Конспект урока по русской литературе "Нравственные уроки романа "Война и мир""
Конспект урока по русской литературе "Нравственные уроки романа "Война и мир""
Тема: Нравственные уроки романа «Война и мир»
Цели: на материале романа раскрыть психологический процесс становления человеческой личности и её совершенствования; создать условия для исследовательского чтения и личностной интерпретации кульминационных эпизодов в мировоззрении главных героев романа; способствовать совершенствованию навыков филологического чтения и анализа художественного текста; воспитывать интерес к духовному миру личности; способствовать воспитанию читательской культуры.
Задачи:
проследить по тексту произведения этапы жизненного пути главных героев;
учить делать выводы и обобщения, иллюстрируя их при помощи цитат из произведения,
Тип урока: комбинированный
Используемая технология: проблемное обучение с элементами критического мышления
Прогнозируемые результаты:
учащиеся знают содержание изученных глав романа; комментируют отрывки из них, определяя проблемы, поднятые автором в романе-эпопее; характеризуют героев, выделяя и анализируя отрывки, раскрывающие их духовные искания и жизненную позицию; раскрывают авторское отношение к героям; сопоставляют героев; дают собственную оценку их поступкам и поведению, дискутируют.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русской литературе "Нравственные уроки романа "Война и мир""»
Тема: Нравственные уроки романа «Война и мир»
Цели:на материале романа раскрыть психологический процесс становления человеческой личности и её совершенствования; создать условия для исследовательского чтения и личностной интерпретации кульминационных эпизодов в мировоззрении главных героев романа; способствовать совершенствованию навыков филологического чтения и анализа художественного текста; воспитывать интерес к духовному миру личности; способствовать воспитанию читательской культуры.
Задачи:
проследить по тексту произведения этапы жизненного пути главных героев;
учить делать выводы и обобщения, иллюстрируя их при помощи цитат из произведения,
Тип урока: комбинированный
Используемая технология: проблемное обучение с элементами критического мышления
Прогнозируемые результаты:
учащиеся знают содержание изученных глав романа; комментируют отрывки из них, определяя проблемы, поднятые автором в романе-эпопее; характеризуют героев, выделяя и анализируя отрывки, раскрывающие их духовные искания и жизненную позицию; раскрывают авторское отношение к героям; сопоставляют героев; дают собственную оценку их поступкам и поведению, дискутируют.
Эпиграф: Высшая задача таланта — своим произведением дать людям понять смысл и цену жизни.
В. О. Ключевский
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
1.Слово учителя:
Притча про свечу
Наступил вечер. Один человек зажег маленькую свечку и начал подниматься с ней по ступенькам винтовой лестницы.
— Куда мы идем? — спросила свечка.
— Мы поднимаемся на башню, чтобы осветить путь кораблям в гавань.
— Но ни один корабль не сможет увидеть моего света, — возразила свечка.
— Хоть твой огонек и маленький, — ответил мужчина, — все же продолжай гореть так ярко, как только можешь, остальное же оставь на меня. Так переговариваясь, они добрались до самого верха башни и подошли к большой лампе. Мужчина зажег лампу с помощью маленькой свечки, и в скором времени большие отполированные зеркала за лампой отразили ее свет, распространяя его далеко вокруг, освещая путь кораблям. ...
Сколько их маленьких свечей, которые смогли разжечь огромный костер и указать путь сотням людей, изменили мировоззрение и даже судьбы людей. Это и А.С.Пушкин, и Н.В.Гоголь, и И.С.Тургенев, и Ф.М.Достоевский…И сегодня мы собрались, чтобы в наших сердцах зажегся свет, имя которому Л.Н.Толстой.
Когда известный русский писатель Набоков рассказывал своим студентам в Корнеле о классиках литературы XIX века, он прибегал к нехитрому приему .Он начинал свою лекцию в абсолютно темном зале. Затем зажигал одну люстру со словами: «Это Пушкин…,затем - вторую: А это Лермонтов, следом – третью: Это Гоголь. А потом, подойдя к окну, одним махом сдергивал штору – и зал заполнялся солнечным светом: « А вот это Толстой!»
И действительно, Толстой – это новый реализм, абсолютно новый взгляд на вещи, огромный поток света, внезапно хлынувший в жизнь людей ,и люди увидели там то, чего в принципе и не предполагали увидеть.
Итак, сегодня мы говорим о Толстом, о его жизненной позиции и , конечно, о романе «Война и мир». Попробуйте объяснить смысл слова «нравственность». Проверим себя. В словаре Ожегова «Нравственность – это…» 2. 1.Дамы и господа, я предлагаю вам познакомиться с картиной венгерского художника Тивадара Костки Чонтвари, написанной в 1902 году.
С первого взгляда ничего странного или загадочного в этой картине нет. Единственное, что может привлечь внимание - это разное море за спиной старика, слева спокойное, а справа бурное. Видимо, это и побудило посмотреть на картину, поставив посередине зеркало. Если отразить левую сторону картины, то есть по правую руку старика, получится Бог, который сидит в лодке на фоне рая: спокойное море и мирная гора.
Если же отразить правую сторону слева от старика, то получается Дьявол, сидящий на фоне вулкана и беснующегося в шторме моря.
Это полотно принято трактовать как символ двойственной человеческой природы: в одном человеке уживаются и светлая, и тёмная половины, добро и зло. Иногда её также называют «Бог и Дьявол», что вновь отражает её дуализм.
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:
Соотнесите, то, что мы увидели на картине со словами Л.Н.Толстого.
«Каждый человек — алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека- не стараться светить, но стараться очищать себя». Л.Н. Толстой.
-Как вы её понимаете и согласны ли с этой мыслью или нет? Почему?
(Высказываются точки зрения о смысле слов писателя, о необходимости самовоспитания и самосовершенствования, духовного очищения каждого человека; подвести детей к таким понятиям как “самосовершенствование” и “самовоспитание”).
Как вы понимаете значения слов “самосовершенствование” и “самовоспитание”?
Вы верно заметили, что смысл жизни Л.Н.Толстой видит в служении людям. Жить для себя одного нельзя. Это духовная смерть. Как можно меньше брать от людей и как можно больше давать людям. Это мысль неоднократно повторяется в дневниках писателя. И самыми счастливыми годами в своей жизни писатель считал те, когда он всего себя отдавал благу людей, работе в основанной им Яснополянской школе, помощи голодающим при непрерывном самосовершенствовании и самовоспитании.
3.Все эти вопросы рассматривает Л.Н. в романе «Война и мир». «Si vis pacem, para bellum» - «Если хочешь мира, готовься к войне», - говорили древние римляне. С незапамятных времен человечество не могло обходиться без войн. Но война не только физическое насилие и гибель миллионов людей. Война – это жестокая, бескомпромиссная борьба между добром и злом в мирное время.
Беседа
= Какой прием автор использует в названии?
На доске: Антитеза.
Составление кластера»Война и мир»
Заглавие романа образно передаёт его смысл.
«Мир» - это не только мирная жизнь без войны, но и та общность, то единение, к которому должны стремиться люди.
Мир – это жизнь народа, не находящегося в состоянии войны.
Мир – это весь народ, без различия сословий, одушевлённый единым чувством боли за поруганное Отечество.
Мир – это и весь свет, Вселенная; о нём говорит Пьер, доказывая князю Андрею существование «царства правды».
Мир – это братство людей, независимо от национальных и классовых различий.
Мир – это жизнь.
«Война» - не только кровопролитные битвы, несущие смерть, но и разъединение людей, их вражда.
Война – это вообще вражда, непонимание, эгоистический расчёт, разъединение. Война существует не только на войне. В обычной, постоянной жизни людей, разделённых социальными и нравственными барьерами, неизбежны конфликты и столкновения.
Где еще в романе есть антитеза?
Например: Наташа – Соня, Элен, Андрей, Пьер – Анатоль, Кутузов – Наполеон, семьи Ростовых, Болконских – семья Курагиных….
= С какой целью Толстой использует антитезу?
Художественное пространство романа Толстого как бы ограничивается двумя полюсами: на одном полюсе - добро и мир, объединяющие людей, на другом - зло и вражда, разобщающие людей.
Перед вами на листе рядом с точками имена героев. Вы должны узнать героя по цитате и последовательно соединять точки.
ЦИТАТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЯ
• •
Кн. Андрей Кутузов
Пьер Безухов
•
Кн. Марья
•
Наташа Ростова •
• Наполеон
Кн. Н.А. Болконский
•
Кн. Василий
•
Элен Курагина
•
Анатоль Курагин
• •
Лиза Болконская •
Ипполит
1. ««С людьми, окружавшими его, от дочери до слуг, князь был резок и неизменно требователен, и потому не быв жестоким, он возбуждал к себе страх и почтительность, каких не легко мог бы добиться самый жестокий человек» (князь Николай Болконский)
2. “Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, со своими детскими плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, с своими сбившимися назад чёрными кудрями, тоненькими оголёнными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребёнок, а ребёнок ещё не девушка”. (Наташа Ростова).
3. “Был он небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определёнными и сухими чертами. Всё в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою оживлённою женой. Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уже надоели ему так, что и смотреть на них, и слушать их ему было очень скучно”. (Андрей Болконский)
4. “… вошёл массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке”. (Пьер Безухов)
5. “Её хорошенькая, с чуть черневшимися усиками верхняя губка была коротка по зубам, но тем милее она открывалась и тем ещё милее вытягивалась иногда и опускалась на нижнюю. Как это бывает у вполне привлекательных женщин, недостаток её – короткость губы и полуоткрытый рот – казались её особенною, собственно её красотой”. (Лиза Болконская)
6. «…ничего от полководца нет в том полном, рыхлом старике, в его ныряющей походке и сутулой фигуре. Но сколько в нем доброты, простодушия и мудрости» (Кутузов).
7. «Из больших глаз ее светились лучи доброго и робкого света. Глаза эти освещали все болезненное и худое лицо и делали его прекрасным». (Княжна Марья)
8. “Жёлтый, опухлый, тяжёлый, с мутными глазами, красным носом от непрекращающегося насморка и охриплым голосом, он сидел на складном стуле, невольно прислушиваясь к звукам пальбы и не поднимая глаз” (Наполеон во время Бородина).
9. «…его лицо было отуманено идиотизмом и неизменно выражало самоуверенную брюзгливость, а тело было худощаво и слабо. Глаза, нос, рот- всё сжималось как будто в одну неопределённую и скучную гримасу, а руки и ноги всегда принимали неестественное положение”. (Ипполит Курагин).
10. «Старший сын по крайней мере спокойный дурак, а этот беспокойный дурак, который стоит отцу сорок тысяч в год». (Анатоль Курагин).
11. “Она улыбалась, позволяя всем любоваться красотой своего стана, полных плеч, очень открытой, по тогдашней моде, груди и спины и была так хороша... ”. (Элен Курагина)
12. «Князь, в придворном шитом мундире, в чулках, башмаках и звездах, со светлым выражением плоского лица». (Князь Василий Курагин).
* Вы соединили точки и получили абстрактную фигуру. Теперь проведите диагональ из левого нижнего угла в правый верхний. Вы видите, что все герои разделились на две группы. В чем принцип разделения? (слева герои, которых «любит» автор, а слева герои, которых он не «любит»).
= Каков критерий любви автора к своим героям? ( Толстой испытывает своих героев с точки зрения закона "непрерывного движения личности во времени". Герои, способные к душевному движению, к внутренним изменениям, по мысли автора, несут в себе начала "живой жизни" и мира. Герои, неподвижные, неспособные чувствовать и понимать внутренние законы жизни, оцениваются Толстым как носители начала войны, разлада. В своем романе Толстой резко противопоставляет этих персонажей)
Путь духовных исканий героев. Работа в группах.
1 группа «Андрей Болконский»
2 группа «Пьер Безухов»
3 группа Наташа Ростова
4 группа «Семья Курагиных»
Выводы:Роман похож на человеческую жизнь: меняются поколения, герои в поисках смысла жизни оказываются в разных местах.
Главной задачей людей он считает нравственное самосовершенствование. Главные герои романа, идя по пути поиска истины, совершают ошибки, падают, вновь поднимаются и начинают все сначала. Толстой не идеализирует даже самых любимых персонажей.
Таковы Андрей и Пьер
=Чем похожи судьбы А. Болконского и П. Безухова? (Это передовые люди своего времени. Они не живут пустой светской жизнью. У них есть цель, притом, цель большая. Они хотят быть полезными в своей деятельности)
= Чем привлекает вас Андрей Болконский? (Он умный, понимает жизнь, разбирается в политике. А самое главное, не карьерист, не трус, не ищет «уютного местечка»)
= Чем интересен вам Пьер Безухов?
= Какой из героев вам ближе?
=В чем смысл жизни Пьера в эпилоге романа? (Участие в тайном обществе, общественная деятельность, счастливая семейная жизнь).
