kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературному чтению по теме В. Осеева " Сыновья" 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

организовать знакомство с произведением В. А. Осеевой "Сыновья", Создать условия для формирования и совершенствования  техники чтения, четкой дикции, развития умений анализировать текст и поступки героев, отвечать на вопросы к тексту.

Виды деятельности: Уп­ражнение в чтении. Чтение по ролям. Деление текста на части. Беседа: выявление автор­ской точки зрения (что хотел сказать автор?), высказывание своей точки зрения («Я думаю, что...»),что понра­вилось? Какие чувства вызы­вает?

Выполнение заданий в учебни­ке и в тетради.

Упраж­нения: Определение цели чтения, определение задачи (что хочешь показать?), тона (осуж­дающий, поощряющий, вос­хищенный и т.д.), темпа (быст­рый, медленный, умеренный).

Определение смысла пословиц. Подбор пословиц к тексту.

Формы работы: фронтальная, работа в паре, групповая, индивидуальная.

Тип урока: первичное изучение новых знаний.

Оборудование:

Л.А. Ефросинина Литературное чтение.  Учебник для 2 класса.-  Москва: Вентана - Граф,    2012.     УМК Н.Ф.Виноградовой

Л.А. Ефросинина Литературное чтение.  Рабочие тетради -  Москва: Вентана - Граф,  2012.     УМК Н.Ф.Виноградовой

Компьютер, проектор, экран.

Презентация.

Карточки для фронтальной работы: жанры, герои рассказа.

Листы для самостоятельной работы: составление обложки.

Карточки для групповой работы: пословицы.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению по теме В. Осеева " Сыновья" 2 класс »

Тема. Произведения о детях. В. Осеева «Сыновья».


Цель:

организовать знакомство с произведением В. А. Осеевой "Сыновья", Создать условия для формирования и совершенствования техники чтения, четкой дикции, развития умений анализировать текст и поступки героев, отвечать на вопросы к тексту.


Создать условия для формирования УУД:

Предметные:

- определять жанр и тему;

- осуществлять смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

- рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста;

- ориентироваться в литературоведческих по­нятиях и терминах;

- проводить разметку текста, опреде­лять логические ударе­ния, слова для выделе­ния голосом, паузы - логические и психологически с помощью учителя и самостоятельно;

- интонировать предложения на основе знаков препинания.

Метапредметные:

Регулятивные.

- ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, составлять план и последовательность действий;

- пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма порядка действий при списывании, правильность и аккуратность записи;

- оценивать процесс и результат выполнения задания.

- осуществлять самоконтроль: соотносить собственный ответ с предложенным вариантом.

Коммуникативные:

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

- формулировать свои мысли с учётом жизненных речевых ситуаций.

- включаться в групповую работу, связанную с общением;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре).

- участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс и результат решения коммуникативной задачи.

Познавательные:

- работать с информацией, представленной в форме текста, схемы, модели;

- анализировать информацию, полученную из текста и из рисунка;

- способствовать развитию умения наблюдать, рассуждать, анализировать, сравнивать, связно излагать свои мысли.

Личностные:

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

- ориентироваться в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств как регуляторов морального поведения, формирование моральной самооценки.

- способствовать развитию бережного отношения к родным и близким людям;

-способствовать формированию психологической комфортности посредством применения разнообразных приёмов.

- воспитывать положительные качества личности, отрицательное отношение к лени.


Виды деятельности: Уп­ражнение в чтении. Чтение по ролям. Деление текста на части. Беседа: выявление автор­ской точки зрения (что хотел сказать автор?), высказывание своей точки зрения («Я думаю, что...»),что понра­вилось? Какие чувства вызы­вает?

Выполнение заданий в учебни­ке и в тетради.

Упраж­нения: Определение цели чтения, определение задачи (что хочешь показать?), тона (осуж­дающий, поощряющий, вос­хищенный и т.д.), темпа (быст­рый, медленный, умеренный).

Определение смысла пословиц. Подбор пословиц к тексту.


Формы работы: фронтальная, работа в паре, групповая, индивидуальная.


Тип урока: первичное изучение новых знаний.


Оборудование:

Л.А. Ефросинина Литературное чтение. Учебник для 2 класса.- Москва: Вентана - Граф, 2012. УМК Н.Ф.Виноградовой

Л.А. Ефросинина Литературное чтение. Рабочие тетради - Москва: Вентана - Граф, 2012. УМК Н.Ф.Виноградовой

Компьютер, проектор, экран.

Презентация.

Карточки для фронтальной работы: жанры, герои рассказа.

Листы для самостоятельной работы: составление обложки.

Карточки для групповой работы: пословицы.









Ход урока


I. Орг. момент. Самоопределение к учебной деятельности.

(Слайд1).

Создание эмоционального настроя.

Доброе утро, ребята!

Пусть оно действительно будет для нас сегодня добрым.

И разбудит в каждом из нас лучшие чувства – желание слышать, понимать и поддерживать друг друга.

Пусть хорошая погода заиграет в душе каждого из нас и согреет своим теплом.

Вдохните глубоко и, когда будете выдыхать, постарайтесь улыбнуться.

Вдохните ещё раз и снова улыбнитесь, почувствуйте, как ваша улыбка согревает вас изнутри.

Какие замечательные улыбки я вижу на ваших лицах!

А ведь улыбка – знак хорошего настроения, взаимного, доброго расположения друг другу.

-Ребята, у нас сегодня гости. Давайте покажем свое гостеприимство хорошей работой.


II. Проверка домашнего задания.

Посмотрите на ребус, разгадайте его.

(яяяяяяя).

- Как вы думаете, почему я выбрала именно этот ребус? (Изучаем раздел «Семья и я»).

- Произведения каких авторов читали?

- Назовите их.

- С каким произведением произошло знакомство на прошлом уроке?

(Это рассказ. Е.Пермяка “Случай с кошельком” )

- Проверим насколько вы хорошо знакомы с рассказом.( тестирование)

III. Речевая разминка.

- Для чего нужно читать скороговорки?

– Чтобы быстро, четко и понятно говорить, приготовим наш речевой аппарат.


1) Чтение скороговорки:


(Слайд).

Кукушка кукушонку купила капюшон

Кукушонок в капюшоне очень смешон.

- Какие звуки помогает научиться произносить эта скороговорка?

- Прочитайте скороговорку, делая ударение каждый раз на новом слове.

- Прочитайте скороговорку своему соседу. Поработайте в паре.

- У кого получилось произнести скороговорку без ошибок.

- Кто готов произнести скороговорку вслух.

- О ком идет речь в скороговорке? ( о маме и сыне)

-Как мама относится к кукушонку?( заботливо)

- Так ли это?

IV. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Создание проблемной ситуации.

Цель: подвести учащихся к теме.

-Ребята я для вас подготовила загадки. (Слайд)

Она лучше всех на свете, без неё прожить нельзя.

Есть она у Кати, Пети и, конечно, у меня. (мама)

Маме на радость, папе в награду,

Он появился наследник – отрада.

Родной несмышленый, пуговки – глазки,

Ему все внимание, забота и ласки. (сын)

Ребята, вы догадались, о ком пойдет речь на уроке?

- Сегодня мы с вами поговорим о семье, о взаимоотношениях между матерью и сыном.

- Кто станет проводником в произведение вы узнаете, посмотрев на экран.

- Чей это портрет?

- Да, это Валентина Александровна Осеева. Что вам уже известно о жизни писательницы?

- Бармин Илья подготовил дополнительную информацию из жизни Валентины Осеевой.

-- Какие рассказы Осеевой вы читали?

- Что вы можете сказать о них?( они добры, мудры, поучительны).

-В. Осеева написала очень много рассказов. В своих рассказах писательница сопоставляет плохие поступки с хорошими делами. Она никого в них не осуждает, но даёт хорошую установку на добрые дела.

V.Постановка учебной задачи.

- Сегодня на уроке нам предстоит поработать над еще одним произведением писательницы.

- Каким, вы узнаете используя слоговые таблицы, поработайте в паре.

- Сформулируйте тему урока.

-Какова цель урока? (познакомиться с текстом произведения и увидеть позицию автора через образы и поступки героев.)

- Сегодня на уроке вы становитесь исследователями рассказа В.А.Осеевой «Сыновья».

А для этого перед чтением текста давайте поставим себе такие задачи.

(Учитель показывает задачи урока в мультимедийной презентации)

Задачи:

1.Объяснять соответствие заглавия содержанию;

2. Находить в тексте слова, характеризующие отношение автора к героям;

3.Сравнивать героев и анализировать их поведение с точки зрения морали;

4.Выражать своё отношение к героям, мотивируя ответы.

-- Как вы думаете, о ком будет произведение?

- Проверим ваши предположения после чтения.
Упражнение в чтении сложных слов.

(Слайд).

- В тексте есть трудные для чтения слова. Прочитайте их.

От – дох – нуть

Рас – спра– ши – ва – ют

Ос – та – нав –ли – ва –ют – ся

- В какую группу их можно объединить?

VI. Построение выхода из затруднения.

-Приготовьтесь слушать и читать произведение. Возьмите простой карандаш и отметьте слова, значение которых покажутся вам непонятными.

- Чтение рассказа учителем до слов: «Ну что? Каковы наши сыновья

- Как вы думаете, понравились ли эти мальчики-«сыновья» старику?

(Учитель дочитывает рассказ до конца)

- Вот так закончила свое произведение Валентина Осеева,

некоторые ваши предположения не совпали с авторскими. Как вы думаете почему?

- К какому жанру относится это произведение? ( Это рассказ, потому что автор рассказывает случай из жизни)


Словарная работа.

- Во время чтения рассказа, вам встретились незнакомые слова? Какие?

- Какое настроение вы испытали, слушая этот рассказ. Выберите из словаря настроений те слова, которые передают ваши чувства.( Приложение1)

- Давайте с вами порассуждаем, а кто герои этого рассказа.

