Конспект урока по литературному чтению по теме В. Осеева " Сыновья" 2 класс
Конспект урока по литературному чтению по теме В. Осеева " Сыновья" 2 класс
Цель:
организовать знакомство с произведением В. А. Осеевой "Сыновья", Создать условия для формирования и совершенствования техники чтения, четкой дикции, развития умений анализировать текст и поступки героев, отвечать на вопросы к тексту.
Виды деятельности: Упражнение в чтении. Чтение по ролям. Деление текста на части. Беседа: выявление авторской точки зрения (что хотел сказать автор?), высказывание своей точки зрения («Я думаю, что...»),что понравилось? Какие чувства вызывает?
Выполнение заданий в учебнике и в тетради.
Упражнения: Определение цели чтения, определение задачи (что хочешь показать?), тона (осуждающий, поощряющий, восхищенный и т.д.), темпа (быстрый, медленный, умеренный).
Определение смысла пословиц. Подбор пословиц к тексту.
Формы работы: фронтальная, работа в паре, групповая, индивидуальная.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению по теме В. Осеева " Сыновья" 2 класс »
Тема. Произведения о детях. В. Осеева «Сыновья».
Цель:
организовать знакомство с произведением В. А. Осеевой "Сыновья", Создать условия для формирования и совершенствования техники чтения, четкой дикции, развития умений анализировать текст и поступки героев, отвечать на вопросы к тексту.
Создать условия для формирования УУД:
Предметные:
- определять жанр и тему;
- осуществлять смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
- рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста;
- ориентироваться в литературоведческих понятиях и терминах;
- проводить разметку текста, определять логические ударения, слова для выделения голосом, паузы - логические и психологически с помощью учителя и самостоятельно;
- интонировать предложения на основе знаков препинания.
Метапредметные:
Регулятивные.
- ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, составлять план и последовательность действий;
- пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма порядка действий при списывании, правильность и аккуратность записи;
- оценивать процесс и результат выполнения задания.
- осуществлять самоконтроль: соотносить собственный ответ с предложенным вариантом.
Коммуникативные:
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
- формулировать свои мысли с учётом жизненных речевых ситуаций.
- включаться в групповую работу, связанную с общением;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре).
- участвоватьв учебном диалоге, оценивать процесс и результат решения коммуникативной задачи.
Познавательные:
- работать с информацией, представленной в форме текста, схемы, модели;
- анализировать информацию, полученную из текста и из рисунка;
- способствовать развитию умения наблюдать, рассуждать, анализировать, сравнивать, связно излагать свои мысли.
Личностные:
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- ориентироваться в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств как регуляторов морального поведения, формирование моральной самооценки.
- способствовать развитию бережного отношения к родным и близким людям;
-способствовать формированию психологической комфортности посредством применения разнообразных приёмов.
- воспитывать положительные качества личности, отрицательное отношение к лени.
Виды деятельности:Упражнение в чтении. Чтение по ролям. Деление текста на части. Беседа: выявление авторской точки зрения (что хотел сказать автор?), высказывание своей точки зрения («Я думаю, что...»),что понравилось? Какие чувства вызывает?
Выполнение заданий в учебнике и в тетради.
Упражнения: Определение цели чтения, определение задачи (что хочешь показать?), тона (осуждающий, поощряющий, восхищенный и т.д.), темпа (быстрый, медленный, умеренный).
Определение смысла пословиц. Подбор пословиц к тексту.
Формы работы: фронтальная, работа в паре, групповая, индивидуальная.
Карточки для фронтальной работы: жанры, герои рассказа.
Листы для самостоятельной работы: составление обложки.
Карточки для групповой работы: пословицы.
Ход урока
I. Орг. момент. Самоопределение к учебной деятельности.
(Слайд1).
Создание эмоционального настроя.
Доброе утро, ребята!
Пусть оно действительно будет для нас сегодня добрым.
И разбудит в каждом из нас лучшие чувства – желание слышать, понимать и поддерживать друг друга.
Пусть хорошая погода заиграет в душе каждого из нас и согреет своим теплом.
Вдохните глубоко и, когда будете выдыхать, постарайтесь улыбнуться.
Вдохните ещё раз и снова улыбнитесь, почувствуйте, как ваша улыбка согревает вас изнутри.
Какие замечательные улыбки я вижу на ваших лицах!
А ведь улыбка – знак хорошего настроения, взаимного, доброго расположения друг другу.
-Ребята, у нас сегодня гости. Давайте покажем свое гостеприимство хорошей работой.
II. Проверка домашнего задания.
Посмотрите на ребус, разгадайте его.
(яяяяяяя).
- Как вы думаете, почему я выбрала именно этот ребус? (Изучаем раздел «Семья и я»).
- Произведения каких авторов читали?
- Назовите их.
- С каким произведением произошло знакомство на прошлом уроке?
(Это рассказ. Е.Пермяка “Случай с кошельком” )
- Проверим насколько вы хорошо знакомы с рассказом.( тестирование)
III. Речевая разминка.
- Для чего нужно читать скороговорки?
– Чтобы быстро, четко и понятно говорить, приготовим наш речевой аппарат.
1) Чтение скороговорки:
(Слайд).
Кукушка кукушонку купила капюшон
Кукушонок в капюшоне очень смешон.
- Какие звуки помогает научиться произносить эта скороговорка?
- Прочитайте скороговорку, делая ударение каждый раз на новом слове.
- Прочитайте скороговорку своему соседу. Поработайте в паре.
- У кого получилось произнести скороговорку без ошибок.
- Кто готов произнести скороговорку вслух.
- О ком идет речь в скороговорке? ( о маме и сыне)
-Как мама относится к кукушонку?( заботливо)
- Так ли это?
IV.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Создание проблемной ситуации.
Цель: подвести учащихся к теме.
-Ребята я для вас подготовила загадки. (Слайд)
Она лучше всех на свете, без неё прожить нельзя.
Есть она у Кати, Пети и, конечно, у меня. (мама)
Маме на радость, папе в награду,
Он появился наследник – отрада.
Родной несмышленый, пуговки – глазки,
Ему все внимание, забота и ласки. (сын)
Ребята, вы догадались, о ком пойдет речь на уроке?
- Сегодня мы с вами поговорим о семье, о взаимоотношениях между матерью и сыном.
- Кто станет проводником в произведение вы узнаете, посмотрев на экран.
- Чей это портрет?
- Да, это Валентина Александровна Осеева. Что вам уже известно о жизни писательницы?
- Бармин Илья подготовил дополнительную информацию из жизни Валентины Осеевой.
-- Какие рассказы Осеевой вы читали?
- Что вы можете сказать о них?( они добры, мудры, поучительны).
-В. Осеева написала очень много рассказов. В своих рассказах писательница сопоставляет плохие поступки с хорошими делами. Она никого в них не осуждает, но даёт хорошую установку на добрые дела.
V.Постановка учебной задачи.
- Сегодня на уроке нам предстоит поработать над еще одним произведением писательницы.
- Каким, вы узнаете используя слоговые таблицы, поработайте в паре.
- Сформулируйте тему урока.
-Какова цель урока? (познакомиться с текстом произведения и увидеть позицию автора через образы и поступки героев.)
- Сегодня на уроке вы становитесь исследователями рассказа В.А.Осеевой «Сыновья».
А для этого перед чтением текста давайте поставим себе такие задачи.
(Учитель показывает задачи урока в мультимедийной презентации)
Задачи:
1.Объяснять соответствие заглавия содержанию;
2. Находить в тексте слова, характеризующие отношение автора к героям;
3.Сравнивать героев и анализировать их поведение с точки зрения морали;
4.Выражать своё отношение к героям, мотивируя ответы.
-- Как вы думаете, о ком будет произведение?
- Проверим ваши предположения после чтения. Упражнение в чтении сложных слов.
(Слайд).
- В тексте есть трудные для чтения слова. Прочитайте их.
От – дох – нуть
Рас – спра– ши – ва – ют
Ос – та – нав –ли – ва –ют – ся
- В какую группу их можно объединить?
VI. Построение выхода из затруднения.
-Приготовьтесь слушать и читать произведение. Возьмите простой карандаш и отметьте слова, значение которых покажутся вам непонятными.
- Чтение рассказа учителем до слов: «Ну что? Каковы наши сыновья?»
- Как вы думаете, понравились ли эти мальчики-«сыновья» старику?
(Учитель дочитывает рассказ до конца)
- Вот так закончила свое произведение Валентина Осеева,
некоторые ваши предположения не совпали с авторскими. Как вы думаете почему?
- К какому жанру относится это произведение? ( Это рассказ, потому что автор рассказывает случай из жизни)
Словарная работа.
- Во время чтения рассказа, вам встретились незнакомые слова? Какие?
- Какое настроение вы испытали, слушая этот рассказ. Выберите из словаря настроений те слова, которые передают ваши чувства.( Приложение1)
- Давайте с вами порассуждаем, а кто герои этого рассказа.
- Мальчики или сыновья?
- Сколько было мальчиков?
- А сколько было сыновей?
VII .Первичное закрепление во внешней речи.
-Давайте перечитаем рассказ ещё один раз и порассуждаем, сколько же было сыновей на самом деле?( пожжужите намножко)
- А когда будете читать, подумайте, какие бы вы задали вопросы своим одноклассникам по этому произведению? Но вопросы должны быть не простыми, а сложными и начинаться со слов: Зачем? Почему? С какой целью?
- Что говорили о своих сыновьях женщины? Найди в тексте слова первой женщины.
- Найдите слова второй женщины и прочитайте.
-А какие слова сказала мама третьего мальчика?
- Как вёл себя первый мальчик? Видим ли мы заботу о маме первого сына?
- Что делал второй мальчик? Заботился ли о маме второй сын?
-Выберите из словаря настроений те слова, которые передают их черты.( равнодушные, безразличные).
- Как поступил третий мальчик? О чём говорит поступок третьего сына?
-Выберите из словаря настроений те слова, которые передают его черты.( внимательный ,добрый, заботливый)
- Если бы вас попросили представить характер первых двух мальчиков в цвете, какие бы вы краски для этого выбрали? Подумайте в парах. Выберите на парте кружки нужного цвета.
Учитель свои кружки холодных цветов прикрепляет на доске.)
- Верно, краски холодные, потому что мальчики были сами холодные и безразличные к матерям.
-А третьего мальчика?
-Какие бы вы краски для этого выбрали?( красный, желтый, оранжевый, зеленый).
- Найдите в тексте устойчивые выражения, сравнения. Как бы вы объяснили их значение?
Никто с ним не сладит.
Поёт, как соловей.
Ломит спину.
Колесом ходит.
-Рассмотрите иллюстрацию, Найдите подходящие слова к ней.
- Прочитаем по ролям ( со слов А третий к матери подбежал)
- Кто же оказался настоящим сыном?
- Один мальчик сын, а другие ещё не стали сыновьями. Один показывает акробатические трюки, другой поёт, да всё это хорошо, если они где-то выступают, поют, но не в данной ситуации.
- А как называется наш рассказ?
- Может здесь название не точное, как бы вы назвали этот рассказ?
- Прочитаем пословицу: Всякой матери своё дитя мило.(с 81)
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
- Подходит ли она к рассказу «Сыновья»?
Мамы всегда заботятся о своих детях, учат их доброму и хорошему, волнуются, переживают за вас. И вы тоже не должны огорчать своих мам, а должны во всём помогать им, заботиться. Ведь быть хорошим сыном или дочерью – это значит помогать маме во всём, делить с ней заботы.
VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Работа в парах по рядам.
-Сейчас каждая пара определенного ряда получит свое задание.
- Первый ряд получит конверт с пословицами. Вы должны посовещавшись, определить, какая пословица носить в себе главную идею рассказа.
Пословицы в конверте: С матерью жить – горя не знать. Сердце матери лучше солнца греет. О любви к маме говорят дела, а не слова. Нет милее дружка, чем родная матушка.
- Второй ряд моделирует обложку к тексту.
- Третий ряд составляет синквейн о маме.
( Проверка с третьего ряда) ( МОДЕЛИРОВАНИЕ СЛАЙД)
-Работа с пословицами.
- Какая пословица носить в себе главную идею рассказа?
- Ребята, каждый человек в своей жизни бывает в любой роли: сына, дочери, внука, внучки, рабочего, служащего, мамы, папы, пешехода и т.д. А как вы думаете, мальчик-гимнаст и мальчик-певец из рассказа «Сыновья» услышали они старенького старичка?
- Станут ли они сыновьями?
- Но мы с вами все сыновья и дочки, а скоро вся страна будет праздновать замечательные праздники – 23 февраля и 8 марта. Не забудьте поздравить своих родителей в эти знаменательные дни.
IХ.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
-Какую ставили учебную задачу? Удалось ее решить? Каким способом? (работа в паре, с помощью учителя и т.д.) Где будете применять знания?
– Что вы должны делать, чтобы ваши родители гордились вами? (учиться, помогать, не подводить).
- Что поучительного вы взяли из сегодняшнего урока?
(Слайд).
Продолжи предложение:
Я узнал, что…
Мне понравилось…
Я горжусь тем, что…
Хочу поблагодарить…
- Как вы оценили свою работу на уроке я посмотрю, проверив ваши листы самооценки.
VIII. Домашнее задание. Подготовить творческий пересказ от имени старика.
Прочитать рассказ В. Осеевой «Волшебная иголочка» в хрестоматии, выполнить работу в тетради с 39.