Тема урока. Защита проектов по теме «Жизнь и творчество А.С.Пушкина»
Цели урока:
Раскрыть учащимся непреходящую ценность произведений А.С.Пушкина. Помочь приблизиться к высокому миру искусства.
Задачи:
Предметные: обобщить сведения, полученные на предыдущих уроках, формировать умения выступать с докладом, используя презентацию. подвести учащихся к осмыслению значимости гения А.С.Пушкина, показать, как нашли отражение в веках его имя и жизнь, ,
Метапредметные: создать благоприятные условия для эстетического восприятия, формировать духовно-нравственную сферу личности ученика через внимательное и вдумчивое изучение биографии и творчества.
Развивающие: пробудить интерес к познанию культуры своего народа, культуры других народов мира, воспитывать патриотические чувства учащихся
Форма проведения: Урок-защиты проектов. Защита рефератов.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, рефераты учащихся, портрет А.С.Пушкина.
«Пока в России Пушкин длится, метелям не задуть свечу»
Д. Самойлов
Ход урока.
Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
Сегодня у нас необычный урок. Урок-защита проектов.
Ученые считают, что если бы вдруг погасла Полярная звезда, то на земле об этом узнали бы через 500 лет. Так силен ее свет и так огромно расстояние, разделяющее нас. Многие поколения землян сменили бы друг друга, так и не узнав, что взирают на свет давно угасшей звезды. Жизнь человека, о котором мы будем сегодня говорить, трагически оборвалась более 170 лет назад, но свет его ума, тепло и задушевность его поэзии согревают наши души и сегодня. А человек этот – Александр Сергеевич Пушкин, пророчески сказавший о себе:
Нет, весь я не умру. Душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит…
Пушкин приходит к нам уже в раннем детстве, веселым, добрым, лукавым сказочником, а мы идем к нему всю свою жизнь, и для нас гений Пушкина остается загадкой и тайной. И главная тайна в том, интерес к его биографии, творчеству не только не ослабевает, а возрастает, особенно в последние годы.
- Почему это происходит Как вы думаете
( В наш век бездуховности, пошлости и жестокости человеческая душа ищет себе защиты и опоры и находит ее в поэзии Пушкина.)
Возвысил душу человечью.
И мир идет к тебе навстречу,
Духовной жаждою томим.
А. Передреев
- Пушкин задал России духовные ориентиры на много лет вперед. «Пока в России Пушкин длиться, метелям не задуть свечу» эти слова Д.Самойлова мы взяли эпиграфом к уроку. Выделите главные слова, слова – звезды, по меткому определению А.Блока.
Россия – Пушкин – свеча.
-Имя Пушкина неразрывно связано с судьбой России, но почему - свеча
(В духовной традиции русского народа – свеча – образ души)
- А жизнь души - это любовь, это источник поэзии, ибо еще «суровый Дант заметил», что любовь движет солнца и светила. Любовь наполняет жизнь особым смыслом, делает ее возвышенной и красивей.
Сообщение темы урока. Представление участников презентации.
Учитель: “Сегодня мы проводим необычный урок – Защита проектов по теме «Жизнь и творчество А.С. Пушкина».
II. Защита проектов. Презентации, рефераты учащихся.
Учащиеся выступают с сообщениями, сопровождая свое выступление презентациями.
Темы.
Прототипы любовной лирики Пушкина.
Пушкин и декабристы.
Пушкин в искусстве.
А.С. Пушкин на Дону.
III. Обсуждение докладов.
Учащиеся обмениваются мнениями по поводу услышанных и просмотренных проектов. Отвечают на вопросы, возникшие у них в ходе презентации.
Обсуждение докладов и оценка презентаций происходит по следующим параметрам:
- полнота представления темы доклада;
- актуальность информации;
- последовательность в изложении материала;
- доступность и адекватность сообщения;
- наглядность в представлении доклада;
- дизайн презентации;
- использованные виды информации (текст, графика, звук, видео);
- индивидуальность, творческий подход.
IV. Подведение итогов.
Выбор лучшей работы, отвечающей большинству требований.
Что особенно запомнилось и понравилось?
Вот и подошел к концу наш долгий, как сама вечность, разговор о том, что значит для нас Пушкин. Заканчивая 9 класс, мы расстаемся с творчеством поэта, но для того, чтобы вернуться к нему вновь. Вернуться, встав взрослее, чтобы стать мудрее. Мы будем перечитывать вновь его творения, по–новому понимая их, открывая для себя что – то новое в уже хорошо известном. Вернемся, наконец, просто для того, чтобы открыть пушкинский мир поэзии и прозы своим детям.
V. Домашнее задание.
Хочу, чтобы вы задумались: Есть ли у вас свой Пушкин? Какой он?
Напишите мини-сочинение на одну из тем:
1. Чем близка лирика Пушкина современному читателю?
2. Мой Пушкин.