- Мальчики или сыновья?

- Сколько было мальчиков?

- А сколько было сыновей?

VII .Первичное закрепление во внешней речи.

-Давайте перечитаем рассказ ещё один раз и порассуждаем, сколько же было сыновей на самом деле?( пожжужите намножко)

- А когда будете читать, подумайте, какие бы вы задали вопросы своим одноклассникам по этому произведению? Но вопросы должны быть не простыми, а сложными и начинаться со слов: Зачем? Почему? С какой целью?

- Что говорили о своих сыновьях женщины? Найди в тексте слова первой женщины.

- Найдите слова второй женщины и прочитайте.

-А какие слова сказала мама третьего мальчика?

- Как вёл себя первый мальчик? Видим ли мы заботу о маме первого сына?

- Что делал второй мальчик? Заботился ли о маме второй сын?

-Выберите из словаря настроений те слова, которые передают их черты.( равнодушные, безразличные).

- Как поступил третий мальчик? О чём говорит поступок третьего сына?

-Выберите из словаря настроений те слова, которые передают его черты.( внимательный ,добрый, заботливый)

- Если бы вас попросили представить характер первых двух мальчиков в цвете, какие бы вы краски для этого выбрали? Подумайте в парах. Выберите на парте кружки нужного цвета.

(Дети показывают учителю кружки холодных цветов: Синий, фиолетовый, чёрный.

Учитель свои кружки холодных цветов прикрепляет на доске.)

- Верно, краски холодные, потому что мальчики были сами холодные и безразличные к матерям.

-А третьего мальчика?

-Какие бы вы краски для этого выбрали?( красный, желтый, оранжевый, зеленый).

- Найдите в тексте устойчивые выражения, сравнения. Как бы вы объяснили их значение?

Никто с ним не сладит.

Поёт, как соловей.

Ломит спину.

Колесом ходит.

-Рассмотрите иллюстрацию, Найдите подходящие слова к ней.

- Прочитаем по ролям ( со слов А третий к матери подбежал)

- Кто же оказался настоящим сыном?

- Один мальчик сын, а другие ещё не стали сыновьями. Один показывает акробатические трюки, другой поёт, да всё это хорошо, если они где-то выступают, поют, но не в данной ситуации.

- А как называется наш рассказ?

- Может здесь название не точное, как бы вы назвали этот рассказ?

- Прочитаем пословицу: Всякой матери своё дитя мило.(с 81)

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

- Подходит ли она к рассказу «Сыновья»?

Мамы всегда заботятся о своих детях, учат их доброму и хорошему, волнуются, переживают за вас. И вы тоже не должны огорчать своих мам, а должны во всём помогать им, заботиться. Ведь быть хорошим сыном или дочерью – это значит помогать маме во всём, делить с ней заботы.

VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Работа в парах по рядам.

-Сейчас каждая пара определенного ряда получит свое задание.

- Первый ряд получит конверт с пословицами. Вы должны посовещавшись, определить, какая пословица носить в себе главную идею рассказа.

Пословицы в конверте: С матерью жить – горя не знать. Сердце матери лучше солнца греет. О любви к маме говорят дела, а не слова. Нет милее дружка, чем родная матушка.

- Второй ряд моделирует обложку к тексту.

- Третий ряд составляет синквейн о маме.

( Проверка с третьего ряда) ( МОДЕЛИРОВАНИЕ СЛАЙД)

-Работа с пословицами.

- Какая пословица носить в себе главную идею рассказа?

- Ребята, каждый человек в своей жизни бывает в любой роли: сына, дочери, внука, внучки, рабочего, служащего, мамы, папы, пешехода и т.д. А как вы думаете, мальчик-гимнаст и мальчик-певец из рассказа «Сыновья» услышали они старенького старичка?

- Станут ли они сыновьями?

- Но мы с вами все сыновья и дочки, а скоро вся страна будет праздновать замечательные праздники – 23 февраля и 8 марта. Не забудьте поздравить своих родителей в эти знаменательные дни.

IХ. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

-Какую ставили учебную задачу? Удалось ее решить? Каким способом? (работа в паре, с помощью учителя и т.д.) Где будете применять знания?

– Что вы должны делать, чтобы ваши родители гордились вами? (учиться, помогать, не подводить).

- Что поучительного вы взяли из сегодняшнего урока?

(Слайд).

Продолжи предложение:

Я узнал, что…

Мне понравилось…

Я горжусь тем, что…

Хочу поблагодарить…

- Как вы оценили свою работу на уроке я посмотрю, проверив ваши листы самооценки.

VIII. Домашнее задание. Подготовить творческий пересказ от имени старика.

Прочитать рассказ В. Осеевой «Волшебная иголочка» в хрестоматии, выполнить работу в тетради с 39.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по литературному чтению по теме В. Осеева " Сыновья" 2 класс

Автор: Чуприкова Елена Станиславовна

Дата: 03.02.2015

Номер свидетельства: 166732


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства