Приреченская средняя школа
Литературное чтение 4 класс
Тема: Х. К. Андерсен «Снежная королева»
Учитель начальных классов: Арынова Н.К.
4 класс Литературное чтение
Цель урока: Х.К. Андерсен «Снежная королева»
Научить выделять главное в произведении, обобщать, делать выводы и изображать образы с учетом их внутреннего мира и внешнего описания, предлагаемого автором с учетом собственных впечатлений.
Развивающие:
Развивать умение анализировать прочитанное, логически мыслить, обобщать и оценивать литературный материал; способствовать развитию речи, памяти, воображения, творческой фантазии, навыков самоутверждения и самооценки; развивать у детей чувство радости, успеха в учении, интереса к предмету через игровую форму.
Воспитательные:
Воспитывать уважение к великой силе любви, верности и дружбы, учить ценить и беречь эти чувства. Способствовать воспитанию умения внимательно выслушивать мнение других, уважительно относиться к ответам одноклассников, работать в группах, совершенствовать сочетание индивидуальной и коллективной формы работы учащихся.
Оборудование: мультимедийная установка, презентация, кластеры.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: игра-путешествие.
Методы и приемы: словесный, наглядный, практический, поисковые, проблемные, игровые.
Формы обучения: коллективная, работа в группах, индивидуальная.
Межпредметная связь: математика, познание мира, ИЗО, русский язык.
Ход урока:
I. Мотивационно – организационный этап.
Психологический настрой.
- Какие типы сказок вы знаете? (Волшебные, бытовые и о животных)
- В конце урока вы скажите, какому типу сказок относится сказка «Снежная королева».
- Как называют людей, которые пишут сказки.
- Какие сказки Х.К. Андерсена вы уже читали?
Выход на тему урока. Проблемная ситуация (Ребус).
II. Операционный этап.
Слово учителя.
Знакомство с автобиографией автора.
а) Творчество Х.К. Андерсена.
На севере Европы, под великим скандинавским полуостровом, можно увидеть ещё один, который своими очертаниями напоминает человеческую ладонь. Он называется Ютландия. На нём расположена Дания - маленькая скандинавская страна. В Дании родился и прожил жизнь великий сказочник Ханс Кристиан Андерсен. Сказки Андерсена знакомы вам с детства. Датский писатель Ханс Кристиан Андерсен родился в1805 году в городе Оденсе в семье сапожника и прачки. Небольшие пьесы Андерсен начал писать еще в детстве. Читать и писать будущий сказочник научился только к 10 годам.
Жил Андерсен очень бедно. Литературные заработки были единственным источником дохода писателя. Его произведения принимались к печати не сразу. Критики указывали на ошибки в правописании, были недовольны использованием элементов разговорного языка, говорили о том, что сказки Андерсена не интересны ни взрослым, ни детям. Всю жизнь Ханс Кристиан Андерсен был очень одинок. Только за два месяца до смерти из английской газеты писатель узнал, что его сказки принадлежат к числу наиболее читаемых во всем мире.
Андерсен был человеком необычным, непохожим на других, видевший жизнь, как он сам говорил, “через волшебное стекло”. А самое главное – он умел дарить людям радость. Что может быть прекраснее! Это талант. Согласитесь, что он дан не каждому. Всего Андерсен написал 170 сказок.
Вывод:
- А как называют писателей живущие за пределами нашей страны?
Значит Ханс Кристиан Андерсен зарубежный сказочник.
Работа в группе.
Чтение сказки по группам.
В начале сказки “Снежная королева” Андерсен писал: “Дойдя до конца нашей истории, мы будем знать больше, чем теперь”. Наверное, мы, внимательно прочитав произведение великого датского сказочника, узнаем больше, чем раньше. Посмотрим, так ли это.
Краткий пересказ.
Вывод:
- Что узнали от бабушки Кай и Герда о Снежной королеве?
Ответ: Она летает по улице в снежной колеснице и заглядывает в окна. И тогда на стеклах появляются ледяные узоры.
- Как Кай оказался во владениях Снежной Королевы?
Ответ: Мальчик привязал свои саночки к большим белым саням Снежной королевы, и она унесла его в свой ледяной дворец.
- Каким Герда нашла Кая?
Ответ: Он был безразличным. Его сердце не дрогнуло от их встречи.
ФИЗМИНУТКА (Қара жорға).
Выборочное чтение.
- Найдите и прочитайте в тексте:
1 группа. Что изобрел злой тролль и какую волшебную силу оно имело?
2 группа. Описание, где жили семьи Кая и Герды?
1. Как вы думаете, почему маленькая хрупкая девочка победила злую волшебницу?
Ответ: Её сердце было очень горячим. В нем не было места для холода. В её сердце жила любовь: бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды; дружба: готовая на подвиг; верность, которая смогла преобразить человека.
2. Почему Герда не остановилась перед опасностями в поисках друга?
Ответ: Герда не страшилась опасностей. Она любила Кая. Героиня по-настоящему умела верить, дружить и любить.
4. Осмысление содержания. Подготовить вопросы друг другу.
5. Составление кластера.
Составьте кластер “Сравнительная характеристика главных героинь”.
1группа: Описание Снежной королевы.
2 группа: описание Герды.
Вывод: Значит «Добро побеждает зло»
6.Работа в группах
Сочинить синквейн:
1 группа: дружба
2группа верность
III. Рефлексивно-оценочный этап.
Тест.
1. Оценка работы учащихся. (оценочный лист)
2. Домашнее задание.
А) Пересказ сказки.
Б) Нарисовать иллюстрацию к сказке «Снежная королева».
С) Написать кто из ваших одноклассниц похожа на Герду? Не менее трех аргументов.
Приложение
Герда | Снежная королева |
Добрая | Злая |
Смелая | Безжалостная |
Любящая | Бессердечная |
Отважная | Жестокая |
Храбрая | Эгоистичная |
Верная | Своенравная |
Целеустремленная | Корыстная |
Преданная | Бездушная |
Тест
1.О том, что Кай жив, Герде сказали:
орлы, розы, рыбы?
2. Заветное слово, которое Кай пытался сложить из льдинок во владениях Снежной королевы:
снежинка, сосулька, вечность?
3. Владения Снежной королевы:
пустыня, чертоги, усадьба?
4.Голуби сообщили Герде, что санки Кая несла на спине белая:
курица, лошадь, собака?
5. Маленькая разбойница подарила Герде:
башмачки, перчатки, рукавицы?
6. Герду к владениям снежной королевы вёз:
козёл, олень, кабан?
7. Оружие маленькой разбойницы:
лук, меч, нож?
1 Дружба
2. сплоченный, единодушный
3. общаться, переживать, выручать
4. доверие укрепляет ее и делает прочнее
5. взаимоотношения
1 Верность
2. надежный, стойкий
3. не предавать, хранить, любить
4. Стойкость и неизменность в чувствах, отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга
5. постоянство