Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению на тему: «Отчего так хорошо ранним летним утром? (Глава «В купальне» из повести А.Н. Толстого «Детство Никиты»)»
Тамбовское областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Педагогический колледж г. Тамбова»
«Отчего так хорошо ранним летним утром? (Глава «В купальне» из повести А.Н. Толстого «Детство Никиты»)
Провела студентка группы ПНК-41: Спицына Н.Г
Место проведения: 3 « Г» класс, филиал МБОУ «Новолядинская СОШ» в
с. Тулиновка
Дата проведения:27.10.2015
Оценка за конспект:….. (…………) методист: __________/С.В. Филиппова/
Оценка за урок:….. (…………) методист: __________/ _ С.В.Филиппова/
Оценка за урок:….. (…………) учитель: __________/М. Н. Бабанова
Тамбов
2015
Тип урока: урок открытия нового знания
Цели:
• развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
• развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• развитие умений по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
УУД:
Познавательные УУД
1.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
3. Ориентироваться на развороте учебника.
4.Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Личностные результаты
1.Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Проговаривать последовательность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.
2. Выразительно читать и пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность детей
Мотивация к познавательной деятельности
Прозвенел и смолк звонок-
Начинается урок.
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Наталия Геннадьевна и этот урок литературного чтения проведу у вас я.
Сегодня на уроке будьте внимательны, выполняйте все старательно. Самых активных я буду награждать смайликами.
Приветствуют учителя.
Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном учебном действии.
Давайте сразу приступим к работе.
Проверим домашнее задание.
Выявление места и причины затруднения
Посмотрите на слайд. Давайте прочитаем.
Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою,
Я реки согреваю,
«Купайтесь!» - приглашаю.
И любите за это
Вы все меня. Я…….
А с чем у вас ассоциируется слово ЛЕТО? Что вы представляете, когда его слышите?
На этом уроке мы с вами мысленно перенесемся на несколько месяцев назад. Давайте вспомним, что мы можем увидеть летом?
А сейчас я попрошу вас составить несколько предложений об этом времени года и рассказать нам.
Просыпались вы когда-нибудь летом рано утром? Что замечали?
Кто может ответить на вопрос: «Хорошо ли ранним летним утром?»
Лето
Лето- солнце, жара, речка……
Дети сочиняют мини-рассказ
Построение проекта выхода из затруднения
Сегодня на уроке мы выясним, отчего так хорошо ранним летним утром?
Для этого познакомимся с отрывком Алексея Николаевича Толстого « В купальне» из повести « Детство Никиты».
Кто знаком с творчеством этого писателя? Что можете о нем рассказать?
Толстой Алексей Николаевич – русский писатель. (29.12.1882г. – 23.02.1945г.) Автор таких произведений, как «Золотой ключик», « Князь Серебряный»,
« Сказки», « Детство Никиты»…..
Реализация проекта выхода из затруднения
Рассказ об А.Н. Толстом и его книге.
Повесть «Детство Никиты» – автобиографическое произведение. Писатель Алексей Толстой передаёт в ней свои детские впечатления. Никита – имя его сына. Ему-то он и посвятил свою книгу. О своём детстве на хуторе Сосновка, что под Самарой, он пишет в автобиографии: «Там прошло моё детство. Сад. Пруды, окружённые вётлами и заросшие камышом. Степная речонка Чагра. Товарищи – деревенские ребята. Верховые лошади… Смены времён года, как огромные и всегда новые события. Всё это, и в особенности, что я рос один, развивало мою мечтательность…» и, несомненно, мечтательность главного героя его повести Никиты.
Мама, Александра Леонтьевна, всеми силами старалась развить в Алексее Толстом писательский талант. Может быть, благодаря ей он и стал писателем.
Отрывок, с которым мы сегодня будем работать, называется
« В купальне».
Кто может ответить на вопрос: « Что такое купальня?»
Давайте прочитаем текст. (Сначала самостоятельно, затем выразительно по очереди.)
Купальня - заведение для купания; строение на берегу для раздевания, строение на воде в виде сарая с затопленным днищем.
Дети читают текст
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Вопросы на понимание после чтения:
Где и когда происходит действие?
Назовите главных героев?
3. Чьими глазами мы видим картины летнего утра?
4)Как вы думаете, какое настроение создают слова: хорошо, отлично, хорошо пахло здоровьем, звонко шлёпал, розовое пятно, душистое мыло, лёгкое?
Можете ли вы сейчас ответить на вопрос?
Отчего же так хорошо ранним летним утром? Найдите в тексте выражения, отвечающие на этот вопрос.
Действие происходит ранним летним утром в купальне.
Герои: Василий Никитьевич, Никита,Аркадий Иванович.
3.Мы видим картины летнего утра глазами рассказчика.)
4.Эти слова создают радостное, легкое, веселое настроение…
5.(Оттого что тепло и ранним утром можно купаться, оттого что всё вокруг цветёт и благоухает, летают пчёлы и бабочки, воркуют голуби, в пруду можно плавать и боком, и на спине, и колесом…)
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Давайте поработаем с текстом. Вы должны ответить на вопросы предложениями из текста…..
1.Кто шел рано поутру на пруд-купаться?
2.О чем ворковал дикий голубь?
3. Какие слова произносил Василий Никитьевич?
4.Что делал Аркадий Иванович, заплыв на середину?
Выполняют задание самостоятельно, затем проверяют со слайда.
Рано поутру Василий Никитьевич, Аркадий Иванович и Никита шли гуськом на пруд - купаться.
В чаще сада ворковал дикий голубь,- закрыв глаза, надув грудку, печально, сладко ворковал о том, что точно так же все будет всегда, и пройдет, и снова будет.
« Хорошо, отлично»- произносил Василий Никитьевич.
Заплыв на середину пруда, Аркадий Иванович начинал перекувыркиваться, нырял и ухал, как водяное чудовище.
Включение в систему знаний и повторение
Давайте с вами нарисуем иллюстрацию к отрывку, с которым познакомились на этом уроке.
Рефлексия.
С каким автором вы познакомились на этом уроке?
Что нового узнали?
«В купальне» -это целая повесть или отрывок?
Отрывком какой повести является?
Почему повесть называется
« Детство Никиты»?
Я думаю, что теперь вы будете читать отрывки, предложенные авторами, с большим интересом и вам захочется прочитать повесть «Детство Никиты» целиком, к тому же она состоит из небольших глав, а это очень удобно для чтения.
Домашнее задание: пересказ, ответы на вопросы
Познакомились с А. Н. Толстым.
Ответы детей.
« В купальне»- это отрывок из повести « Детство Никиты».
Повесть «Детство Никиты» - автобиографическая. Писатель Алексей Толстой передает в ней свои детские впечатления . Имя Никита — имя его сына. Ему-то он и посвятил свою книгу