Конспект урока на тему :"К.Паустовский «Заячьи лапы»"
Конспект урока на тему :"К.Паустовский «Заячьи лапы»"
Цель урока:
- развивать речь, воображение учащихся;
- развитие критического мышления; развитие умения анализировать поступки и характер героев; умения выделять главное, т.е. отделять существенное от несущественного; умения обобщать; развитие мыслительных операций;
- учить вдумчивому, осознанному чтению;
- воспитывать чувство сострадания, сопереживания и милосердия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему :"К.Паустовский «Заячьи лапы»" »
Урок литературного чтения в 4 классе УМК «Гармония»
Тема: К.Паустовский «Заячьи лапы»
Цель урока:
- развивать речь, воображение учащихся;
- развитие критического мышления; развитие умения анализировать поступки и характер героев; умения выделять главное, т.е. отделять существенное от несущественного; умения обобщать; развитие мыслительных операций;
- учить вдумчивому, осознанному чтению;
- воспитывать чувство сострадания, сопереживания и милосердия.
Ход урока
«Добро, которое мы делаем другим, добром же служит нам самим.»
Жан Лафонтен
Орг.момент
Сообщение темы и цели урока
- Сегодня мы познакомимся с произведением писателя, о котором В. Фраенмал рассказывал так:
«Рассказчик он (и тогда уже) был превосходный. Настоящий мастер прихотливого, порой непокорного, но всегда великолепного русского языка учился языку везде - и неустанно учил этому своих многочисленных друзей. Он говорил: каждый, самый скромный журналист обязан знать строй и выразительную интонацию родного языка, чувствовать характер каждого слова и особенно внимательно изучать русский глагол.
Часто приводил пример краткости, точности и огромной поэтической силы стиха Пушкина.
Природу он любил как поэт и художник. И сердился на "горожан", которые в выходной едут за город и раздражаются, если неожиданно начнет накрапывать дождик.
Он любил природу во всех ее проявлениях: и "осенний мелкий дождичек", и холодный туман, и сизую росу. Особенно он любил осень и золотой листопад. И часто повторял в письмах пушкинские строки: "И каждой осенью я расцветаю вновь..."
- Он писал о природе, о животных. Как он сам о себе сказал: «Моя писательская жизнь началась с желания все знать, все видеть и путешествовать…» «Прирожденный скиталец» - он изъездил всю Россию еще в молодости. Полярный Урал, сожженные берега Каспийского моря, Волга, Украина, необозримые Полесские болота, Карелия, Прионежье, Крым и Кавказ, Мещера и Приочье описаны им во множестве рассказов, новелл, очерков.
- Я думаю, вы уже догадались , произведение какого писателя мы будем сегодня изучать. Да, это Константин Георгиевич Паустовский. ( портрет писателя) (слайд 1)
- С произведениями К.Паустовского мы с вами встречались и раньше. О чем пишет К.Паустовский?
- Какие рассказы К.Паустовского вы читали? (выставка книг)
III. Работа над новым материалом.
1. Словарная работа. (слайд 2) Работа с толковым словарем.
2. Побуждение.
-Дома вы прочитали рассказ К.Паустовского «Заячьи лапы». Считаете ли вы, что слова, записанные на доске, связаны с этим рассказом?
"Добро, которое мы делаем другим, добром же служит нам самим" (Ж.Лафонтен).
- Тогда девиз нашего урока таков: « Способность видеть в обыкновенном чудесное – признак мудрости»
-Как вы понимаете эти слова?(ответы детей)
-Если мы сумеем в нашем рассказе увидеть что-то чудесное, ценное, о чем хотел сказать автор, то тоже станем мудрее.
- Как отнесся к зайцу каждый из персонажей рассказа?
- Кто не захотел прийти на помощь лесному жителю?
- Каким ты представляешь зайца из этого рассказа? (слайд 3)
- А вы бы смогли помочь в беде?
3. Работа над выявлением главной идеи.
-Сейчас нам предстоит заглянуть в ларец простых истин. Что такое ларец?
Ларе́ц, - искусно сделанный, украшенный ящичек для хранения драгоценностей; шкатулка, сундучок.
- Что хранят в ларцах?
-Правильно, в них хранят какие-то ценности.
- Иногда самое простое мы не можем увидеть, узнать, сделать, а оно окажется самым ценным. Сегодня мы должны выяснить самое ценное, что хотел нам сказать Паустовский.
4. Работа в группах.
- Назовите действующих лиц этого рассказа. (Ваня, дедушка, ветеринар, бабка Анисья, аптекарь, детский врач Карл Петрович) (слайд 4)
- Сейчас мы должны выяснить, кто из них положительный герой, а кто вызывает осуждение.
1 первое задание
- Какие качества характеризуют каждого из героев. Выпишите из списка качества, которые характерны для каждого героя.
- В рассказе есть еще одно действующее лицо – это сама природа. Природа в рассказе передаёт настроение действующих лиц, их чувства. Осуждает поступки людей.
-Где мы это видим? (На слова Карла Петровича гром ворчит )
-Найдите в тексте слова и выражения, которые свидетельствуют о том, что в то лето было очень жарко. («Горячая песчаная дорога», «пахло гарью», «неслыханная жара», «жаркий ураган»)
IV.Физминутка.
Руки, как ветки,
А мы, как деревья,
Теперь мы как будто в лесу.
Мы руки поднимем
И руки опустим,
Так ветер сбивает росу.
Чуть в стороны руки,
И плавно покажем,
Так в небе летят журавли.
И как они сядут, мы тоже покажем –
Крылья сложить мы должны.
2 задание.
- Ребята, у вас на партах лежат листочки с пословицами. Выберите из списка пословицы и поговорки, относящиеся к теме рассказа. Объясните, почему на ваш взгляд они подходят к теме рассказа.
Час в добре пробудешь - все горе забудешь.
Жалость - со слезами, а доброта - с мозолями
Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.
Доброе слово доходит до сердца.
Учись доброму, так худое на ум не пойдет.
Кто помогает людям, у того и свои желания сбываются.
Жизнь дана на добрые дела.
Не суди по силе рук, а суди по силе сердца.
3 задание. Дискуссия.
- А вот три ученика на вопрос «О чем этот рассказ?» высказали различные мнения:
1ученик. Это рассказ о зайце
2ученик. Это рассказ о страшной беде: лесном пожаре
3 ученик. Это рассказ о людской доброте и отзывчивости.
-Как считаете вы? Обоснуйте свой ответ.
V.Обобщение учителем. (Корзина идей)
-Какая простая истина вам открылась? Что хотел сказать автор? (нужно уметь видеть и чувствовать боль другого, проявлять сострадание к братьям нашим меньшим…..)
- Вы нашли истину, это рассказ о людской доброте и отзывчивости. Но почему на рисунках центральное место занимает заяц? (ответы детей)
-Действительно, больной заяц в центре событий, а каждый персонаж проходит проверку на доброту, человечность и сопереживание.
Кто-то сдаёт этот экзамен, а кто –то нет. Перед нами «корзина мыслей» Каждый сам кладет в неё свою мысль, дописав слова на листочке (на листочке написана незавершенная фраза(каждый выбирает по желанию)
Быть добрым –это значит….
Быть добрым легко….
Быть добрым тяжело…
(проверка идей)
- Совершив добро, наслаждайтесь тем, что всем окружающим вас, стало хорошо. Хорошо бы научиться искренне дарить добро, не ожидая какой-либо выгоды и ответа. Если мы научимся этому, то мы – богатые люди. А самое главное- это научиться видеть, что кому-то нужна наша помощь. А теперь скажите, ведь правда, что мы открыли простые истины?