Конфеты
= Почему Наташа стала любимым идеалом Толстого?
В эпилоге мы видим Пьера семейным человеком. Это не случайно.
Главной мыслью в романе Толстого “Война и мир”, наряду с “мыслью народной”, была “мысль семейная”. Писатель считает, что семья – основа всего общества, и в ней находят отражения те процессы, которые происходят в обществе.
Герои показаны на фоне семейных взаимоотношений. Следуя традициям реализма, Толстой хотел сопоставить между собой различные семьи, которые были типичными для его эпохи. И вновь он использует прием антитезы, одни семьи показал в развитии, другие – застывшими.
= Назовите семьи, которые описаны в романе.
= Что такое идеальная семья, по Толстому? ( На доске рисуем схему-кластер, заполняем её коллективно: любовь, счастье, взаимопонимание, доброта, воспитание, искренность, уважение….)
=Можем ли мы считать идеальными семьи Ростовых, Болконских?
Толстой, как мы уже говорили, отнюдь не идеализирует героев, не рисует идиллических семей. ….Граф Ростов не умеет жить по средствам и в конце концов доводит свою семью до разорения. Семья Болконских – это аскетизм старого князя, скрытность княжны Марьи, суровость, сдержанность князя Андрея. Но члены этой семьи обладают внутренним благородством и незыблемыми высокими принципами.
= Показал ли в романе Толстой «идеальную» семью? (Наташа и Пьер?). (По мнению Толстого, семья Наташи и Пьера идиллическая, это народный идеал семьи, основанный на взаимном доверии и подчинении. Пьер делал только то, на что Наташа давала согласие. Наташа подчинялась малейшему желанию Пьера. Весь мир Наташи в семье, в детях, в муже. Других интересов, по мнению Толстого, у нее не должно быть.)
А вот Наташа в эпилоге (Тексттом 4 эпилог часть 1 глава 10 стр.335прочитать)
= Ваше отношение к изменившейся Наташе.
= Почему Наташа стала любимым идеалом Толстого?
Слово учителя: Толстому очень важно было через судьбу Наташи показать, что все ее таланты реализуются в семье. Наташа – мать сумеет воспитать в своих детях и любовь к музыке, и способность к самой искренней дружбе и любви; она научит детей самому главному в жизни таланту – таланту любить жизнь и людей, любить самозабвенно, забывая порой про себя; и учеба эта будет проходить не в форме нотаций, а в форме ежедневного общения детей с очень добрыми, честными, искренними и правдивыми людьми: матерью и отцом. И в этом – настоящее счастье семьи, потому что каждый из нас мечтает о самом добром и самом справедливом человеке рядом с собой. У Пьера эта мечта сбылась…
= Какой должна быть семья в вашем представлении? (мнения детей)
Составьте семейный кодекс…Ростовых, Болконских, Курагиных. (Могут быть такие пункты: Ростовы – прекрасное гос теприимство, Болконские – строгость, требовательность, Курагины – расчёт, выгода. Знакомство с семейным кодексом.
2.Определите одним словом главный стержень каждой семьи. Например, Ростовы – любовь, Болконские – порядочность, Курагины – ложь, расчёт.
Судьба героев романа, этих Болконского, Пьера, Наташи и Николая,— только звено в бесконечном опыте человечества, всех людей, и прошлых, и будущих.
Своей концовкой «Война и мир» — открытая книга: последние слова повествования — это мечты ребенка, планы жизни, которая вся впереди♦ Читая роман, вы, конечно же, обратили внимание на то, что Л. Н. Толстой показывает процесс внутренней жизни не всех героев. чем вы можете это объяснить?
Чтобжитьчестно, надорваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться... А спокойствие - душевная подлость.». Л. Н. Толстой.
Задания для групп
«Биографы князя Андрея». Выстройте логическую цепочку этапов жизненного пути героя.
«Наблюдатели». Определите авторские приёмы, используемые для создания и развития образа Андрея Болконского.
«Биографы Пьера Безухова». Выстройте логическую цепочку этапов жизненного пути героя.
«Наблюдатели». Определите авторские приемы, используемые для создания и развития образа Пьера Безухова.
2. Презентация результатов творческих работ представителями групп
3. выводы как результаты работы групп
(Формулируются коллективно с помощью учителя.)
. Словарная работа
Задание. распределите основные черты, присущие двум группами героинь романа.