Урок литературного чтения в 4 классе.
Тема: Бердыбек Сокпакбаев «Сердце матери».
Цель: познакомить с произведением Сокпакбаева, стимулировать мыслительную и творческую деятельность на уроке, расширить представления о Великой Отечественной войне, акцентировать внимание на значимости Победы в ВОВ.
Оборудование: презентация PowerPoint, мультимедийная установка, звёзды для рефлексии, листы оценивания, раздаточный материал для работы в группах, музыкальная фонограмма песен «Эх, дороги», «День Победы»
Ход урока.
I. Психологический настрой.
Ниточку души от каждого из вас
В руки бережно возьму сейчас.
Мы соткём из ниточек урок,
Он знакомства нашего исток.
А исток начало многих дел.
Я хочу, чтоб каждый захотел
Прямо здесь и слушать, и читать,
Думать, говорить, мечтать.
II. Определение темы и целей урока.
III. Стадия вызова.
1. Диалогическая беседа.
На слайде – портрет автора. Учитель читает отрывок из произведения «Меня зовут Кожа».
Мы выехали из аула, оставив позади себя последний из домов. Султан вытащил из кармана брюк два пряника и протянул один из них мне. Дружно похрустывая, мы неторопливо двигались по степной дороге, и копыта саврасого гулко стучали по каменистой земле.
Через некоторое время Султан обернулся и спросил меня:
- Ты куришь?
- Нет, - ответил я.
Продолжая сидеть вполоборота, Султан натянул поводья, вынул из кармана пачку сигарет, распечатал ее и протянул мне:
- На, учись.
- Да нет, кури сам, - отказался я.
-Кто автор?
- Что вы знаете о нём?
Сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением этого замечательного писателя.
События этого рассказа происходили во время Великой Отечественной войны.
2.Расскажите, что вы знаете о Великой Отечественной войне.
3. Приём «Ассоциации»- слово «война».
4. Выступление ученика с сообщением о земляках, участвовавших в сражениях войны. Демонстрация фотографий школьного музея.
5. Демонстрация слайдов презентации, в которой показано военное время. Звучит музыка, на фоне музыки дети читают стихи.
Демонстрируются фотографии встречи с ветераном нашего села А.И. Дунаевым.
IV. Стадия осмысления.
Работа над художественным и идейным содержанием произведения.
1. Чтение с остановками.
Первая остановка.
— Какой сон приснился Балкие?
— Что пережила во сне Балкия? Опишите ее состояние.
— С чем сравнивает она вражеский танк? Почему писатель выбрал именно такое описание танка?
Вторая остановка.
— Расскажите, как Балкия ждала письмо от сына.
— Почему последнее письмо принесло ей большие страдания?
— Как мать называет своего сына, как зовет его?
Третья остановка.
— Кого встретила у себя во дворе женщина?
— Дайте словесный портрет юноши.
— Почему женщине понравился паренек?
— Как вы понимаете слова «И впервые за много дней материнские глаза светились радостью…»?
Четвёртая остановка.
— Как относилась Балкия к Сереже? Почему?
— Ждала ли женщина своего сына?
— С кем познакомил парень Балкию? Какие взаимоотношения сложились у женщин? Что их объединило?
«Горе постепенно забывается. Время притупляет боль. Жить стало легче…» Но память вечна и вечна слава павшим за Родину!
— Как вы понимаете эти слова? Почему горе постепенно забывается. Притупляется боль?
— Что помогло Балкие притупить ее боль о сыне?
2. Работа в группах.
1).1 группа -моделирование обложки произведения,
2 группа – чтение в лицах диалога Балкии и Серёжи.
2). Приём «Синквейн».
1 группа – «Балкия»,
2 группа – «Серёжа».
3) Приём «Продолжи произведение».
4) Приём «Вопросник» группы придумывают тонкие и толстые вопросы и отвечают на них.
5). Написание отзыва о произведении.
3. Итоговая беседа.
«Горе постепенно забывается. Время притупляет боль. Жить стало легче…» Но память вечна и вечна слава павшим за Родину!
— Как вы понимаете эти слова? Почему горе постепенно забывается. Притупляется боль?
— Что помогло Балкие притупить ее боль о сыне?
V. Рефлексия.
Если урок был интересным – приклеить к листу с изображением гвоздики звёздочку красного цвета, если нет – синего.
Дополни предложение:
- я почувствовал, что…
- у меня получилось …
- я смог…
- я попробую…
- меня удивило…
- урок дал мне для жизни…
- мне захотелось…