-В этом рассказе описывается страшное стихийное бедствие - лесной пожар, который очень трудно остановить. Лесной пожар уничтожает растения, почву, угрожает жизни животных и даже людей.
- Прочитайте со слов « Ветер перешел в ураган » до «Смерть настигала деда, хватала его за плечи…» (слайд 6. 7)
- Лесной пожар послужил началом истории, которая выявила доброту одних и равнодушие других.
-А как возникают в лесу пожары? Послушайте стихотворение, которое подтверждает ваши ответы.
Забывчивый охотник на привале не разметал, не растоптал костра
Он в лес ушёл, а ветки догорали и нехотя чадили до утра.
А утром ветер разогнал туманы, и ожил потухающий костёр.
И, сыпля искры посреди поляны, багровые лохмотья распростёр.
Он всю траву с цветами выжег, кусты спалил, в зелёный лес пошел.
Как вспуганная, стая белок рыжих, он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели, со страшным треском падали стволы,
И как снежинки, искры с них летели над серыми сугробами золы.
- Огонь — страшный враг леса. После пожара остается на долгие годы безжизненная и мрачная пустыня, где на многие километры лежат обугленные трупы деревьев. (слайд 8)
- Можете ли вы объяснить эту фразу: “1 дерево — 1 млн. спичек, 1 спичка — млн. деревьев”.
VI.Рефлексия
-Как вы думаете, зачем Паустовский рассказал нам эту историю?
(чтобы мы задумались, какое бедствие для леса пожар и были осторожны в лесу.ит.д)
- Животные тоже иногда приходят человеку на помощь. Добро, которое мы делаем другим, добром же служит нам самим.
- Какие выводы для себя сделали?
Не стой в стороне равнодушно, Когда, у кого- то беда. Рвануться на выручку нужно В любую минуту, всегда И если кому — то, кому — то поможет Твоя доброта, улыбка твоя, Ты счастлив, что день не напрасно был прожит, Что годы живешь ты не зря.
.
VII. Итог урока
- В конце нашего урока вы должны либо согласиться, либо опровергнуть следующие высказывания:
Да, герои поступили совершенно правильно.
Нет, поступок героя, мне кажется, неоправдан, зря только беспокоили людей.
Домашнее задание: прочитать рассказ и составить план.
Час в добре пробудешь - все горе забудешь.
Жалость - со слезами, а доброта - с мозолями
Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.
Доброе слово доходит до сердца.
Всякий хлопочет - себе добра хочет
Не гони коня кнутом, а гони овсом.
Все любят добро, да не всех любит оно.
Учись доброму, так худое на ум не пойдет.
Кто помогает людям, у того и свои желания сбываются.
Жизнь дана на добрые дела.
Не суди по силе рук, а суди по силе сердца.
Верная указка - не кулак, а ласка.
Постучи в семь дверей, чтобы одна открылась.
Красота до вечера, а доброта навек.
Не считай щедрым дарящего чужое.
Давай хлеб каждому, но не у каждого ешь хлеб.
Кто зло делает - для себя, кто добро делает - тоже для себя.
Час в добре пробудешь - все горе забудешь.
Жалость - со слезами, а доброта - с мозолями
Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.
Доброе слово доходит до сердца.
Всякий хлопочет - себе добра хочет
Не гони коня кнутом, а гони овсом.
Все любят добро, да не всех любит оно.
Учись доброму, так худое на ум не пойдет.
Кто помогает людям, у того и свои желания сбываются.
Жизнь дана на добрые дела.
Не суди по силе рук, а суди по силе сердца.
Верная указка - не кулак, а ласка.
Постучи в семь дверей, чтобы одна открылась.
Красота до вечера, а доброта навек.
Не считай щедрым дарящего чужое.
Давай хлеб каждому, но не у каждого ешь хлеб.
Кто зло делает - для себя, кто добро делает - тоже для себя.