрагмент 1.
Вопросы:
- В чьей семье живёт дедушка?
-Кто такая невестка?
- Как вы думаете, всегда ли дедушка был таким беспомощным?
- Почему деда стали кормить за печкой?
Задание: - Составьте кластер – описание данной семьи.
Фрагмент 2.
Вопросы и задания (выборочное чтение):
- Что сделала невестка, когда дедушка разбил чашку с едой?
- Как повёл себя старик?
Фрагмент 3.
Вопросы:
- Подберите к слову «слаживает» синоним.
- Что делал Миша из дощечек?
- Что такое лоханка?
- Прочитайте диалог отца и сына в лицах
- Как вы думаете, что почувствовал отец, услышав ответ сына?
Фрагмент 4
Вопросы:
- Почему родители Миши заплакали?
- Как изменилась жизнь дедушки после этого случая?
- Составим кластер последовательности событий в рассказе.
3 Стадия рефлексии.
Вопросы и задания:
- Прочитайте пословицу и соотнесите её с рассказом.
- Что значит почитать старших?
- Какой же совет даёт нам автор?
- Прочитайте цитату из Библии, записанную на доске, вспомните всё, о чём мы говорили на уроке, и сделайте вывод, чему хотел научить нас автор рассказа?
Задание: составить синквейн слова «семья».
Источники:
О.В. Кубасова .Литературное чтение: учебник для 2 класса. В 3 частях.
Часть 2. Смоленск: ассоциация XXI век, 2014. – 192 с
О.В. Кубасова. Методические рекомендации к учебнику для 2 класса общеобразовательных учреждений. Смоленск: ассоциация XXI век, 2013. – 184 с.