"Конспект урока по литературе на тему: "Роль бесовщины в произведении",
"Конспект урока по литературе на тему: "Роль бесовщины в произведении",
Конспект урока литературы в 6 классе на тему "Роль бесовщины в произведении" может быть применен учителями литературы для открытых уроков. У учащихся формируется аналитические навыки при работе с текстом. Ученики прослеживают связь судеб героев с природным явлением. Развиваются навыки анализа художественного произведения, образного и критического мышления. Формируется интерес к изучению творчества А.С Пушкина.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Конспект урока по литературе на тему: "Роль бесовщины в произведении", »
КЛАСС: 6
УРОК: ЛИТЕРАТУРА
ТЕМА: А.С. Пушкин. «Метель». Роль метели в произведении. Роль пейзажа в литературном произведении. Тема бесовщины в произведении.
Цели:
1. формирование аналитических навыков при работе с текстом; ассоциативного мышления : связь судеб героев с природным явлением; развитие навыков анализа художественного произведения;
2. развитие образного и критического мышления,
3. формирование интереса к изучению творчества А.С Пушкина.
-Ребята, давайте перед началом урока создадим добрую, позитивную обстановку. Вы поделились на две группы. Первую группу мы назвали «___________», а вторую «__________».
Я дарю вам такие напутствующие слова:
И пусть не скатертью дорога,
И ясных не достанет дней –
Езжай, чудес увидишь много,
Глядишь, - воротишься умней.
Вступление.
Прослушаем классическую музыку, которую написал великий композитор Георгий Свиридов. Давайте внимательно ее послушаем. (Звучит музыка Г.Свиридова «Метель»)
– Ответьте на следующие вопросы:
Каковы ваши первые впечатления?
Какую картину вы представили?
О чем эта музыка?
Именно на произведение А.Пушкина «Метель» Свиридов написал свою композицию. Смог ли композитор передать то, что хотел сказать нам А.С.Пушкин? Это мы и выясним с вами сегодня на уроке.
Тема нашего урока Роль метели и пейзажа в литературном произведении. Тема бесовщины в произведении.
1. перед вами у каждого на столе лежат рабочие листы. Давайте каждый сформулирует для себя цель урока. Что мы должны знать и уметь.
Н-р: Знать: роль метели и пейзажа в произведении. Знать тему бесовщины в произведении.
Уметь: анализировать текст, уметь сочувствовать и сопереживать, понимать душевное состояние людей.
2. сегодня мы с вами также должны продолжать учиться оценивать друг друга, аргументировать свои ответы.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ на критерии, по которым мы будем друг друга оценивать.
II Для начала давайте проверим домашнее задание и посмотрим, знаете ли вы текст.
Расположите события повести в хронологической последовательности, поставив нумерацию. На задание вам дается 3-4 минуты. Совещаемся, работаем в группах.
____ Владимир попадает в метель, блуждает и только к рассвету приезжает в Жадрино.
____ Окончание войны 1812 года и возвращение русских полков из-за границы.
____ Марья Гавриловна готовится к побегу из родительского дома и мысленно прощается с близкими.
____ Смерть Гаврилы Гавриловича.
____ Решение Марьи Гавриловны и Владимира бежать и тайно обвенчаться.
____ Венчание Марьи Гавриловны с неизвестным.
____ Известие об отъезде Владимира в действующую армию.
____ Владимир отправляет свою тройку в Ненарадово.
____ Объяснение Марьи Гавриловны и Бурмина.
____ Болезнь Марьи Гавриловны.
____ Владимир договаривается со священником и находит свидетелей.
____ Знакомство Марьи Гавриловны с полковником Бурминым.
Давайте теперь проверим. От каждой группы выступит ученик.
Теперь оцените себя. Все ответы аргументируем.
И прежде чем продолжить, я бы хотела обратить ваше внимание на рисунки на доске. Это фотографии с кинофильма, экранизированного в 1964 году. Обратите внимание на церковь. Что это за здание? Обратимся к словарю Ожегова.
ЦЕРКОВЬ - это религиозный храм.
