I. Орг. момент. Цель: включение в деятельность. | 1. Приветствие. Организация рабочей обстановки. Включение в деятельность – задание – «Дыхание». Чтение скороговорок. Цапля чахла, цапля сохла, цапля высохла и сдохла. Чёрной галке чёрный дрозд подарил черники гроздь, Чёрная галка чернику склевала, только спасибо дрозду не сказала. | Выполняют по заданию глубокие вдохи-выдохи с целью активизации дальнейшей деятельности на уроке. Читают скороговорки. | Включение в учебный процесс. |
II. Актуализация и углубленное изучение материала. Цель: актуализация знаний. | Проверка домашнего задания. 1.Устный портрет М.М.Пришвина. 2. Выявление первоначального восприятия. - Какие эпизоды сказки-были показались вам наиболее интересными? - Какие эпизоды похожи на сказку? - В каких эпизодах нашли отражение приметы времени? | Отвечают на вопросы учителя. Кратко пересказывают эпизоды. | Познавательные УУД: делать выводы, обобщения; осуществлять самоконтроль и самооценку; преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные УУД: высказывать предположения на основе наблюдений; самостоятельно делать выводы. |
III. Работа с текстом. Цель: развитие читательских умений. | Изучение нового материала. 1. Сообщение темы, цели, плана урока. 2. История создания произведения. Слово учителя. Все произведения Пришвина проникнуты верой в торжество добра, доверием и любовью к человеку, читателю-другу, которого он зовет к правде и красоте. «Кладовая солнца» написана в 1945 г. на конкурс, объявленный на лучшую книгу для детей, и вполне заслуженно получила первую премию. В библиотеке Пришвина имеются переводы ее на английский, немецкий, французский, чешский и на другие иностранные языки. Автор дал детям имена своих друзей Коршуновых: Митраша и Настя; он сохранил их и в другом произведении —«Корабельная чаща». От Коршуновых Пришвин взял для своей сказки и некоторые черты их быта, а характер героев совсем иной. Дмитрий Павлович Коршунов (Митраша) и его жена Анастасия Михайловна (Настя) жили в деревне Хмельники и еще детьми ходили за клюквой вместе с ватагой ребят через дремучий хвойный лес на страшное и тёмное Блудово болото. Митраша и Настя росли вместе как брат с сестрой и сохранили на всю жизнь чувство братской любви и дружбу. В сказке Митраша и Настя — брат и сестра. Сказка написана после победы над фашизмом, полна веры в силы русского народа. 3. Выявление особенностей жанра. Слово учителя. Пришвин определил особенности жанра: сказка-быль, правдивая сказка - и этому небольшому по объему произведению придавал большое значение, рассматривал его как образец новой сказки: «...я всю жизнь учился, очень трудился над тем, чтобы так легко, просто и свободно писать, как оно прежде сказывалось...» Пришвин понимает, что создал этот жанр, и хотел быть достойным значения его родоначальника. - Можно ли утверждать, что в сказке-были все события являются вымышленными? - Чтение статьи учебника «Поразмышляем о прочитанном». | Записывают тему урока, ставят перед собой цели, которые попытаются достигнуть к концу урока. Слушают учителя. Определяют особенности жанра вместе с учителем. Делают записи в тетрадях. Читают статью учебника на стр. 186-187 | Личностные результаты: развитие любви и интереса к языку, его богатству и выразительным возможностям. Познавательные УУД: вычитывать разные виды текстовой информации, используя разные механизмы и приемы чтения; разграничивать основную и дополнительную информацию; преобразовывать и сохранять информацию. Коммуникативные УУД: формирование навыков речевой деятельности; освоение способов совместной деятельности. |
IV. Закрепление. Цель: зафиксировать новые знания. | 4. Анализ фрагмента сказки-были от начала до слов «Давай-ка вместе полоть огурцы, или свеклу мотыжить, или картошку сажать». 1) Беседа. - Назовите героев повести. - На какие группы можно условно разделить героев произведения? - Где и когда происходит действие сказки-были? - Сколько лет героям? - Найдите в тексте слова, передающие авторское отношение к героям. - Назовите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. - Какой смысл вкладывает автор в слова «золотая курочка», «мужичок мешочке»? - Почему можно утверждать, что, осиротев, дети не остались беззащитными? Какую роль в их жизни играют односельчане? 2) Выразительное чтение эпизода от слов «Точно так же, как и покойная мать... до слов «...и, наверное, что-то смекает». - Какими деталями Пришвин подчеркивает силу характера детей, умение жить в тяжелых условиях? Найдите в тексте цитаты, содержащие ответ на вопрос. - Как относились дети друг к другу? 3) Выразительное чтение от слов «Очень хорошо, что Настя постарше брата на два года, а то бы он непременно...» до слов «Давай-ка вместе полоть огурцы, или свеклу мотыжить, или картошку сажать». | Митраша, Настя, Травка. Мать и отец детей, Антипыч. Живая природа — елочки, дикие животные (тетерев, лось, волк, вороны, лисичка) и т.д. «Природа» и «человек». Природа является действующим лицом произведения наряду с людьми. Настя и Митраша жили в деревне возле Переславля-Залесского.Действие сказки-были происходит в 1943 г. Дети осиротели. Война заставила их стать совсем взрослыми. Насте двенадцать, а Митраше десять. «Мужичком» мальчика называли за упрямый характер. Кроме того,Митраша носил отцовские куртки, подпоясывая их ремнем. Со стороны казалось, что на мальчике надет подпоясанный мешок. «Золотой курочкой» Настю называли потому, что она была домовита, хлопотлива, обаятельна: «веснушки золотые», «волосы отливают золотом». После смерти родителей осталось большое хозяйство; односельчане всегда приходили на помощь. Кроме того, детям были свойственны умение и сноровка, серьезное отношение к жизни, трудолюбие, воспринятые от родителей. Настя во всем подражала матери, была прилежна и старательна. Митраша старался походить на отца: делал для людей деревянную посуду, бочонки и кадушки, старался принимать участие в общественной жизни. «Настя вставала далеко до солнца, в предрассветный час, по трубе пастуха». «У него есть фуганок, ладило длиной больше чем в два его роста». «И теперь можем сказать: не было ни одного дома, где бы жили и работали так дружно, как жили наши любимцы». Митраша чувствует, что у Насти жизненного опыта больше, поэтому, несмотря на упрямство, прислушивается к ее словам. | Личностные результаты: формирование уважительного отношения к русскому народу, к труду, искусству. Коммуникативные УУД: формирование навыков речевой деятельности. Регулятивные УУД: высказывать предположения на основе наблюдений; самостоятельно делать выводы. |
V. Итог урока. Рефлексия. Цель: зафиксировать новое содержание. | - Как можно назвать эту часть произведения — сказкой или былью? Мы узнаем о событиях военного времени, видим жизнь деревни той поры. В рассказе о реальном автор подчеркивает волшебные свойства доброты и трудолюбия. Он говорит о непреходящей ценности народного жизненного опыта, о необходимости сохранения представлений о добре и зле, беде и счастье. Быль и сказка неразделимы в каждой детали текста. | Участвуют в подведении итогов. Отвечают на вопросы учителя. Записывают основные выводы по уроку в тетрадях. | Рефлексия способностей организовывать собственную деятельность. Прогнозирование. |