Класс затемнён, горят свечи, играет тихая медленная музыка.
Ход урока:
Слово учителя:
Здравствуйте, дорогие друзья. Сегодня наш урок не совсем обычный. Мы будем говорить о событиях прошлого, о Великой Отечественной войне. О женщинах, которые ради Победы были готовы преодолеть все невзгоды. Какова же была роль женщины в той войне? Почему матери, жёны, сёстры наравне с мужчинами приближали час Победы?
Чтец
Николай Старшинов. Солдатская мать.
Она поседела в разлуке
За годы великой войны.
Её терпеливые руки
Огнём и трудом крещены.
В те годы пришлось ей несладко:
Ушла вся семья воевать,
А дома она –
И солдатка,
И наша солдатская мать.
Но беды она выносила, не хмуря высоких бровей.
Пахала она и косила
За мужа,
За старшего сына, за младших своих сыновей.
И верил я снова и снова,
Что в каждом конверте найду
Её материнское слово,
Её сокровенное:
«Жду!»
Я знал в эти годы крутые,
Что каждую строчку письма
С ней вместе писала Россия,
Россия,
Россия сама!
1 ученик. С древних времён образ русской женщины становился центральным во многих произведениях отечественной литературы. Годы ВОВ дали нам огромное количество замечательных стихотворений, воспевающих необыкновенных женщин, благодаря которым мужчины смогли выстоять в той страшной войне.
2 ученик. 22 июня в 4 часа утра на Советский Союз без объявления войны напала фашистская Германия. Все как один жители нашей страны были готовы встать на её защиту. Наши люди проявили необыкновенную отвагу и мужество как на фронтах, так и в тылу.
Песня «Звезда»
3 ученик. С момента начала войны в СССР повсеместно была развёрнута мобилизация. Защитить Отечество было долгом каждого советского Гражданина.
Юлия Друнина
Качается рожь несжатая.
Шагают бойцы по ней.
Шагаем и мы – девчата,
Похожие на парней.
Нет, это горят не хаты –
То юность моя в огне…
Идут по войне девчата,
Похожие на парней.
4 ученик. Годы войны отразились на всех людях. Поэты, писатели своим творчеством пытались поддержать советский народ в борьбе с фашизмом. Но нам бы хотелось отметить тех, в чьих произведениях воспевается русская женщина и её неоценимая роль в победе. Мы поговорим лишь о некоторых из них: Анне Ахматовой, Ольге Берггольц, Маргарите Алигер, Юлии Друниной , Алексее Суркове и других.
1 ученик. Анна Андреевна АХМАТОВА (наст. фам. Горенко) (1889 -1966). Русская поэтесса. Примыкала к акмеизму. Верность нравственным основам бытия, психология женского чувства, осмысление общенародных трагедий 20 века, сопряженное с личными переживаниями, тяготение к классическому стилю поэтического языка, всё это нашло отражение в её стихотворениях. В первые месяцы Великой Отечественной войны Ахматова пишет плакатные стихотворения (впоследствии»Клятва», 1941, и «Мужество», 1942, которые стали всенародно известными). По распоряжению властей ее эвакуируют из Ленинграда до первой блокадной зимы, два с половиной года она проводит в Ташкенте. Пишет много стихов, работает над «Поэмой без героя» (1940-65).
Чтец
Анна Ахматова. Клятва
И та, что сегодня прощается с милым, -
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянёмся, клянёмся могилам.
Что нас покориться никто не заставит!
2 ученик. Дети войны. Дети блокады Ленинграда. Что пришлось им пережить? Никто никогда не узнает, откуда у них брались силы жить. Какой страх испытывали эти дети во время бомбёжек? Почему женщины не делали различий, чей это ребёнок, а помогали всем, кто в этом нуждался?
Анна Ахматова.
1
Щели в саду вырыты,
Не горят огни.
Питерские сироты,
Детоньки мои!
Под землёй не дышится,
Боль сверлит висок,
Сквозь бомбёжку слышится
Детский голосок!
2
Постучись кулачком – я открою.
Я тебе открывала всегда.
Я теперь за высокой горою,
За пустыней, за ветром, за зноем,
Но тебя не придам никогда…
Твоего я не слышала стона.
Хлеба ты у меня не просил.
Принеси же мне ветку клёна
Или просто травинок зелёных,
Как ты прошлой весной приносил.
Принеси же мне горсточку чистой,
Нашей невской студёной воды,
И с головки твоей золотистой
Я кровавые смою следы.
3 ученик. БЕРГГОЛЬЦ Ольга Федоровна (1910-1975), русская писательница и поэтесса. Ею созданы лирические произведения о героической обороне Ленинграда. Поэмы «Февральский дневник», «Ленинградская поэма» (обе 1942), «Первороссийск» (1950), автобиографическая книга «Дневные звезды» (1959). В 1951 присуждена Государственная премия СССР. Все 900 дней блокады провела в осажденном Ленинграде. От истощения была на грани смерти, похоронила мужа. Обладая редкой щедростью души и даром сопереживания, постоянно выступала по радио, поддерживая дух блокадников собственным примером бескорыстия и отваги. Поэма «Февральский дневник» (1942) о мужестве ленинградцев принесла ей широкую известность; поэма «Твой путь» (1945) эту известность упрочила.
Ольга Берггольц. Раговор с соседкой.
Дарья Власьевна, соседка по квартире,
сядем, побеседуем вдвоем.
Знаешь, будем говорить о мире,
о желанном мире, о своем.
Вот мы прожили почти полгода,
полтораста суток длится бой.
Тяжелы страдания народа —
наши, Дарья Власьевна, с тобой.
О, ночное воющее небо,
дрожь земли, обвал невдалеке,
бедный ленинградский ломтик хлеба —
он почти не весит на руке...
Для того, чтоб жить в кольце блокады,
ежедневно смертный слышать свист, —
сколько силы нам, соседка, надо,
сколько ненависти и любви...
Столько, что минутами в смятенье
ты сама себя не узнаешь:
«Вынесу ли? Хватит ли терпенья?»
— «Вынесешь. Дотерпишь. Доживешь».
Дарья Власьевна, еще немного,
день придет — над нашей головой
пролетит последняя тревога
и последний прозвучит отбой.
4 ученик. Германские войска почти без сопротивления продвигались по территории нашей страны. Они считали себя победителями. Но их ждал сюрприз: советские войска уже готовили яростный отпор противнику. На всей занятой немцами территории организовывались подпольные группы и партизанские отряды, в задачу которых входила подрывная деятельность, разведка, уничтожение противника изнутри. Большая роль в этом отводилась именно женщинам, как меньше всего попадавшим под подозрение. Об этих и других людях написано немало.
1 ученик. АЛИГЕР Маргарита Иосифовна (1915-1992), русская поэтесса. Сборники «Памяти храбрых» (1942), «Ленинские горы» (1953), «Синий час» (1970), «Четверть века» (1981) о нравственных исканиях советского человека. Поэмы «Зоя» (1942; Государственная премия СССР, 1943), посвященная Зое Космодемьянской, «Твоя победа» (1945). Мемуарная проза.
Маргарита Алигер. Зоя (отрывок из поэмы).
Как морозно! Как светла дорога
Утренняя, как твоя судьба!
Поскорей бы! Нет, ещё немного!
Нет, ещё не скоро… от порога…
По тропинке… до того столба…
Надо ведь ещё дойти дотуда,
Этот длинный путь ещё прожить…
Может ведь ещё случиться чудо.
Где-то я читала…Может быть!
Жить… Потом не жить… Что это значит?
Видеть день…Потом не видеть дня…
Это как? Зачем старуха плачет?
Кто её обидел? Жаль меня?
Почему ей жаль меня?
Ни земли, ни боли… Слово «жить»…
Будет свет, и снег, и эти люди.
Будет всё как есть. Не может быть!
Если прямо виселицы прямо
Всё идти к востоку – там Москва,
Если очень громко крикнуть: «Мама!»
Люди смотрят. Есть ещё слова…
- Граждане, не стойте, не смотрите!
Я живая, - голос мой звучит.
Убивайте их, травите, жгите!
Я умру, но правда победит!
Родина! – слова звучат, как будто
Это вовсе не в последний раз.
- всех не перевешать, много нас!
Миллионы нас!.. – ещё минута –
И удар наотмашь между глаз.
Лучше бы скорей, пускай уж сразу,
Чтобы больше не коснулся враг.
И уже без всякого приказа
Делает она последний шаг.
Смело поднимаешься сама ты.
Шаг на ящик, к смерти, и вперёд.
Вкруг тебя немецкие солдаты,
Русская деревня, твой народ.
Вот оно! Морозно, снежно, мглисто…
Розовые дымы… Блеск дорог…
Родина! Тупой сапог фашиста
Выбивает ящик из-под ног.
2 ученик. Но не только Маргарита Алигер обратилась к теме женщины-разведчицы. Был ещё один прекрасный поэт – песенник Алексей Сурков, чьё имя известно не одному послевоенному поколению. Им написаны стихотворения «Зоя», «Партизанка Лиза», «В землянке» и многие другие.
Алексей Сурков. Зоя.
Белый иней стынет на омёте,
Вьюга все дороги замела.
Девушка стоит на эшафоте,
Как огонь бессмертия, светла.
Стража у подножья эшафота.
Чёрствый лязг железа. Женский плач.
Началась заплечная работа.
С мученицей рядом встал палач.
А она, избитая, босая,
От безмерных мук жива едва,
Выпрямилась, гордая, бросая
В будущее смелые слова.
Мёрзлый жгут сжимает шею туже,
Но в студёный предрассветный час
Палачи не в силах спрятать ужас
В омутах пустых и чёрствых глаз…
Сквозь людские горести и беды,
Что на сердце тяжестью легли,
Золотое зарево победы
Девушка увидела вдали.
Алексей Сурков. Партизанка Лиза.
Белая берёзонька у хаты
Наклоняла ветви до земли.
Мимо хаты пьяные солдаты
В город Пено девушку вели.
Болью сердце девичье томили,
И огнём пытали и водой.
Никакие муки не сломили
Верность партизанки молодой.
Были ветра горькие заплачки
В эту ночь осеннюю долги.
На путях у старой водокачки
Расстреляли девушку враги.
Мать-Отчизну девушка любила,
Для неё дышала и жила,
И на свете никакая сила
Сбить её с дороги не могла.
Солнце мая сгонит саван белый,
Зашумит весенняя трава.
Вечно в песнях молодости смелой
Будет Лиза Чайкина жива.
3 ученик. Кем же они были эти девушки? Почему они стали героями?
КОСМОДЕМЬЯНСКАЯ Зоя Анатольевна, имела позывной «Таня», (1923-41). Ученица 201-й средней школы Москвы. Член ВЛКСМ с 1938. Почти с самого начала войны добровольно ушла в партизанский отряд, стала разведчицей. Попала в плен, но под страшными пытками не выдала своих товарищей по оружию. Казнена фашистами в д. Петрищево (Московская обл.) В 1942 году после страшной смерти ей было присвоено звание Героя Советского Союза .
4 ученик.АЙКИНА Елизавета Ивановна (1918-41), была одним из руководителей подполья в Великую Отечественную войну. С 1939 секретарь Пеновского (с 1941 подпольного) РК ВЛКСМ (ныне Тверская обл.). За героизм и проявленное мужество ей было присвоено звание Героя Советского Союза в 1942, посмертно. Казнена фашистами.
1 ученик. А сколько написано строк о любви. Женщина, любящая, ждущая, хранящая – вот о чём мечтал солдат, вот что хотел увидеть, вернувшись с фронта.
Песня «В землянке» на стихи А.Суркова.
2 ученик.) А сколько было девушек и женщин, чьи хрупкие руки вытаскивали с поля боя солдат? Сестрички, так их называли солдаты.
Сергей Орлов. Сестрица – Алёнушка
На жаркое дело ушёл отряд,
Назад не вернётся до солнышка.
А ночь темна,
А раны болят,
Сестрица моя, Алёнушка!
Фашисты придут –
Вздохнуть не дадут,
Всю вытряхнут душу – до донышка.
Закрой же дверь,
Останься тут,
Сестрица моя, Алёнушка!
Ты слышишь, как плачет филин навзрыд,
Глухая, лесная сторонушка…
Склоняясь к изголовью его, говорит
Сухими губами Алёнушка:
«Скрипит под ногой часового наст,
Застыл пулемёт у пенушка.
В обиду тебя никому не отдаст
Сестрица твоя – Алёнушка!»
Иосиф Уткин. Сестра.
Когда, упав на поле боя –
И не в стихах, а наяву, -
Я вдруг увидел над собою
Живого взгляда синеву,
Когда склонилась надо мною
Страданья моего сестра, -
Боль сразу стала не такою:
Не так сильна, не так остра.
Меня как будто оросили
Живой и мёртвою водой,
Как будто надо мной Россия
Склонилась русой головой!..
3 ученик. Юлия Владимировна Друнина (1924-91), русская поэтесса. В её лирических стихах — память о Великой Отечественной войне. Сборники «Тревога» (1963), «Не бывает любви несчастливой...» (1973), «Окопная звезда» (1975), «Мир под оливами» (1978), «Бабье лето» (1980), «Метель» (1988) в той или иной мере отражают эту память. Также вышла в печать автобиографическая повесть «С тех вершин» (1979). К сожалению, поэтесса покончила жизнь самоубийством. Нет, наверное, ни одного её стихотворения, где бы ни отразились те чувства, которые испытывала женщина в те ужасные годы.
Юлия Друнина
Я только раз видала рукопашный.
Раз – наяву и сотни раз во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
Аудио «ЗИНКА» Ю. Друниной.
4 ученик. Никто не измерит страдания матери. Наши женщины с лихвой испытали эти чувства. Да и как можно оправдать смерть сыновей, дочерей, отцов, братьев, которым ещё бы жить да жить.
Алексей Сурков. Декабрь по дорогам..
Декабрь по дорогам гонит пургу.
Немецкий мертвец лежит на снегу.
Русская мать с помертвевшим лицом
Склонилась над мертвецом.
Глухо сказала, платок теребя:
- Нечем мне, парень, оплакать тебя:
Высохла слёз моих горьких река –
Ты заколол моего старика.
Сын у меня единственный был-
Ты его, волчье отродье, убил…
Юлия Друнина.
Целовались.
Плакали
И пели.
Шли в штыки.
И прямо на бегу
Девочка в заштопанной шинели
Разбросала руки на снегу.
Мама!
Мама!
Я дошла до цели...
Но в степи, на волжском берегу,
Девочка в заштопанной шинели
Разбросала руки на снегу.
1 ученик. Война близилась к концу. На заводах, фабриках, в шахтах вместо мужчин работали женщины и девушки. Их труд был тяжёл, но мысль о победе не давала повода ныть и плакать.
Юлия Друнина
Качается рожь несжатая.
Шагают бойцы по ней.
Шагаем и мы – девчата,
Похожие на парней.
Нет, это горят не хаты –
То юность моя в огне…
Идут по войне девчата,
Похожие на парней.
2 ученик. На военную технику средства собирали, как говорится, всем миром. Остатки фашистской армии отправляли в лагеря или обменивали на наших солдат. Обречённые, грязные, побитые, они понимали, что война закончена.
3 ученик. Пленных солдат отправляли в лагеря или обменивали на наших солдат. Обречённые, грязные, побитые, они понимали, что война закончена.
4 ученик.Уже было слышно дыхание Победы! Враг отступал, оставляя после себя разрушенные города и сёла. Но советский народ это не страшило. Главное – дойти до Берлина.
3 ученик.
Анна Ахматова. Победа.
1
Славно начато славное дело
В грозном грохоте, в снежной пыли,
Где томится пречистое тело
Осквернённой врагами земли.
К нам оттуда родные берёзы
Тянут ветки, и ждут, и зовут,
И могучие деды-морозы
С нами сомкнутым строем идут.
2
Вспыхнул над молом первый маяк.
Других маяков предтеча, -
Заплакал и шапку снял моряк,
Что плавал в набитых смертью морях
Вдоль смерти и смерти навстречу.
3
Победа у наших стоит дверей…
Как гостью желанную встретим?
Пусть женщины выше поднимут детей,
Спасённых от тысячи тысяч смертей, -
Так мы долгожданной ответим.
Учитель. Итак, мы услышали и увидели совсем немного из того, что посвящено Великой отечественной войне. Мы не можем до конца осознать, что пришлось пережить нашим женщинам, их мужьям, сыновьям, дочерям. Неоценим вклад каждого, кто встал на защиту нашей Родины. Я хочу поблагодарить всех ребят, принявших участие в подготовке и проведения урока. В подборе материала. Я думаю, что память о событиях 65-летней давности не сотрётся благодаря нашей с вами постоянной работе в этом направлении.
Домашнее задание: написать эссе по материалам урока: «В чём заключается героизм русской женщины в годы ВОВ?»