kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект Урока по литературному чтению Стихи Симеона Полоцкого и Кариона Истомина»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: Открытия новых знаний

Цели урока:  

  высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

самостоятельно читать про себя незнакомый текст;

по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;

Формируемые УУД:

Познавательные:

  1. Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;
  2. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;
  3. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
  4. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты;
  5. Делать выводы на основе обобщения умозаключений;
  6. Преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  7. Переходить от условно-схематических моделей к тексту.

 

Регулятивные:

  1. Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения с классом;
  2. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
  3. Составлять план решения отдельной учебной задачи;
  4. Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью класса;
  5. В диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

 

Коммуникативные:

  1. Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций;
  2. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
  3. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
  4. Читать про себя тексты учебников и при этом ставить вопросы к тексту и искать ответы, проверять себя, отделять новое от известного, выделять главное, составлять план;

Личностные:

  1. Придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей;
  2. В созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести.

Оборудование:

Презентация, раздаточный материал

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект Урока по литературному чтению Стихи Симеона Полоцкого и Кариона Истомина»»


Тамбовское областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Педагогический колледж г. Тамбова»



Утверждаю:



Преподаватель: _____/ С.В. Филлипова/


Согласовано:


Учитель:________/Н.В.Лазутова/





Конспект

Урока по литературному чтению

Стихи Симеона Полоцкого и Кариона Истомина»





Провела студентка группы ПНК-41: Фитисова Т.А.


Место проведения: 4класс, филиал МБОУ «Новолядинская СОШ»

с. Тулиновка

Дата проведения: 29.09.2015

Оценка за конспект:….. (…………) учитель: __________/ С.В. Филлипова/

Оценка за урок:….. (…………) учитель: __________/ С.В. Филлипова /

Оценка за урок:….. (…………) учитель: __________/Н.В. Лазутова/



Тамбов

2015

Тип урока: Открытия новых знаний

Цели урока:

• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

• самостоятельно читать про себя незнакомый текст;

• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;



Формируемые УУД:

Познавательные:

  1. Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;

  2. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;

  3. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

  4. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты;

  5. Делать выводы на основе обобщения умозаключений;

  6. Преобразовывать информацию из одной формы в другую;

  7. Переходить от условно-схематических моделей к тексту.



Регулятивные:

  1. Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения с классом;

  2. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

  3. Составлять план решения отдельной учебной задачи;

  4. Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью класса;

  5. В диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.


Коммуникативные:

  1. Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций;

  2. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

  3. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

  4. Читать про себя тексты учебников и при этом ставить вопросы к тексту и искать ответы, проверять себя, отделять новое от известного, выделять главное, составлять план;



Личностные:

  1. Придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей;

  2. В созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести.



Оборудование:

Презентация, раздаточный материал










Ход урока.

Деятельность учителя


Деятельность учащихся

1.Мотивация к познавательной деятельности

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Татьяна Александровна. Я проведу у вас урок литературного чтения.


Быть должны всегда в порядке:
Ручки, книжки и тетрадки.
А девиз у нас такой:
«Все, что надо, - под рукой!»

Отдых наш кончается,
Работа начинается.
Усердно будем мы трудиться,
Чтобы многому научиться.


Давайте проверим с вами домашнее задание.


Итак, ребята, давайте вспомним, с кем из первых детских писателей вы познакомились на прошлом уроке?

Что вы можете о нем рассказать?



№3 стр 15 в рабочих тетрадях

  1. Имя( мирское и монашеское)

  2. Должность, занятия

  3. Известные тексты

  4. Основные темы( о чем писал)

  5. Значимость для нас

Проверка перевода в тетради





Дети приветствуют учителя


















Справщик Савватий


2.Актуализация знаний и пробное учебное действие:

Ребята, а кто и что помогает нам в учении, обретении знаний?




Правильно. А что мы помним о книге?

Вы помните, что в течение всего древнего периода нашей литературы книга была рукописной. В 11 – 14 века материалом для письма служил пергамент  (телячья кожа особой выделки, впервые появились в Индии). Бумага привозится к нам из Китая только в конце 14 века, и в 15 – 16 века она окончательно вытесняет пергамент. До середины 19 века для письма использовали гусиные перья . Писали в старину медленно, аккуратно вырисовывая каждую букву. Так как материал стоил дорого, писали экономно: в одну строку, без словораздела и отступов.



Книги писали для чего?







Родители, учителя

Книги





Ответы детей




















Для того чтобы передать события истории и

для того чтобы передать мудрые жизненные наставления.


3.Локализация индивидуальных затруднений.


Ученик зачитывает текст с карточки.

Первой печатной книгой была “Азбука”. Её составил русский первопечатник Иван Фёдоров и издал в городе Львове в 1574 году, т. е. во второй половине 16 века “Возлюбленный, честный, христианский русский народ” - так обращается автор к взрослым и сообщает, что книга создана “ ради скорого младенческого научения”

“Сын мой, приклони ухо твое и послушай словес мудрых и приложи сердце к научению моему, понеже украсит тебя….. Как сот медов сладок есть гортани твоему, також наука мудрости душе твоей…..Поищеши и обрящеши и имети будеши”

Понятен ли нам сейчас смысл сказанного?



А все потому, что литературным языком в России до XVIII в. был церковнославянский, теперь эти слова мы называем вышедшими из употребления, устаревшими, т.е. архаизмами, славянизмами. Но эти слова являются признаками возвышенного стиля и в стихотворной речи XIX в. почти не ощутимы.

Сегодня на уроке мы с вами и познакомимся с такими стихотворениями Симеона Полоцкого и Кариона Истомина.

.
- Прочитайте рассказ Николая Александровича (стр. 53). Вы узнаете много интересного.


Симеон Полоцкий

Белорус Самуил Емельянович (1629 – 1680) принял монашество в 27 лет с именем Симеон. В Москве его прозвали Полоцким – по родному городу, где он был учителем. В 1656 году познакомился с царем Алексеем Михайловичем. В 1664 году навсегда уехал в Москву, где продолжал деятельность педагога. Он воспитывал государевых детей, открыл школу неподалеку от Кремля. Любое событие в царской семье давало ему повод для сочинения от имени членов семьи стихотворений «на случай

Узнаем о Карионе Истомине

Карион Истомин – служил на Московском печатном дворе сначала писцом, чтецом, справщиком, а затем сам встал во главе печатного двора. При жизни Карион Истомин издал три книги: “Лицевой букварь”, “Букварь языка словенска” и “Повесть об Иване Воине.

Карион Истомин — один из учёнейших людей вто­рой половины XVII в.



Прочитаем первое стихотворение вслух и попробуем перевести его на современный язык. Кто желает?

.

А теперь так же прочитаем стихотворение

« Сын- отцу» и переведем его.

- Сравните обращение внука к деду с обращением сына к отцу.
- Что сохранилось?


-Что изменилось?
-Как это отразится на вашем чтении?



Физминутка

























Мы сейчас говорим проще, но смысл нам понятен.































































Желаю тебе долго жить

А ты будь добр меня сильно любить




почтение, любовь, пожелание долгих лет жизни


сын говорит о своей любви к отцу, а внук говорит о том, что его надо любить




Второе стихотворение надо читать с большей любовью

4.Построение проекта выхода из затруднений

(Перед детьми карточки со стихотворениями)


Ребята, перед вами стихотворения.

Давайте их прочитаем и постараемся разделить на две группы.

1)Токмо обычий ему мудрых укоряти,

И сердце их раздражати,

И свое безумие утешати,

И чтоб никому ничто не знати.

2) Город зимний, город дивный

Снег, как с яблонь, лепестками,

Словно крыльев лебединых

Осторожное плесканье

3) Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

4) Грамматика учит знати

Глаголати и писати Благо

5) Не хотел котёнок мыться-

Опрокинул он корытце

И в углу за сундуком

Моет лапку языком.

А почему вы именно так разделили эти стихотворения? По какому признаку?

Встретились ли в тексте непонятные слова? Какие?



Давайте подумаем с вами, что значат эти слова?



Как вы думаете, для чего мы проделали с вами эту работу?
















































1 Группа: 1,4

2 Группа: 2,3


Церковнославянская и современная лексика




Укоряти, раздражати,утешати, глаголати и писати – церковнославянская лексика


Укорять, раздражать, утешать, говорить, писать – современное произношение



Чтобы различать современные стихотворения и стихотворения старославянские









5.Реализация проекта выявленных затруднений.

Итак, ребята, давайте поработаем с вами над стихотворениями.

Самостоятельно прочитайте стихотворения из книги «Вертоград многоцветный»




Какое стихотворение особенно близко по теме стихам справщика Савватия? Прочитайте его и сразу переведите.







- Какое стихотворение похоже на загадку? Прочитайте его как загадку.

-Что на ваш взгляд хотел воспитать в детях автор?





Желаю тебе долго жить

А ты будь добр меня сильно любить






Чтение

Тот, кто ходит около воды, может намокнуть. Тогда надо присесть к огню и согреться. Так надо читать божественные книги, и неизбежно будешь мудрым.


«Дуга»


любовь к чтению, интерес к изучению мира, уважение к родителям

6. Обобщение во внешней речи

Прочитайте самостоятельно стихотворения Кариона Истомина.

Ребята, перечислите из 2 стихотворения все слова на "к" и запишите их в тетрадь.



- Какие из слов устарели, т.е. не употребляются в современном языке?

- Но где мы можем встретить эти слова?

- Нуждается ли стихотворение целиком в переводе?

- Если это стихотворение не нуждается в переводе, то вот стихотворение из"Книги вразумления" перевести полезно.

- Каким чувством наполнено обращение к матери?



Читают.


Кит, кипарис, колесница, копьё, конь, ключ




Предположения детей


В книгах


Нет






Чувством любви и уважения

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Откройте свои рабочие тетради на странице 25 и выполните задание.





Автор 1-го текста – Карион Истомин, ведь он писал приветствия царевне Софье Алексеевне.

Автор 3-го текста – Симеон Полоцкий, так как стихотворение написано от имени члена царской сeмьи.

Сильвестр Медведев пишет о Симеоне Полоцком.


8.Включение в систему знаний и повторение.

Давайте ответим на вопрос 3 в учебнике.

Подумайте, чем отличаются стихи поэтов 17 века от стихов современных поэтов?









9.Рефлексия

Что мы делали сегодня на уроке?

Какое стихотворения понравилось вам больше всего? Почему?

Как бы вы оценили свою работу на уроке?



Красный - я работал отлично

Синий - я работал хорошо

Зеленый - я был не очень активен, но буду стараться

Домашнее задание: Выучить наизусть любое стихотворение С. Полоцкого или К. Истомина.





Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект Урока по литературному чтению Стихи Симеона Полоцкого и Кариона Истомина»

Автор: Фитисова Татьяна Александровна

Дата: 04.11.2015

Номер свидетельства: 248140


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства