kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературному чтению К.Д. Ушинский «Ветер и Солнце»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 К.Д. Ушинский "Ветер и Солнце"

  1. Познакомить учащихся с произведением К.Д.Ушинского» Ветер и Солнце»

  2. Развивать навыки выразительного, беглого чтения; развивать внимание, память, мышление.

  3. Воспитывать доброе отношение к людям

Оборудование:     у учащихся - слоговые таблицы

у учителя-пословицы, пункты плана, запись слов по В. Эдегею, рисунки Солнца и Ветра, солнышки для учеников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока»

Тема: К.Д. Ушинский. «Ветер и Солнце»

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с произведением К.Д.Ушинского» Ветер и Солнце»

  2. Развивать навыки выразительного, беглого чтения; развивать внимание, память, мышление.

  3. Воспитывать доброе отношение к людям

Оборудование: у учащихся - слоговые таблицы

у учителя-пословицы, пункты плана, запись слов по В. Эдегею, рисунки Солнца и Ветра, солнышки для учеников.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания.

- Какие литературные жанры вы знаете? (на доске появляются слова: сказка, пьеса, стихотворение, рассказ, басня и т.д.)

- К какому литературному жанру относится это произведение? Выразительное чтение пьесы К.Д.Ушинского «Любопытство» по ролям

I I I. Постановка цели. Актуализация знаний.

- Сейчас я прочитаю вам слова. Если среди них попадутся те, которые относятся к природным явлениям, то вы хлопаете в ладоши, если нет - молчите.

- Ветер, книга, камень, дождь, вьюга, окно, солнце, мороз, град, ручей.

- А сейчас, если вы отгадаете загадки, то узнаете, как называется произведение, с которым мы познакомимся на уроке.

- Что выше леса, краше света, без огня горит? (Солнце)

- Чтобы проверить правильность вашего ответа, прочитаем слова , написанные для каждого ряда.(Слова написаны по методике Эдигея в трёх уровнях) В каком столбике находится слово-отгадка? (цесолн)

Вот он деревце качает

И разбойником свистит,

Вот последний лист срывает

И кружит его, кружит.(Ветер)

(Слова- отгадки появляются на доске)


-Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением…


Дети читают название. Учитель вывешивает портрет К.Д.Ушинского.

-Назовите автора этого произведения. Что вы о нём знаете?


IV. Изучение нового материала.

1) Работа по слоговой таблице.

2) Развитие четкости произношения.

Вертлявый ветер вырывал

Ворота, как вертушки.

Ворчливый ворон воровал

Вчерашние ватрушки.

3) Отработка техники чтения.

-прочитай сначала слова по слогам, затем целыми словами:

пу-те шест-вен -ни- ком

за-ку-ты-вал-ся

при-о-бод-рил-ся

по-чувст-во-вал

по-лу-за-мёр-ше-го

4) Первичное чтение произведения учителем и сильными учениками с продолжением.

-К какому литературному жанру относится это произведение? Почему?

-О чём поспорили Ветер и Солнце?

5) Жужжащее чтение.

-Как Ветер доказывал свою силу? Удалось ли ему сорвать плащ с путешественника?

6) Выборочное чтение.

-Как защищался путешественник от Ветра?

-Как Солнышко доказывало свою силу?

-Удалось ли ему снять плащ с путешественика?

-В каких строчках содержится главная мысль?

-Кого из героев автор осуждает? Кому сочувствует?

V.Физминутка

Сидел со мною рядом за партою сосед,

Закрыл глаза- соседа нет!

Теперь головою крути не крути,

А в классе у нас никого не найти!

Хотим, чтоб скорее учитель сказал:

«Давайте, ребята, откроем глаза»

VI. Закрепление нового материала.

1) Чтение под стук.(2части)

2) Чтение в парах.(3части)

3) Составление плана

Распределение пунктов плана в правильном порядке.

Спор Ветра и Солнца.

Борьба Ветра с путешественником.

Победа Солнца.


-На кого похоже солнышко? Каких людей хотел показать К.Д.Ушинский?

VII.Физминутка под музыку

VIII. В гостях у художника.

-Какой Ветер в этом произведении?

-А каким он может быть?

Послушайте отрывок из песни «А ну-ка песню нам пропой весёлый ветер….»

Работа в тетрадях. Нарисуйте этот ветер.

-Глядя на свой рисунок, с какими людьми можно сравнить Ветер?

IX. Работа над пословицами.

-Какие пословицы подходят к этой сказке?

Кто вчера солгал, тому завтра не поверят.

Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.

Худо тому, кто добра не творит никому.

Жизнь дана на добрые дела.

Друзья познаются в беде.

X. Домашнее задание.

Разукрасить Солнышко

Выразительно научиться читать сказку.

XI. Итог урока.

-С каким произведением познакомились на уроке?

-Кто его автор? Чему оно учит?

XII. Дополнительное домашнее чтение (рекомендации учителя, книги выставлены на выставке).

Просмотр содержимого документа
«СООБЩЕНИЕ О БИОГРАФИИ»

СООБЩЕНИЕ О БИОГРАФИИ К.Д.УШИНСКОГО.

 Константин Дмитриевич Ушинский родился 19 февраля 1824 г. В Туле в небогатой дворянской семье. Отец его, Дмитрий Григорьевич Ушинский был образованным человеком. Обучением и воспитанием мальчика занималась мать, - Любовь Степановна. Любовь Степановна умела бережно относиться к природной любознательности ребенка, поддерживать и развивать его пытливую мысль. Любовь к родной природе, ставшая затем частью более глубокого и осознанного чувства – любви к родине – одно из самых характерных устремлений Ушинского.