Слово учителя: Сегодня мы с вами будем говорить не просто о метели, а о её бесовской сути, о её роли в судьбах наших героев.
Давайте прежде всего определим и вспомним, кто же такие бесы.
Прослушаем опережающее задание от Мадины.
3. опережающее индивидуальное задание.
Бесы -Враждебные человеку злые духи. Следы верований в бесов уходят корнями в глубокую древность. В то время их представляли себе существами, покрытыми шерстью, с крыльями и хвостами, окутанными тяжелым смрадом или дымом. По представлениям, бесы могли легко менять свой облик, превращаясь в любых "нечистых" животных или прикидываться человеком. Само слово бес является общеприменимым ко всей нечистой силе.
Слово учителя: В «Метели» нет прямого указания на присутствие бесов, зато есть образ, замыкающий блуждания Владимира – петух.
- как вы думаете, почему именно петух?
Ответы учеников:
Его крик в мифологии – это всегда сигнал для нечистой силы, что ее время истекло. Следовательно, можно утверждать, что влияние или даже прямое участие нечистой силы в блуждании Владимира имело место быть.
Интересно, что печальные последствия эта метель имела только для Владимира. Она стала словно бы предвестием его судьбы, ведь он будет смертельно ранен под Бородином и успокоится навеки.
4. Найдите в тексте.
«Пели петухи и было уже светло, как достигли они Жадрина. Церковь была заперта. Владимир заплатил проводнику и поехал на двор к священнику. На дворе тройки его не было. Какое известие ожидало его!»
Молодцы! Оцениваем ответы.
III Закрепление.
- Назовите главных героев повести А.С. Пушкина «Метель».
Можем ли мы сказать, что метель является одним из главных героев этого произведения?
Ответы учащихся: Метель, давшая заглавие повести, сыграла в судьбе героев, да и в повести, главную роль. Она развела Марью Гавриловну с Владимиром, но соединила с Бурминым. Она «помогла» раскрыться характеру каждого из них. По этой причине мы с полным основанием можем причислить метель к главным героям повести.
- Обратите внимание, ребята, что героем литературного произведения может быть не только человек или животное («Муму», «Каштанка»), но и растение, неодушевленный предмет или явление природы («Метель»).
- А теперь обратимся к другим героям повести. Как была воспитана Марья Гавриловна? Как относится к ней автор. Как вы понимаете выражение: «Марья Гавриловна была воспитана на французских романах и, следовательно, была влюблена»?
Автор относится к ней с иронией. Фраза эта означает, что на самом деле ей только хотелось быть влюбленной, чтобы быть похожей на героинь любовных романов, которые она читала. Побег для нее был романтическим приключением, полным тревог и опасностей. Но игра становится страшной, когда она понимает, что она видит своих родителей, возможно, в последний раз.
- Какими были чувства влюблённых?
Они не были глубокими, скорее, они были придуманными.
- Каким мы видим Владимира? Объясните мотивы его поведения.
Он молод, горяч, полон романтических иллюзий и грандиозных планов. Возможно, что его настойчивость была не бескорыстна, так как он был беден, а Марья Гавриловна богата. И в этом мы тоже видим авторскую иронию.
- Каков полковник Бурмин? Чем объясняются его поступки?
Бурмин кажется человеком серьезным и даже солидным, но, как выясняется позднее, это именно он так «пошутил» над Марьей Гавриловной во время ее побега. Сам он называет свой поступок непонятной и непростительной ветреностью, шуткой, проказой, о которой он, отъехав от церкви, тут же забыл.
- А как обошлась со всеми тремя героями метель?
Метель распорядилась жизнью героев, наказала их за легкомыслие, заставила пройти через страдания и вознаградила за все пережитое. 5. Работа по отрывку- описанию метели.
Напишите, пожалуйста в своих технологических картах определения. Первая группа выписывает словосочетания, характеризующие метель + Марью Гавриловну и метель + Бурмин. Вторая группа метель + Владимира и метель+ Бурмин. Как метель характеризует их отношение друг к другу.
Что важно!
- Считайте метель полноправным героем повести, что это не просто плохая погода, а живое существо со своим характером. Учащиеся выписывают слова по колонкам и подводят резюме.
-Даю вам время, чтобы их найти и записать. На задание каждой группе дается по 7 минут.
ветер выл, ставни тряслись и стучали, метель не утихала; ветер дул навстречу, насилу дошли до конца сада;
Поднялся ветер; сделалась такая метель; ничего не взвидел; дорогу занесло; окрестность исчезла; во мгле мутной и желтоватой; летели белые хлопья снегу; небо слилося с землею; въезжала в сугроб, проваливалась в яму; сани опрокидывались; метель не утихила, небо не прояснялось.
Ответы групп. Оцениваем ответы друг друга. Аргументируем, почему поставили ту или иную оценку.
Учитель: Метель пытается остановить Марию. Потом позволяет отправиться ей в путь, добраться до церкви.
- Стихия кружит, запутывает Владимира. - Он безнадежно опаздывает. - Какая-то сила выталкивает ехать его в самую бурю. - Приводит в ту же самую церковь.
Учитель. А вы заметили, что и Марья Гавриловна и Владимир отправились в путь, когда метель уже началась? Почему же Марья Гавриловна добралась вовремя до церкви, а Владимир заблудился?
(Наверно, потому, что Владимир отнесся ко всему как-то легкомысленно, все отложил на последний день, совершенно не думал о своей ответственности перед любимой и нравственном преступлении перед ее родителями. Голос совести в нем молчал. И судьба в виде метели наказывает его.)
- Какие, скажем, «заслуги» у метели?
Ответы учащихся: (Метель развела Марью Гавриловну с Владимиром, но соединила с Бурминым. Она «помогла» раскрыться характеру каждого из них. И она пропала, утихла, оставив после себя успокоившуюся, красивую равнину, «устланную белым волнистым ковром».)
ФИЗМИНУТКА.
А теперь мы с вами немного отдохнём и расслабимся. (прослушаем композицию Свиридова «Зимняя дорога»)
Закройте глаза, отдохните. (2-3 минуты)
- что вам напоминает эта музыка?
(ответы учащихся)
Давайте сравним два эпизода музыки.
- Метель, давшая заглавие повести и сыгравшая главную роль в судьбе всех трех героев, не ощущается той страшной и враждебной человеку силой, она оказалась умнее, мудрее людей – героев повести, устроив их судьбу наилучшим образом. А потом она пропала, утихла, оставив после себя успокоившуюся, красивую равнину, устланную белым волнистым ковром.
(первый резкий, звучный, быстрый. Второй - тихий, монотонный и т д)
- А какая в нашем регионе присутствует погода именно в декабре?
- метель, снег, мороз и т д.
- Что вы делаете, когда за окном метель?
- Закрепление.
Теперь давайте с вами подумаем, что бы было с нашими героями, если бы не было метели.
Давайте теперь мы с вами составим кластер.
Первая группа - что бы было с Марьей Гавриловной
Вторая группа - что бы было с Бурминым.
Даю 5 -7 минут. После этого защита кластера. Ставим оценки, аргументируем.
А теперь мы с вами поработаем творчески. Проявим свои актерские таланты.
Если бы я была Марией, я бы.......
Если бы я был Владимиром, я бы....
Если бы я был Бурминым, я бы.....
Рефлексия.
И подводя итоги урока, я бы хотела, чтобы вы написали в ваших рабочих листах своё состояние после работы.
Было трудно…
Было легко…
Я удивился…
Я узнал…
Этап информации о домашнем задании
Ответить на вопросы стр. 181. 1-3 вопр.
Перед вами лежат стикеры, я бы хотела, чтобы вы написали свои впечатления от урока.
Красный стикер - урок не понравился.
Зеленый стикер - урок понравился.
Наклейте их на доску возле портретов.
ВСЕМ СПАСИБО за урок. До свидания!
ГУ «Карабалыкская средняя школа №1 имени М.Горького отдела образования акимата Карабалыкского района»