Организационный момент. Настрой на работу. - Встали красиво, выровнялись. Садитесь. Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Наши ушки – на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. - Ребята! У вас хорошее настроение? Вот такое? У меня тоже такое настроение. Начнём наш урок. Человек, который хочет научиться выразительно читать, должен уметь управлять мимикой, передавать настроение героя. Предлагаю вам потренироваться. Покажите мне такое настроение: (показ настроения). А теперь, вот такое: (показ настроения). А сейчас, вот такое: (показ настроения). (Дети несколько раз тренируются). І. Этап Вызова. 1. «Откуда эти выражения?» (На доске написаны слова и словосочетания: Утро вечера мудренее, буйну голову повесил, по щучьему велению, пир на весь мир, ни в сказке сказать, ни пером описать.) - Ребята, обратите внимание на доску. Где встречаются эти выражения? О чем мы говорили на предыдущих уроках? 2. Метод «Корзина идей, понятий, имен…» (повторение материала «Сказки. Народные сказки.») (Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске вывешивается значок корзины, в которой будет собрано все то (записи на стикерах), что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Все сведения кратко в виде тезисов записываются и собираются в «корзинку» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации. (Ответы поощряются конфетами, затем с помощью фантиков конфет класс делится на подгруппы.) Работа над новым материалом. - Ребята, есть народные сказки, есть литературные сказки. Что же такое литературная сказка? ІІ. Этап Осмысления. Диаграмма Венн (по изучению материала «Литературная сказка» учащиеся в группе заполняют диаграмму Венн, отмечая различия и сходства литературной и народной сказки, затем защищают свою работу). 3. Прием «Чтение с пометками», позволяющий информацию «А. С. Пушкин» разделить на известную, новую, интересную, непонятную. (Во время чтения делать карандашные заметки на полях («+» - Я это знал до прочтения текста, «V» - это новая для меня информация, «?» - это мне непонятно). - Что понятно из текста, что нового в нем? А что непонятно вам в этом тексте? (Объяснение учителем непонятных моментов из текста и дополнение о поэте с демонстрацией слайдов.) - Откуда черпал Пушкин сюжеты для своих сказок? - Именно бабушка Мария Алексеевна учила внука писать по-русски. Крестьяне семьи Пушкиных: дядька Никита, няня Арина Родионовна рассказывали Саше сказки, которые остались на всю жизнь в его памяти. - Давайте знакомиться со «Сказкой о Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеде». 4. Метод «Яркое пятно» (Работа по сказке: просмотр мультфильма по сказке). - На какие части можно разделить сказку? Выбор невесты. Обман царя. Чудесное спасение. (Учащиеся получают опережающее задание – выучить наизусть отрывки из «Сказки…») - Мы определили, что это волшебная литературная сказка. А какие жанровые особенности вы можете назвать? *троекратные повторы *волшебство и волшебные предметы *приключения *конфликт, борьба добра и зла *зачин, концовка Викторина по сказке (по вопросам, иллюстрациям) - Давайте проведем маленькую викторину по знанию текста 1. Почему Салтан расстался с женой после свадьбы? (В те поры война была) 2. Родила царица в ночь не то сына, не то дочь, не мышонка, не лягушку, а (кого?) (Неведому зверушку) 3. Царь велит своим боярам, Времени не тратя даром, И царицу, и приплод … (что сделать?) (Тайно бросить в бездну вод) 4. Какую песенку пела белка? (Во саду ли, в огороде) 5.Разом пушки запалили, В колокольнях зазвонили, К морю сам идет Гвидон… Кого он встречает? Царя Салтана ІІІ. Этап рефлексии Метод «Шесть шляп» Правила надевания шляп • "Наденьте" белую шляпу и найдите факты. Какой мы обладаем информацией? • "Наденьте" красную шляпу и выскажите свои чувства по поводу сказки. Какие у меня по этой сказке возникают чувства? • "Наденьте" черную шляпу и выскажите критику(отрицательные черты) по сказке. В чем недостатки? Что здесь неправильно? • "Наденьте" желтую шляпу и перечислите положительные черты по сказке: увидеть «плюсы» ситуации, явления, проблемы. • "Наденьте" зеленую шляпу и предложите свой вариант конца сказки. (Простил ли их автор? А вы бы простили? Или вам хочется изменить конец сказки?) • "Наденьте" синюю шляпу и обобщите все, что вы узнали по сказке. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше? - Что общим является для сказки литературной и народной? Мораль Какую мораль можно извлечь из этих слов? А ткачиха с поварихой С сватьей бабой Бабарихой Разбежались по углам: Их нашли насилу там. Тут они во всем признались, Повинились, разрыдались Не надо совершать злые поступки, не надо завидовать. Чему учит сказка? Учит справедливости , добру, правде. Рефлексия – «обращение назад»; осмысление собственных действий (самонаблюдение, размышление). (Яблоня, яблоки, листья, цветы.) - Урок у нас заканчивается. За это время выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока. Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны - прикрепите к дереву плоды – яблоки. Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше – прикрепите цветы. Если урок не отличается от прежних уроков, и ничего нового не принес – зеленые листочки. А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то – желтый, чахлый лист. |