Конспект урока по литературе в 6 классе «А.А. Ахматова. Стихотворение «Перед весной бывают дни такие»»
Конспект урока по литературе в 6 классе «А.А. Ахматова. Стихотворение «Перед весной бывают дни такие»»
Тип урока: урок “открытия” новых знаний.
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов
Цели урока:
Ι.Образовательные: проанализировать стихотворение А.Ахматовой «Перед весной бывают дни такие», формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение делать выводы; формировать представление о художественных образах произведения; обогащать словарный запас.
ΙI.Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа поэтического текста; развивать умения обобщать изученное.
ΙII. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; умение видеть в обычном необычное.
Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.
Метапредметные результаты:
регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию.
познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста.
коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.
Методы: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе в 6 классе «А.А. Ахматова. Стихотворение «Перед весной бывают дни такие»» »
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6» г. Югорска ХМАО - Югра
Конспект урока по литературе в 6 классе
«А.А. Ахматова. Стихотворение
«Перед весной бывают дни такие»»
Кузнецова Ольга Леонтьевна,
учитель русского языка и литературы
1 категории
МБОУ «СОШ №6» г. Югорска
г. Югорск 2015
Урок литературы в 6 классе по теме: А.А. Ахматова. Слово о поэте. Стихотворение «Перед весной бывают дни такие». ( с использованием элементов технологии развития критического мышления через чтение и письмо).
Тип урока: урок “открытия” новых знаний.
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов
Цели урока:
Ι.Образовательные: проанализировать стихотворение А.Ахматовой «Перед весной бывают дни такие», формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение делать выводы; формировать представление о художественных образах произведения; обогащать словарный запас.
ΙI.Развивающие:развивать устную речь учащихся; навыки анализа поэтического текста; развивать умения обобщать изученное.
ΙII. Воспитательные:воспитывать чуткое отношение к художественному слову; умение видеть в обычном необычное.
Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.
Метапредметные результаты:
регулятивные УУД: самостоятельно формулироватьтему и цели урока; иметь способность к целеполаганию.
познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста.
коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.
Методы: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).
Работа с выражением Homo sapiens (Человек разумный) (слайд 1)
Учащимся предлагается объяснить, как они понимают это выражение, имеет ли это выражение отношение к ним.
- Ответы учеников.
3. Определение темы урока, постановка целей.
Работа с эпиграфом урока. (слайд № 2)
Учащиеся читают и объясняют высказывание: «Человек — это тростинка, самое слабое в природе существо, но это тростинка мыслящая». (Паскаль Блез)
- В этих словах известного ученого заключена тема нашей сегодняшней беседы. Подумайте, о чем мы будем говорить?
- Ответы учащихся.
- Учитель резюмирует сказанное и четко формулирует тему, отмечая, что разговор будет посвящен человеку и природе.
- Определив тему занятия, учащиеся с помощью учителя пробуют сформулировать цели работы.
(1. Определить, в каких взаимоотношениях находятся человек и природа.
2. Изучить произведение(я), посвященные взаимоотношению человека и природы.)
Учитель подводит итоги, записывает тему и цели работы на доске.
4. Работа по реализации целей урока.
- Ребята, попробуйте с помощью схемы изобразить, в каких взаимоотношениях находятся человек и природа.
Учащиеся работают на листах в парах, Представляя свои схемы, они объясняют их.
Учитель подводит итоги выступлений. Человек – часть природы, а раз это так, то он должен чувствовать природу, откликаться на все изменения в ней.
При этом учитель предлагает учащимся доказать данную мысль с помощью произведения Вивальди «Времена года». Учитель включает отрывок из этого произведения , а учащиеся должны определить, какому времени года он соответствует. Нужно не только назвать время года, но и указать, по каким музыкальным приметам они его определили.
- Звучит отрывок.
- Ответы учащихся.
- учитель продолжает урок, говоря о том, что о взаимоотношениях человека и природы размышляли в своих произведениях многие писатели и поэты, не является исключением и А.А. Ахматова.
- знакомство с биографией А.А. Ахматовой. (слайды 5-6)
- Учащиеся выписывают те факты из биографии поэтессы, которые показались наиболее важными.
- Чтение стихотворения «Перед весной бывают дни такие» (запись через гиперссылку слайд 7)
Слушая стихотворение, учащиеся размышляют думают, кто является героем (героями) стихотворения.
- Ответы учащихся.
- Учитель подводит итог, говоря, что в стихотворении два героя: человек и природа. Учитель и ученики, опираясь на текст стихотворения строят схему, которая подтверждает наличие в стихотворении двух героев (выписывают словосочетания, предложения). Природа: отдыхает луг; шумят деревья; ветер нежен и упруг. Человек: легкость тела; старую песню поет, как новую; не узнает дома. (слайды 8 - 10) . Под руководством учителя учащиеся делают вывод, что человек откликается на все изменения в природе.
- А. Ахматова наблюдательна и точна в описании природы и человека. Для этого она использует средства выразительности. Учащимся предлагается заполнить таблицу.(слайд 11)
Эпитеты
Олицетворения
?
И теплый….
И легкости…
И дома….
Примеры эпитетов и олицетворений учащиеся выбирают из текста самостоятельно. Совместно с учителем знакомятся с термином Повторение (анафора).
5. Подведение итогов урока.
- После работы с текстом учитель возвращается к схемам, которые составляли учащиеся в началу урока. Подводя итог, педагог еще раз отмечает, что человек-часть природы, поэтому он живет по ее законам.
- Завершается работа синквейном, который начинается словами: ПРИРОДА и ЧЕЛОВЕК. (слайд 12)
Пример:
Природа и человек.
Сильные, связанные.
Живут, взаимодействуют, влияют.
Связь.
Завершая урок, учитель возвращается к целям, которые ставили ученики в начале урока. Ребята сами определяют уровень достижения поставленных целей (достигли, не достигли, частично достигли).