г. Старая Русса, Новгородской области
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Организационный момент. | Здравствуйте ребята, садитесь. Вот звонок нам дал сигнал: Поработать час настал. Так что время не теряем И работать начинаем. | Здороваются, садятся. |
Подготовка к восприятию. | Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с творчеством выдающегося писателя Бориса Леонидовича Пастернака ( информация о Пастернаке) Ребята прочитайте название стихотворения, какую картину вы представили? Сейчас прочитав стихотворение Б. Пастернака, мы увидим с вами золотую осень глазами поэта. | Сказочную, золотую осень. |
Первичное чтение. | Читает учитель. | |
Проверка первичного чтения. | Какая же золотая осень у Б. Пастернака? | Печальная Прекрасная Тоскливая Загадочная Радостная Тихая |
Постановка учебной задачи. | Будем вчитываться в стихотворение, и пытаться понять отношения Б. Пастернака к этой поре. | |
Чтение и анализ 1 строфы. Читают дети. Повторное чтение 1 строфы. | С чем сравнивает Б. Пастернак золотую осень в этом четверостишие? Что такое чертог? Почему сравнивают с чертогом? Где идет поэт? Что такое просека? Докажите, что природа сама собой любуется. | Со сказочным чертогом. Чертог – это пышное, великолепное помещение или здание, дворец. Потому что осень как пышный дворец. Поэт идет по просеке. Просека – это очищенная от деревьев полоса в лесу, служащая границей участка, дорогой. Просеки лесных дорог, заглядевшихся в озера. |
Чтение и анализ 2 строфы. Читают дети. Повторное чтение . | Итак, ребята поэт идет просекой и любуется меняющимися картинами. Что напоминает ему эта просека? Ребята, а вы были на выставке картин? А что изображено на этих картинах? | Выставку. Вязы, ясени, осины в позолоте небывалой. |
Чтение и анализ 3 строфы. Читают дети. Повторное чтение . | Кого напоминает липа и береза поэту? Почему невест? Какая невеста? Давайте вместе с поэтом вглядимся в эти портреты. Что за обруч золотой у липы? Что такое лик? Почему береза под фатой подвенечной и прозрачной? | Невест. Венец новобрачный. Тихая, робкая, красивая. Крона Лик – это лицо. Под фатой видно лицо невесты, так же и сквозь листочки видно лицо березы. |
Чтение и анализ 4 строфы. Читают дети. Перечитывают дети. | Как вы понимаете выражение погребенная земля? Что похоронило землю? Ребята, что такое флигель? Какую картину вы представили? | Погребенная, т.е похороненная, спрятанная, закрытая. Листочки уже упали с деревьев и закрыли всю землю толстым слоем. Флигель – это постройка сбоку здания. Как картина в золоченой раме, так и флигель. |
Чтение и анализ 5 строфы. Читают дети. Повторное чтение | Почему нельзя осенью, во время листопада ходить по земле и быть не услышанным? Какое слово выбрал поэт, чтобы показать, что листьев очень много? Что означает, слово бушует? | Потому что земля уже спит, покрытая опавшими листьями и когда идешь, они шуршат под ногами. Бушует. Бушует – проявляет себя буйно, с необычной силой. |
Чтение и анализ 6 строфы. Читают дети. Повторное чтение. | Какие звуки услышал поэт? Что автор описывает в 2 последних строках? А заря какая? Когда заря бывает вишневой? Ребята, а что такое сгусток? | (эхо) Эхо – физическое явление, заключающееся в принятии наблюдателем отраженной от препятствия волны. Птицы улетают, воздух опустел, прохладно. Вечернюю зарю. Вишневая, т.к. солнце уже село, и небо окрашивается в вишневый цвет. Когда солнце село и на самом закате превращается в вишневый сгусток. Сгусток – застывший комок сгустившейся жидкости. |
Чтение и анализ 7 строфы. Читают дети. Перечитывают 7 строфу. | Где поэт оказался? Это улица или дом? У Пастернаков была дача в Переделкино (Подмосковье) Наверное, сойдя с электрички, он туда и шел? Что его окружало на даче? Что такое каталог? Наверное, пройдя такой путь, налюбовавшись красотой природы приятно посидеть у камина, или у печки со старинной книгой. | В древнем уголке. Старые книги, одежда, оружия, сокровищ каталог. Каталог – это составленный в определенном порядке перечень чего-либо. Камин – это элемент дизайна интерьера, представляет собой печь с дымоходом. |
Обобщение. | Вернемся к нашему вопросу. Какая осень у Пастернака? Как Пастернак относится к этой поре? Ребята, какой темп выберите для чтения? Быстрый или медленный? После каждого четверостишья, что нужно делать? | Задушевная. Он любуется этой порой, чувствует себя спокойно умиротворённо, т.е. на душе тихо, спокойно, мирно. Медленно, будто идем и вместе с поэтом рассматриваем эти картины. Паузы. |
Выразительное чтение. | Представьте, что вы великие артисты, которые умеют выразительно читать стихи. | Читают выразительно у доски. Игра "Я-артист" |
Домашнее задание. | Выучить стихотворение наизусть. | |
Борис Леонидович Пастернак родился 10 февраля 1890 года в семье художника, академика живописи Леонида Осиповича Пастернака. Мать его была знаменитой пианисткой.
Борис Леонидович Пастернак, стихи которого были еще не написаны, с самого рождения находился в удивительной творческой атмосфере. Дом его родителей был всегда гостеприимно распахнут для знаменитых гостей. Кроме Льва Толстого, здесь бывали композиторы Скрябин и Рахманинов, художники Левитан и Иванов, и многие другие творческие личности. Конечно, встречи с ними не могли не сказаться на Пастернаке. Самое большое влияние на него оказал Скрябин, под влиянием которого 13-летний Борис долгое время серьезно занимался музыкой и планировал стать композитором. Учился Борис Пастернак (биография поэта содержит этот факт) отлично. Он окончил пятую московскую гимназию, в которой двумя классами ниже обучался Владимир Маяковский. Одновременно он учился на композиторском факультете Московской консерватории. Гимназию он окончил блестяще – с золотой медалью и высшими баллами по всем предметам.
1. http://www.n-shkola.ru/
2. http://www.uchportal.ru/
3. http://.1september.ru/
4. http://www.zavuch.infо/
5. http://nachalka.info/
6. http://viki.rdf.ru/