Конспект урока литературы на тему " Лирика И. С. Романова. Утверждение добра путём сопротивления злу. От сатиры к лирике."
Конспект урока литературы на тему " Лирика И. С. Романова. Утверждение добра путём сопротивления злу. От сатиры к лирике."
Материалы конспекта помогут подготовиться к уроку литературы, на котором учащиеся познакомятся с творчеством ставропольского поэта Игоря Романова. Лирика поэта наполнена добром, гуманизмом и теплотой. Переводы сатирических произведений откроют учащимся в поэте прекрасного переводчика и человека.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы на тему " Лирика И. С. Романова. Утверждение добра путём сопротивления злу. От сатиры к лирике." »
Тема:«Направь шаги Тропою Доброты». Личность Игоря Степановича Романова. Утверждение добра путём сопротивления злу. От сатиры к лирике.
Цель: добиться понимания задачи сатирических произведений И.С. Романова, выявить истоки творчества И.С. Романова и причины перехода от сатиры к лирике.
Задачи: 1. Повторить литературоведческие понятия «сатира», «ирония», «сарказм», формировать умения анализировать притчи, учить отбирать материал для сообщения о личности поэта.
2. Развивать устную монологическую речь; произвольное внимание, умение анализировать, синтезировать и делать выводы.
3. Воспитывать доброту, милосердие, честность, справедливость, пробудить любовь к чтению.
Оборудование: - портрет И.С. Романова;
- выставка книг;
- раздаточный материал «Ногайские притчи»;
- карточки с терминами «сатира», «притча».
Ход урока.
Организация внимания учащихся.
Изучение нового материала.
Работа с эпиграфом.
- Послушайте «Пожелание» ставропольского поэта и нарисуйте его творческий портрет.
Пожелание.
Когда,
сжигая за собой мосты,
Бежать
от неудач
устанешь люто,
Направь шаги
Тропою Доброты
И радость
помоги найти
кому-то.
- Каким вы представили себе этого поэта?
- Ставропольский поэт Игорь Степанович Романов много лет работает в жанре сатиры. Однако эпиграфом нашего урока я выбрала «Пожелание» с нетипичной, на первый взгляд, для поэта книги «Тропою Доброты».
- Подумайте почему.
2. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня мы выявим задачу сатирических произведений И.С. Романова и причины перехода от сатиры к лирике.
3. Слово учителя.
/ Рассматривание портрета И.С. Романова.
- Рассмотрите портрет И.С. Романова.
- Послушайте рассказ о жизни и ответьте на вопрос: «О каких сторонах деятельности И.С. Романова следует говорить одновременно?»
Игорь Степанович Романов.
Родился 13 марта 1927 года в Ейске в семье бывшего батрака. Романовым довелось жить в деревушке Левады под Миллерово, потом в Новочеркасске, Нальчике. Отсюда в сентябре 1944 года, не закончив 8 класс, Игорь ушёл в армию. Стал водителем боевых машин в составе автополка, входящего в конно-механизированную группу под командованием генерала А.И. Алиева, участвовал в войне с Японией. И.С. Романов войну закончил в Маньчжурии под городом Чифыном.
Игорь Степанович- демобилизовался только через семь лет гвардии рядовым. Он награждён орденом Отечественной войны 2 степени, медалью «За победу над Японией» и другими медалями.
После демобилизации Романов работал лепщиком-строителем и учился в школе рабочей молодёжи города Нальчика. В 1953 году он поступил в Ставропольский пединститут – филологическое отделение, который окончил в пятьдесят восьмом, получив диплом с отличием.
И.С. Романов три года работал в газете «Советская Калмыкия» в Элисте, затем был заведующим отделом писем, заведующим отделом пропаганды газеты «Молодой ленинец» в Ставрополе. С 1962 года Игорь Степанович – ответственный секретарь альманаха «Ставрополье». С 1972 года он становится редактором Ставропольского книжного издательства. Редактирование чужих произведений, работа с начинающими авторами занимает в жизни И.С. Романова не меньшее место, чем писание своих книг.
И.С. Романов- член Союза журналистов с 1958 года и Союза писателей СССР с 1973 года.
Первые публикации художественных произведений И.С. Романова появились в периодике Калмыкии, Ставрополя, Москвы в 1955-1957 годах. Первая книга вышла в Ставрополе в 1958 году. В Ставрополе, Элисте, Москве вышли сборники сатиры и лирики: «Корень зла», «Встречи», «Практический вывод», «Открытый вопрос», «Чужая беда», «Обидный намёк», «Услуга», «Тропою доброты», «Суматошная карусель», «Весёлое утро», «Душа нараспашку», «Чистые следы», «Поздние холода» и документальная повесть о строителях БСК «Наступление».
- О каких сторонах деятельности И.С. Романова следует говорить одновременно?
- Верно, о двух сторонах деятельности И.С. Романова – литературном творчестве и редактировании чужих произведений – следует говорить одновременно, потому что работа с начинающими авторами занимает в жизни Игоря Степановича не меньшее место, чем создание своих книг. В том и другом И.С. Романов идёт «тропою доброты».
4. Сообщение учащегося «И.С. Романов – сатирик».
- Сверхзадача самого яростного сатирического произведения – утверждение добра путём сопротивления злу. В десятом номере «Иностранная литература» (1976) опубликовано интервью с югославским писателем Эрихом Кошем, который так объясняет свой приход к сатире: «Сатира родилась из активного отношения к жизни, к той среде, частицей которой я являюсь. Из неприятия пассивности, из ненависти к безвольной покорности и непротивлению. Из презрения к бездеятельному благодушию, не имеющему ни принципов, ни убеждений».
Под этими словами мог бы подписаться каждый сатирик. Их смысл определяет направление творчества Игоря Романова от самых первых басен, написанных во время учёбы в Ставропольском педагогическом институте.
Он пришёл на историко-филологический факультет в 1953 году после семилетней военной службы, куда входила и война с Японией, после работы строителем и учёбы в вечерней школе. Он был значительно старше многих на факультете и выделялся среди баззаботной студенческой братии серьёзностью и особой сосредоточенностью. Ему нужно было наверстать многое, и он делал это основательно. Он писал басни, которые печатались в стенной газете «Начинающий писатель». Позднее он стал сотрудничать в сатирическом отделе «Мойдодыр», существовавшем в пятидесятые годы на страницах газеты «Молодой ленинец».
А после окончания института журналистика надолго стала основной профессией Игоря Романова. Он параллельно с корреспонденциями, репортажами, очерками писал стихи. И пришёл день, когда он получил в издательстве авторский экземпляр своей первой книги «Корень зла» (1958г.).
Остановимся на сатирических произведениях И.С. Романова. Обращаем внимание на настойчивый поиск разнообразных форм для решения той или иной темы. Если в первых двух книгах преобладают вполне традиционные басни, но уже начиная с третьего сборника «Открытый вопрос» басенные слоны и медведи заметно сдают позиции. Появляются эпиграммы, сатирические эпитафии, литературные пародии в стихах и прозе, наконец, прозаические рассказы. Растёт мастерство автора, он стремится уйти от прямолинейного обличительства, отыскивая более тонкие и остроумные приёмы. И во многих случаях И.С. Романову это удаётся.
5.Анализ сатирических произведений И.С. Романова.
- Вспомните, что такое сатира.
- Назовите жанры сатирических произведений И.С. Романова.
- Сравните два произведения И.С. Романова.
- Какую тему они поднимают?
Взгляд Мухи.
Жужжала Муха зло,
Имея Пчёл в виду:
- Жжживёт жжже кое-кто!
Купаются в меду!
Эпитафия Завистнику.
Червь завести
И там, наверно,
Гложет
Покойного:
«Удачливый сосед-
С удобствами могилу выбрать может,
А в этой яме
Даже света нет!»
- Что высмеивает И.С. Романов?
- Эти произведения поднимают проблему зависти. Нет необходимости доказывать, что зависть- одно из человеческих качеств, часто встречаемых не только в современной жизни. Вспомните, кто из писателей поднимали эту проблему?
- Какие жанры выбирает И.С. Романов?
- Как вы думаете, почему?
- Проанализируйте эти произведения.
- И.С. Романов многократно обращается к этой теме и решает её остроумно и ёмко, без лишних слов. Эпитафия рисует перед читателем весьма яркий сатирический образ. Можно себе представить, что это был за человек, если даже в могиле его тревожит более высокий уровень комфорта у соседей.
6. Инсценирование «Ногайских притч» ( из Баубека
Карасова).
- Что такое притча?
- Прочитайте «Ногайские притчи» в редакции И.С. Романова. Выберите одну из них и проинсценируйте, объединившись в микрогруппы.
/ На подготовку 5-7 мин, просмотр и анализ
инсценировки.
Сон и явь.
Проснувшись ранним утром, Петух похлопал себя крыльями по бокам и сладко прокукарекал:
- Ох, и со-о-он ви-идел!...
- Какой же?- ласково тявкнула Лиса, терпеливо ожидая, когда он спрыгнет с насеста.
- Видел: будто я зерен наелся до отвала,- объяснил Петух.
- А я так всю ночь глаз не сомкнула,- посетовала Рыжая.
- Но почему? – удивился Петух.
Лиса не ответила.
- Так что же тебе мешало? – загорелся Петух любопытством и спрыгнул на землю.
Лисица и на этот раз не проронила ни звука.
- Ну и почему ты не спала всю ночь?- вытянул к ней шею Петух.- Это очень интересно.
- А потому, милый, что я не во сне, а наяву хотела бы плотно позавтракать!
И сцапала простофилю за горло.
Змея и Лягушка.
По весне Змея сбросила старую шкуру.
- Слава создателю!- облегчённо проквакала Лягушка.- Теперь от дурных привычек Змея, конечно, избавилась. Вон какая стала она симпатичная, тихая. Теперь совсем другое дело. Теперь можно быть спокойной за себя и своих лягушат. Верно я говорю?- пригнула Лягушка поближе, чтобы заглянуть в маленькие змеиные глазки.- Правда ведь: теперь мы с тобой будем…
Теперь лягушкины лягушата- круглые сироты.
Вот так-то.
Шакал долго присматривался к жизни Лисы-Плутовки. И однажды поинтересовался:
- Не объяснишь ли, сестра, как это получается? Ты всегда одета в красивую шубейку. Ешь сытно и вкусно. Вчера видел- курицу умяла. Сегодня- утку… А взгляни на меня: охотники шубу в клочья разодрали. Собаки чуть ухо не отгрызли. Ем я всякую падаль.
- Чудак,- хихикнула Лисица. - Надо уметь жить.
- Это как же?- озадачился Шакал.
- Очень просто, брат мой. Приходи сюда вечерком.
- Ну и что?- снова не понял Шакал.
- И мы пойдём.
- Куда пойдём-то, сестрица?
- Фу ты, дурень!- потеряла терпение Лиса.- Пойдём туда, где есть все, чем я пользуюсь.
- Что ты!- вздрогнул Шакал.- А если схватят? Тогда и вовсе шкуру снимут!
- Ай, балда!- разозлилась Лисица.- Положись на меня…
Вечером приплёлся голодный зверь к назначенному месту.
- Стало быть, выручишь, если что?
- Можешь не сомневаться,- успокоила его Плутовка.- Только позови-ка в компанию к нам и Мышку- Норушку.
Он позвал.
- Теперь пошли, - скомандовала Лиса.
И провела их через неплотно прикрытые двери в большой склад.
Перетрусивший Шакал, одетый в новую шубу с большим окороком в зубах, первым выскочил назад. Следом спокойно выскользнула Лисица. И плотно прикрыла двери:
- Вот так и живу, брат мой.
- Погоди, а как же Мышь?- забеспокоился Шакал.
- Ерунда, повела хвостом Плутовка.- Мышка-Норушка найдёт себе лазейку. А эту лазейку потом обнаружат… Так на Мышь все и спишут.
Оазис.
- У тебя в голове сплошь пустыня,- степенно поводя ушами, заметил Верблюду Осёл.
- А у тебя что?- покосился на него Двугорбый.
- У меня совсем другое дело. Моя голова полна мыслей. Ты же видел: я всегда погружён в раздумья, стремясь добраться до истины.
- Ух ты!- замер Верблюд.- Это как же понимать?
- Понимай так: найти истину так же трудно, как достичь пристанища в уютном хлеву.
- Вот оно что,- понимающе закивал Двугорбый Верблюд.- Но, видишь ли, в каждой пустыне тоже есть пристанище- оазис. Однако ни одному Ослу не суждено до него добраться.
Странная компания.
Все затопило весеннее половодье. Остался лишь крохотный островок.
Спасаясь от беды, здесь столпились те, кому повезло сюда добраться.
А вода прибывает и прибывает.
- У меня уже лапы мокнут в воде!- жалуется Дикий кот.
- Куда-куда нам деваться?- квохчет Цесарка.
- Не зна-а-аю…- тоненько выводит Козлёнок.
- Давайте на помощь позовём!- догадался Заяц.
- К-кого звать-то?- распустил нюни Индюк.
- Кого-нибу-удь,- подсказал Козлёнок.
- Кар-р-раул!- с отчаянной храбростью заорал Петух.- По-ги-ба-ем!
- Чего-го вы такой крик подняли?- вынырнула Утка поблизости.- Что, собственно, случилось? Ни Коршуна не видно, ни Лисицы…Айда, порезвимся, позабавимся!- захлопала Утка крыльями и нырнула.- Вот так, вот так,- крякнула она блаженно.- Ой, как хорошо!..
С островка уныло глядели на бойкую купальщицу.
- странная компания,- удивилась Утка.- Такая благодать, такой простор, а они ничему не рады.
Щедрое море.
Накатила Волна на Гранитную Скалу, ударила в неё брызгами и пошла обратно…
- А как же мы?- слезинками заискрились Капли, которые уже начинало подбирать знойное Солнце.
- Господи,- лениво вздохнуло Море,- о вас ли мне беспокоиться? У меня вон- ни конца, ни края!..
- Эй, Море!- прогудела Скала.- Не забывай, что ты и есть- брызги да капли!
Надёжное средство.
Сегодня трудно установить, в каком именно краю и когда это произошло. Но совершенно бесспорно одно- такой факт был…
Волк украл из отары барашка. Вспорол ему брюхо и часть потрохов швырнул набежавшим сторожевым собакам. Потом одну за другой обглодал несколько костей покрупнее и тоже бросил своре.
- Они что, друзья твои?- полюбопытствовал Медведь.- Зачем ты с ними добычей делишься?
Волк облизнулся и посмотрел на него с сожалением:
- А ты не можешь догадаться?.. Делюсь, чтобы не тявкали.
- Чему учат «Ногайские притчи»?
- Вспомните библейские притчи, сделайте вывод, какие качества человека воспевали во все времена и какие порицали.
7. Выразительное чтение, анализ стихотворений И.С. Романова.
- Прочитайте стихотворение «Девочка из сказки».
- О чём так ласково говорит И.С. Романов?
Девочка из сказки.
С головою инеем покрыта
Голубая медленная ель…
Девочка из сказки позабытой,
Звонкая весенняя капель.
Угасает вечер, угасает,
Наливая светом фонари.
От деревьев тень легла косая
В ожиданье утренней зари.
Остывает небо, остывает.
Плавится на стёклах лунный свет.
И как будто вот он-
Оживает
Давний полувыцветший портрет.
Половодьем лет
Былое смыто, и во вьюгах
Заблудилась ель…
Девочка из сказки позабытой,
Звонкая весенняя капель.
- Найдите неожиданные эпитеты.
- Назовите художественный приём, на котором построено это стихотворение.
- Что, на ваш взгляд, побудило И.С. Романова обратиться к лирике?
- С каким чувством нужно читать стихотворение?
- Подготовьтесь к выразительному чтению.
- Прочитайте стихотворение «Зимнее».
Зимнее.
В лесу
торжествует
молчанье,
И лёгких снегов
Белизна…
Уйду сюда утренней ранью
Свободно
бродить
дотемна.
Закружит
деревьев
свеченье,
Тропинки
лучами
дробя…
И где-то
в немом изумленье
Я сам обнаружу себя.
В просветах неровных
увижу
Небес ярко-синий раскрой.
И буду стоять неподвижен,
В сугроб оступившись пустой.
Весёлым сияньем искринки
С ветвей
осторожно
падут…
И медленно
Хрусткой тропинкой
С душой обновлённой пойду.
Внезапно
Живой,
не картинной-
Вся Родина
далью сплошной
Могучею
русской
былиной
Предстанет светло предо мной.
Хорошей откликнется вестью,
В душе
растревожит
мечту…
Уляжется в тихую песню,
Меня
уводя
в доброту.
- На что обратили внимание при чтении?
- Каковы особенности построения стихотворения?
- Какова тема стихотворения «Зимнее»?
- Почему И.С. Романов так назвал стихотворение?
- Как бы вы озаглавили его?
- Прочитайте строчки, в которых заключается идея стихотворения.
- Прочитайте стихотворение «Зимнее» так, чтобы мы, слушатели, прочувствовали каждое слово автора.
8. Обобщающая беседа.
- Какова задача сатирических произведений И.С. Романова?
- Какие произведения затронули ваши души?
- Почему?
III. Итог урока.
- Назовите виды деятельности И.С. Романова.
- Какой личностью представился вам И.С. Романов?
- Назовите жанры художественных произведений И.С. Романова.
IV. Домашнее задание.
Выучить наизусть притчу или стихотворение И.С. Романова, проанализировать.