Ушинский Константин Дмитриевич — великий русский педагог, основоположник русской педагогической науки, до него в России не существовавшей. Ушинский создал теорию и совершил переворот, фактически революцию в русской педагогической практике.

Ушинский Константин Дмитриевич родился 19 февраля (2 марта) 1824 года в городе Туле в семье Ушинского Дмитрия Григорьевича — отставного офицера, участника Отечественной войны 1812 года, мелкопоместного дворянина. Мать Константина Дмитриевича — Любовь Степановна умерла, когда сыну было только 12 лет.

После назначения отца Константина Дмитриевича судьей в небольшой, но старинный уездный город Новгород-Северский Черниговской губернии, вся семья Ушинских переехала туда. Все детство и отрочество Ушинского прошло в приобретенном отцом небольшом имении, расположенном в четырех верстах от Новгород-Северского на берегу реки Десны. Константин Ушинский в 11 лет поступил в третий класс Новгород-Северской гимназии, которую окончил в 1840 году.

Здесь, в небольшом имении, на берегу Десны, купленным отцом, в четырех верстах от уездного города, прошло детство и отрочество Ушинского. Каждый день, по дороге в гимназию уездного города Новгород-Северского, он проезжал или проходил по этим красивым и волшебным местам, полным древней истории  и преданиями глубокой старины.

Завершив курс обучения в гимназии, Ушинский в 1840 году уезжает из родного имения в Москву и становится в ряды славного московского студенчества. Он поступает в Московский университет на юридический факультет.

После блестящего окончания университетского курса с отличием в 1844 году Ушинский был оставлен в Московском университете для подготовки к сдаче магистерского экзамена. В круг интересов молодого Ушинского не ограничивался философией и юриспруденцией. Он так же увлекался литературой, театром, а также все те вопросы, которые интересовали представителей прогрессивных кругов русского общества того времени.

В июне 1844 года ученый совет Московского университета присудил Константину Ушинскому степень кандидата юриспруденции. В 1846 году Ушинский был назначен исполняющим обязанности профессора камеральных наук на кафедру энциклопедии законоведения, государственного права и науки финансов в Ярославском Демидовском лицее.

В 1850 году Ушинский подает прошение об отставке и покидает лицей.

Оставшись без работы, Ушинский Константин Дмитриевич перебивается мелкой литературной —рецензиями, переводами и обзорами в журналах. Все попытки  вновь устроится на работу в любое другое уездное училище у всех администраторов сразу вызывала подозрение, так как необъяснимо было, чтобы молодой профессор из Демидовского лицея менял свою высокооплачиваемую и престижную должность на незавидное нищенское место в уездном захолустье.

Прожив полтора года в провинции, Ушинский переезжает в Петербург в расчете на то, что в столице больше школ, гимназий и училищ и, следовательно, больше шансов найти работу и единомышленников. Но там без знакомств и связей ему с большим трудом удается устроиться лишь на должность столоначальника департамента иноземных вероисповеданий.

В 1854 году Ушинский Константин Дмитриевич увольняется из департамента иноземных вероисповеданий, так как его пригласили на должность преподавателя русской словесности в Гатчинский сиротский институт.

В 1859 году Ушинского пригласили на должность инспектора классов Смольного института благородных девиц, где ему удалось провести значительные прогрессивные изменения.

Одновременно с работой в институте Ушинский принял на себя редактирование «Журнала Министерства Народного Просвещения» и превратил его из сухого сборника официальных распоряжений и научных статей в педагогический журнал, весьма отзывчиво относившийся к новым течениям в области народного образования.

Несмотря на то, что Ушинский находил сочувствие у весьма влиятельных лиц, он вынужден был оставить институт и принять командировку за границу. Фактически это было изгнание, длившееся пять лет.

Ушинский посетил Швейцарию, Германию, Францию, Бельгию и Италию. Везде он посещал и изучал учебные заведения — женские школы, детские сады, приюты и школы, особенно в Германии и Швецарии, которые гремели тогда своими новациями в педагогике.

За границей в 1864 году он написал и издал учебную книгу «Родное слово», а также книгу «Детский Мир». Фактически это были первые массовые и общедоступные российские учебники для начального обучения детей. Ушинский написал и издал особое руководство для родителей и учителей к своему «Родному Слову» — «Руководство к преподаванию по «Родному слову» для учителей и родителей». Это руководство оказало огромное, широчайшее влияние на русскую народную школу. Свою актуальность, как пособие по методике преподавания родного языка, оно не потеряло и по сей день. Это были первые в России учебники для начального обучения детей, и это были первые массовые и общедоступные книги. Они расходились тиражами в десятки миллионов экземпляров.

В середине 60-х годов Ушинский Константин Дмитриевич с семьей вернулся в Россию. Свой последний главный научный труд, названный Ушинским «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии», он начал печатать в 1867 году. Первый том «Человек как предмет воспитания» вышел в 1868 году, а через некоторое время вышел второй том. К сожалению, этот его научный труд (третий том) остался незавершенным.

В последние годы жизни Ушинский Константин Дмитриевич выступал как видный общественный деятель. Он писал статьи о воскресных школах, о школах для детей ремесленников, а также принял участие в учительском съезде в Крыму.

Умер Ушинский Константин Дмитриевич в Одессе 22 декабря 1870 года, похоронен в Киеве на территории Выдубецкого монастыря.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по литературному чтению К.Д. Ушинский «Ветер и Солнце»

Автор: Самсоненко Алексей Владимирович

Дата: 08.02.2015

Номер свидетельства: 169462


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства