- Сегодня будем писать сочинение по картине Василия Григорьевича Перова «Тройка».
Перов - это целая эпоха в русской живописи. Когда молодой художник Перов впервые задумался над тем, каким будет его искусство, в художественной среде считали: «крик, смех, стон, страдания – явления, недоступные для живописи».
Но Перов стремился показать именно страдания одних и сытую тупость и жестокость других, показать, как страдает народ под игом помещиков, попов, полицейских. Каждая его картина – крик боли и протеста.
- Вот репродукция его знаменитой картины «Тройка».
Вглядитесь в картину… Сколько сумел сказать этим небольшим полотном художник!
2. Молчаливое рассматривание картины.
3.Беседа по картине.
- Готовясь к сочинению, мы с вами прочитали ряд художественных произведений о жизни простого народа. Давайте вспомним эти произведения.
А.П. Чехов. Ванька.
Д.Н. Мамин-Сибиряк. Вертел.
В.Гюго Козетта
В.Г. Короленко. Белый пудель.
Д.В. Григорович. Гуттаперчевый мальчик.
Н.А. Некрасов. Плач детей.
- Что объединяет эти произведения? (тяжёлая жизнь бедных детей, детей – сирот, которым приходилось работать, чтобы прокормить себя и своих близких)
- Вернёмся к картине В.Г. Перова «Тройка».
- В старину, когда еще не было автомобилей, люди ездили на лошадях. Наиболее быстрой была езда на тройках. В коляску или сани запрягали трех лошадей. Та лошадь, что находилась в центре, называлась «коренником», а две по бокам – «пристяжными».
- Почему В.Г.Перов назвал свою картину «Тройка»? (он на ней изобразил особую упряжку: трое измученных ребят тянут на санях огромную обледенелую бочку с водой).
- Средний мальчик – «коренник» в «тройке». Он постарше, чем его «пристяжные», ему лет двенадцать. Коричневый тулуп на нём рваный, ботинки – тоже. Старый платок не закрывает шею, да и летний картуз совсем не греет. На лице у мальчика – страдание, усталость, озабоченность. Лицо привлекательное, смелое, доброе. Мальчик чувствует себя старшим. Он хочет помочь младшим, подбодрить их, поэтому основную тяжесть поклажи взял на себя.
- На другом мальчике черное рваное пальто. Он так устал, что не может запахнуть пальто, прикрыть грудь. Сани тащит из последних сил, голова в чёрном картузе бессильно склонилась на бок, рука повисла плетью. Легко заметить, что характер у него совсем не такой решительный, как у старшего. Лицо тоже утомлённое, но совсем другое: нежное и грустное. Мальчику, видимо, нет и десяти лет.
- Примерно такого же возраста и девочка. Она до того измучена, что кажется полусонной, глаза её полузакрыты. Девочка покорно бредёт, вцепившись руками в верёвку саней. Платок на голове легкий. Темные волосы в беспорядке выбились из-под него, разметались по ветру. Пальтишко старое, видно, с чужого плеча. Из-под завернувшейся полы виднеется ветхое, выцветшее ситцевое платье. Башмаки тоже чужие, огромные, тяжёлые. В них так трудно идти по скользкой дороге!
- Какие мысли и чувства вызывает у вас эта картина?
(Чувства сострадания, жалости, боли.)
- Художник тоже хотел подчеркнуть, что есть на свете добрые люди. Обратите внимание, одинокий прохожий пожалел ребят, он старается подтолкнуть сани в гору, хоть как-то облегчить нелёгкий труд ребят. Он наклонился вперёд и ему, взрослому, видимо очень трудно. А справа, в фиолетовом тумане смутно вырисовывается спина равнодушно удаляющегося человека, плотно запахнувшегося от ветра в шинель.
- Почему В.Г. Перов решил написать эту картину?
(Чтобы показать, как тяжело приходилось простым людям, особенно их детям)
4. Речевая подготовка: запись опорных слов, составление отдельных предложений.
План.
1) Зимний вечер.
2) Тройка.
3) Крик души.
- Речевую подготовку и накопление материала мы проведём с помощью групповой работы.
- Каждая группа будет работать над одним из пунктов плана по вопросам-помощникам.
(Группы получают карточки с вопросами)
1 группа.
-Какое время года изображено на картине?
-Какая стоит погода? Подберите и запишите определения к существительным вечер, ветер, мороз.
-Что тянут трое ребят? Подумайте, как это можно назвать по-разному?
2 группа.
- Что вы можете сказать о ребятах? Подберите и запишите определения к существительным дети, одежда.
-Что выражают их лица? Подберите и запишите определения к существительному лица.
-Кто решил помочь детям? Почему?
3 группа.
-Какие краски преобладают в этой картине и почему?
-О чём заставляет задуматься вас картина В.Г. Перова «Тройка»?
-Какие мысли и чувства вызывает она у вас?
- Практическая работа в группах.
- Подведение итогов групповой работы.
1 группа.
- Какое время года изображено на картине?
Холодный зимний вечер.
- Какая стоит погода? Подберите определения к существительным ветер, мороз.
Того и гляди разразится буран. Недаром так тревожно взметнулась стая чёрных птиц. Дует сильный ( леденящий, встречный) ветер. Жгучий ( лютый, суровый) мороз обжигает лица ребят.
- Что тянут трое ребят?
Трое ребят тянут невыносимо тяжёлую ношу (обледеневшую бочку).
2 группа.
- Что вы можете сказать о ребятах? Подберите определения к существительным дети, одежда.
Измученные ( уставшие, обессиленные, обездоленные) дети с трудом тянут тяжёлую бочку. Рваная (ветхая, с чужого плеча) одежда не спасает их от холода.
- Что выражают лица детей? Подберите определения к существительному лица.
Лица – измождённые, страдальческие, горестные, безучастные к окружающему. На лицах детей – страдание, усталость, озабоченность.
- Кто решил помочь детям?
Одинокий прохожий пожалел ребят и решил подтолкнуть сани.
3 группа.
- Какие краски преобладают в этой картине и почему?
Краски серые, мрачные. Они помогают создать впечатление сурового зимнего вечера и передать детское горе.
- О чём заставляет задуматься вас картина В.Г. Перова «Тройка»?
Картина В.Г.Перова «Тройка» заставляет задуматься о трудной жизни бедных детей.
- Какие мысли и чувства вызывает она у вас?
Картина вызывает жалость, сострадание к детям. Хочется хоть чем-то им помочь.
5. Орфографическая и грамматическая подготовка.
- Повторить структуру предложения. Запись предложений (заглавная буква, знаки препинания в конце)
Схема построения предложения.
Вывод:
предложение строится по определённым законам, каждое слово в предложении имеет своё место,
все слова в предложении связаны друг с другом по смыслу,
предложение должно выражать законченную мысль.
Правописание безударных гласных:
Холодный, вечер, .леденящий, ветер, мороз, ребят, тяжёлую, одежда, спасает, от холода,страдание, детей, одинокий, прохожий, пожалел, решил, подтолкнуть, они, помогают, помочь.
Правописание парных и непроизносимых согласных:
Мороз, ветхая, горестные, детское.
Правописание ЧК, ЧН, ЖИ-ШИ: мрачные, встречный, обжигает, бочку, прохожий,решил, о жизни.
6. Написание сочинения.
7. Редактирование:
прочти внимательно сочинение;
определи, раскрыта ли тема;
добавь необходимое и убери лишнее;
подумай, что ещё ты можешь сделать, чтобы тема и текст соответствовали друг другу.