kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Сочинение по картине В.Г. Перова «Тройка»"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: развитие умений писать сочинение по картине.

Задачи:

а)обучающая:

  • познакомить детей с жизнью и творчеством В. Г.Перова;
  • б)развивающие:
  • развивать умение составлять  план и придерживаться его при составлении связного текста по опорным словам;
  • в)воспитательная:
  • учить детей «читать» картину, осмысливать ее содержание;
  • способствовать  развитию творческого воображения и кругозора детей;

Формы работы: внутригрупповая и общеклассная дискуссия, самостоятельная работа в группах.

Оборудование: репродукция картины  В.Г.Перова «Тройка»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Сочинение по картине В.Г. Перова «Тройка»" »

Урок развития речи. 4 класс

Сочинение по картине В.Г. Перова «Тройка»

Цель: развитие умений писать сочинение по картине.

Задачи:

а)обучающая:

  • познакомить детей с жизнью и творчеством В. Г.Перова;

  • б)развивающие:

  • развивать умение составлять план и придерживаться его при составлении связного текста по опорным словам;

  • в)воспитательная:

  • учить детей «читать» картину, осмысливать ее содержание;

  • способствовать развитию творческого воображения и кругозора детей;

Формы работы: внутригрупповая и общеклассная дискуссия, самостоятельная работа в группах.

Оборудование: репродукция картины В.Г.Перова «Тройка».

Ход урока:

1. Вступительная беседа.

- Сегодня будем писать сочинение по картине Василия Григорьевича Перова «Тройка».

Перов - это целая эпоха в русской живописи. Когда молодой художник Перов впервые задумался над тем, каким будет его искусство, в художественной среде считали: «крик, смех, стон, страдания – явления, недоступные для живописи».

Но Перов стремился показать именно страдания одних и сытую тупость и жестокость других, показать, как страдает народ под игом помещиков, попов, полицейских. Каждая его картина – крик боли и протеста.

- Вот репродукция его знаменитой картины «Тройка».

Вглядитесь в картину… Сколько сумел сказать этим небольшим полотном художник!

2. Молчаливое рассматривание картины.


3. Беседа по картине.

- Готовясь к сочинению, мы с вами прочитали ряд художественных произведений о жизни простого народа. Давайте вспомним эти произведения.

А.П. Чехов. Ванька.

Д.Н. Мамин-Сибиряк. Вертел.

В.Гюго Козетта

В.Г. Короленко. Белый пудель.

Д.В. Григорович. Гуттаперчевый мальчик.

Н.А. Некрасов. Плач детей.

- Что объединяет эти произведения? (тяжёлая жизнь бедных детей, детей – сирот, которым приходилось работать, чтобы прокормить себя и своих близких)

- Вернёмся к картине В.Г. Перова «Тройка».

- В старину, когда еще не было автомобилей, люди ездили на лошадях. Наиболее быстрой была езда на тройках. В коляску или сани запрягали трех лошадей. Та лошадь, что находилась в центре, называлась «коренником», а две по бокам – «пристяжными».

- Почему В.Г.Перов назвал свою картину «Тройка»? (он на ней изобразил особую упряжку: трое измученных ребят тянут на санях огромную обледенелую бочку с водой).

- Средний мальчик – «коренник» в «тройке». Он постарше, чем его «пристяжные», ему лет двенадцать. Коричневый тулуп на нём рваный, ботинки – тоже. Старый платок не закрывает шею, да и летний картуз совсем не греет. На лице у мальчика – страдание, усталость, озабоченность. Лицо привлекательное, смелое, доброе. Мальчик чувствует себя старшим. Он хочет помочь младшим, подбодрить их, поэтому основную тяжесть поклажи взял на себя.

- На другом мальчике черное рваное пальто. Он так устал, что не может запахнуть пальто, прикрыть грудь. Сани тащит из последних сил, голова в чёрном картузе бессильно склонилась на бок, рука повисла плетью. Легко заметить, что характер у него совсем не такой решительный, как у старшего. Лицо тоже утомлённое, но совсем другое: нежное и грустное. Мальчику, видимо, нет и десяти лет.

- Примерно такого же возраста и девочка. Она до того измучена, что кажется полусонной, глаза её полузакрыты. Девочка покорно бредёт, вцепившись руками в верёвку саней. Платок на голове легкий. Темные волосы в беспорядке выбились из-под него, разметались по ветру. Пальтишко старое, видно, с чужого плеча. Из-под завернувшейся полы виднеется ветхое, выцветшее ситцевое платье. Башмаки тоже чужие, огромные, тяжёлые. В них так трудно идти по скользкой дороге!

- Какие мысли и чувства вызывает у вас эта картина?

(Чувства сострадания, жалости, боли.)

- Художник тоже хотел подчеркнуть, что есть на свете добрые люди. Обратите внимание, одинокий прохожий пожалел ребят, он старается подтолкнуть сани в гору, хоть как-то облегчить нелёгкий труд ребят. Он наклонился вперёд и ему, взрослому, видимо очень трудно. А справа, в фиолетовом тумане смутно вырисовывается спина равнодушно удаляющегося человека, плотно запахнувшегося от ветра в шинель.

- Почему В.Г. Перов решил написать эту картину?

(Чтобы показать, как тяжело приходилось простым людям, особенно их детям)

4. Речевая подготовка: запись опорных слов, составление отдельных предложений.

План.

1) Зимний вечер.

2) Тройка.

3) Крик души.

- Речевую подготовку и накопление материала мы проведём с помощью групповой работы.

- Каждая группа будет работать над одним из пунктов плана по вопросам-помощникам.

(Группы получают карточки с вопросами)

1 группа.

-Какое время года изображено на картине?

-Какая стоит погода? Подберите и запишите определения к существительным вечер, ветер, мороз.

-Что тянут трое ребят? Подумайте, как это можно назвать по-разному?

2 группа.

- Что вы можете сказать о ребятах? Подберите и запишите определения к существительным дети, одежда.

-Что выражают их лица? Подберите и запишите определения к существительному лица.

-Кто решил помочь детям? Почему?

3 группа.

-Какие краски преобладают в этой картине и почему?

-О чём заставляет задуматься вас картина В.Г. Перова «Тройка»?

-Какие мысли и чувства вызывает она у вас?

- Практическая работа в группах.

- Подведение итогов групповой работы.

1 группа.

- Какое время года изображено на картине?

Холодный зимний вечер.

- Какая стоит погода? Подберите определения к существительным ветер, мороз.

Того и гляди разразится буран. Недаром так тревожно взметнулась стая чёрных птиц. Дует сильный ( леденящий, встречный) ветер. Жгучий ( лютый, суровый) мороз обжигает лица ребят.

- Что тянут трое ребят?

Трое ребят тянут невыносимо тяжёлую ношу (обледеневшую бочку).

2 группа.

- Что вы можете сказать о ребятах? Подберите определения к существительным дети, одежда.

Измученные ( уставшие, обессиленные, обездоленные) дети с трудом тянут тяжёлую бочку. Рваная (ветхая, с чужого плеча) одежда не спасает их от холода.

- Что выражают лица детей? Подберите определения к существительному лица.

Лица – измождённые, страдальческие, горестные, безучастные к окружающему. На лицах детей – страдание, усталость, озабоченность.

- Кто решил помочь детям?

Одинокий прохожий пожалел ребят и решил подтолкнуть сани.

3 группа.

- Какие краски преобладают в этой картине и почему?

Краски серые, мрачные. Они помогают создать впечатление сурового зимнего вечера и передать детское горе.

- О чём заставляет задуматься вас картина В.Г. Перова «Тройка»?

Картина В.Г.Перова «Тройка» заставляет задуматься о трудной жизни бедных детей.

- Какие мысли и чувства вызывает она у вас?

Картина вызывает жалость, сострадание к детям. Хочется хоть чем-то им помочь.

5. Орфографическая и грамматическая подготовка.

- Повторить структуру предложения. Запись предложений (заглавная буква, знаки препинания в конце)


Схема построения предложения.



Вывод:

  • предложение строится по определённым законам, каждое слово в предложении имеет своё место,

  • все слова в предложении связаны друг с другом по смыслу,

  • предложение должно выражать законченную мысль.

Правописание безударных гласных:

Холодный, вечер, .леденящий, ветер, мороз, ребят, тяжёлую, одежда, спасает, от холода, страдание, детей, одинокий, прохожий, пожалел, решил, подтолкнуть, они, помогают, помочь.

Правописание парных и непроизносимых согласных:

Мороз, ветхая, горестные, детское.

Правописание ЧК, ЧН, ЖИ-ШИ: мрачные, встречный, обжигает, бочку, прохожий, решил, о жизни.

6. Написание сочинения.

7. Редактирование:

  • прочти внимательно сочинение;

  • определи, раскрыта ли тема;

  • добавь необходимое и убери лишнее;

  • подумай, что ещё ты можешь сделать, чтобы тема и текст соответствовали друг другу.

8. Чтение лучших сочинений.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Конспект урока "Сочинение по картине В.Г. Перова «Тройка»"

Автор: Малхасян Татьяна Васильевна

Дата: 28.01.2015

Номер свидетельства: 163032

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Конспект  урока   русского языка   в 4 классе.  Сочинение-описание по картине   В.Г.Перова «Тройка». "
    ["seo_title"] => string(98) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-4-klassie-sochinieniie-opisaniie-po-kartinie-v-g-pierova-troika"
    ["file_id"] => string(6) "143535"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418556876"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства