1.Мотивация к познавательной деятельности Здравствуйте, ребята. Меня зовут Татьяна Александровна. Я проведу у вас урок литературного чтения. Быть должны всегда в порядке: Ручки, книжки и тетрадки. А девиз у нас такой: «Все, что надо, - под рукой!»
Отдых наш кончается, Работа начинается. Усердно будем мы трудиться, Чтобы многому научиться. Давайте проверим с вами домашнее задание. Итак, ребята, давайте вспомним, с кем из первых детских писателей вы познакомились на прошлом уроке? Что вы можете о нем рассказать?
№3 стр 15 в рабочих тетрадях Имя( мирское и монашеское) Должность, занятия Известные тексты Основные темы( о чем писал) Значимость для нас Проверка перевода в тетради | Дети приветствуют учителя Справщик Савватий |
2.Актуализация знаний и пробное учебное действие: Ребята, а кто и что помогает нам в учении, обретении знаний?
Правильно. А что мы помним о книге? Вы помните, что в течение всего древнего периода нашей литературы книга была рукописной. В 11 – 14 века материалом для письма служил пергамент (телячья кожа особой выделки, впервые появились в Индии). Бумага привозится к нам из Китая только в конце 14 века, и в 15 – 16 века она окончательно вытесняет пергамент. До середины 19 века для письма использовали гусиные перья . Писали в старину медленно, аккуратно вырисовывая каждую букву. Так как материал стоил дорого, писали экономно: в одну строку, без словораздела и отступов.
Книги писали для чего?
| Родители, учителя Книги Ответы детей Для того чтобы передать события истории и для того чтобы передать мудрые жизненные наставления. |
3.Локализация индивидуальных затруднений. Ученик зачитывает текст с карточки. Первой печатной книгой была “Азбука”. Её составил русский первопечатник Иван Фёдоров и издал в городе Львове в 1574 году, т. е. во второй половине 16 века “Возлюбленный, честный, христианский русский народ” - так обращается автор к взрослым и сообщает, что книга создана “ ради скорого младенческого научения” “Сын мой, приклони ухо твое и послушай словес мудрых и приложи сердце к научению моему, понеже украсит тебя….. Как сот медов сладок есть гортани твоему, також наука мудрости душе твоей…..Поищеши и обрящеши и имети будеши” Понятен ли нам сейчас смысл сказанного?
А все потому, что литературным языком в России до XVIII в. был церковнославянский, теперь эти слова мы называем вышедшими из употребления, устаревшими, т.е. архаизмами, славянизмами. Но эти слова являются признаками возвышенного стиля и в стихотворной речи XIX в. почти не ощутимы. Сегодня на уроке мы с вами и познакомимся с такими стихотворениями Симеона Полоцкого и Кариона Истомина. . - Прочитайте рассказ Николая Александровича (стр. 53). Вы узнаете много интересного.
Симеон Полоцкий Белорус Самуил Емельянович (1629 – 1680) принял монашество в 27 лет с именем Симеон. В Москве его прозвали Полоцким – по родному городу, где он был учителем. В 1656 году познакомился с царем Алексеем Михайловичем. В 1664 году навсегда уехал в Москву, где продолжал деятельность педагога. Он воспитывал государевых детей, открыл школу неподалеку от Кремля. Любое событие в царской семье давало ему повод для сочинения от имени членов семьи стихотворений «на случай Узнаем о Карионе Истомине Карион Истомин – служил на Московском печатном дворе сначала писцом, чтецом, справщиком, а затем сам встал во главе печатного двора. При жизни Карион Истомин издал три книги: “Лицевой букварь”, “Букварь языка словенска” и “Повесть об Иване Воине. Карион Истомин — один из учёнейших людей второй половины XVII в.
Прочитаем первое стихотворение вслух и попробуем перевести его на современный язык. Кто желает? . А теперь так же прочитаем стихотворение « Сын- отцу» и переведем его. - Сравните обращение внука к деду с обращением сына к отцу. - Что сохранилось?
-Что изменилось? -Как это отразится на вашем чтении?
Физминутка | Мы сейчас говорим проще, но смысл нам понятен. Желаю тебе долго жить А ты будь добр меня сильно любить почтение, любовь, пожелание долгих лет жизни сын говорит о своей любви к отцу, а внук говорит о том, что его надо любить
Второе стихотворение надо читать с большей любовью |
4.Построение проекта выхода из затруднений (Перед детьми карточки со стихотворениями) Ребята, перед вами стихотворения. Давайте их прочитаем и постараемся разделить на две группы. 1)Токмо обычий ему мудрых укоряти, И сердце их раздражати, И свое безумие утешати, И чтоб никому ничто не знати. 2) Город зимний, город дивный Снег, как с яблонь, лепестками, Словно крыльев лебединых Осторожное плесканье 3) Белая берёза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. 4) Грамматика учит знати Глаголати и писати Благо 5) Не хотел котёнок мыться- Опрокинул он корытце И в углу за сундуком Моет лапку языком. А почему вы именно так разделили эти стихотворения? По какому признаку? Встретились ли в тексте непонятные слова? Какие?
Давайте подумаем с вами, что значат эти слова?
Как вы думаете, для чего мы проделали с вами эту работу? | 1 Группа: 1,4 2 Группа: 2,3 Церковнославянская и современная лексика Укоряти, раздражати,утешати, глаголати и писати – церковнославянская лексика Укорять, раздражать, утешать, говорить, писать – современное произношение Чтобы различать современные стихотворения и стихотворения старославянские |
5.Реализация проекта выявленных затруднений. Итак, ребята, давайте поработаем с вами над стихотворениями. Самостоятельно прочитайте стихотворения из книги «Вертоград многоцветный»
Какое стихотворение особенно близко по теме стихам справщика Савватия? Прочитайте его и сразу переведите.
- Какое стихотворение похоже на загадку? Прочитайте его как загадку.
-Что на ваш взгляд хотел воспитать в детях автор? | Желаю тебе долго жить А ты будь добр меня сильно любить Чтение Тот, кто ходит около воды, может намокнуть. Тогда надо присесть к огню и согреться. Так надо читать божественные книги, и неизбежно будешь мудрым. «Дуга» любовь к чтению, интерес к изучению мира, уважение к родителям |
6. Обобщение во внешней речи Прочитайте самостоятельно стихотворения Кариона Истомина. Ребята, перечислите из 2 стихотворения все слова на "к" и запишите их в тетрадь.
- Какие из слов устарели, т.е. не употребляются в современном языке? - Но где мы можем встретить эти слова? - Нуждается ли стихотворение целиком в переводе? - Если это стихотворение не нуждается в переводе, то вот стихотворение из"Книги вразумления" перевести полезно. - Каким чувством наполнено обращение к матери? | Читают. Кит, кипарис, колесница, копьё, конь, ключ Предположения детей В книгах Нет Чувством любви и уважения |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Откройте свои рабочие тетради на странице 25 и выполните задание. | Автор 1-го текста – Карион Истомин, ведь он писал приветствия царевне Софье Алексеевне. Автор 3-го текста – Симеон Полоцкий, так как стихотворение написано от имени члена царской сeмьи. Сильвестр Медведев пишет о Симеоне Полоцком. |
9.Рефлексия Что мы делали сегодня на уроке? Какое стихотворения понравилось вам больше всего? Почему? Как бы вы оценили свою работу на уроке?
Красный - я работал отлично Синий - я работал хорошо Зеленый - я был не очень активен, но буду стараться Домашнее задание: Выучить наизусть любое стихотворение С. Полоцкого или К. Истомина. | Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям |