kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект по литературному чтению на тему: В. Берестов «Бабушка Катя».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Формирование представлений учащихся о роли бабушка как носительнице родовых традиций, культуры и нравственных представлений народа.

Задачи урока:

1. образовательная – формировать основу правильного типа читательской деятельности;

2. развивающая – развивать монологическую и диалогическую формы устной речи учащихся; умение сравнивать, анализировать, делать выводы;

3. воспитывающая – воспитывать читательский интерес к стихотворению В. Д. Берестова; уважение к мнению товарищей и желание адекватно оценивать свои достижения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект по литературному чтению на тему: В. Берестов «Бабушка Катя».»

Литературное чтение.

Тема: Самые добрые, самые близкие - бабушки, нянюшки. В. Берестов «Бабушка Катя».

Цель урока: Формирование представлений учащихся о роли бабушка как носительнице родовых традиций, культуры и нравственных представлений народа.

Задачи урока:

1. образовательная – формировать основу правильного типа читательской деятельности;

2. развивающая – развивать монологическую и диалогическую формы устной речи учащихся; умение сравнивать, анализировать, делать выводы;

3. воспитывающая – воспитывать читательский интерес к стихотворению В. Д. Берестова; уважение к мнению товарищей и желание адекватно оценивать свои достижения.



Планируемы результаты:

Регулятивные:

- принимать алгоритм выполнения учебной задачи;

- работать со словарём и материалом предварительного чтения.

- выполнять учебные действия в устной, письменной речи и оценивать их.

Познавательные:

- читать тексты, понимать их содержание, выделять и сравнивать основные части текста;

- пользоваться словарями учебника, материалом Хрестоматии.

- понимать вопросы к тексту;

- анализировать доступные по содержанию художественные тексты.

Коммуникативные:

- участвовать в выразительном чтении

- реализовывать потребность в общении со сверстниками;

- действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией;

- воспринимать мнение собеседников.

Личностные:

- положительное отношение к освоению содержания предмета «Литературное чтение»;

- основы для эмоционального переживания художественного текста;

- начальные представления о нравственных понятиях, отражённых в литературных текстах.

Оборудование: Лазарева В.А. Литературное чтение: учебник для 2 класса. Самара : Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент (1мин).







Речевая разминка (1мин)

Прозвенел звонок.
Мы начинаем наш урок.
Добрым утром начнём день.
Первым делом гоним лень.
На уроках не скучать,
А работать и читать!


Поработаем над дикцией, прочитайте скороговорку, сначала медленно, потом наращивая темп.


Купила бабуся бусы Марусе

Приветствуют учителя.









Читают медленно, затем быстро и очень быстро.

2.Актуализация знаний (3мин)


В народе бытует мудрость, что «связь времен осуществляется через дедов и внуков». И действительно: от вас к отцу, от отца к деду, от деда к прадеду и дальше к пра-пра-пра…деду тянется ваша родовая ниточка в прошлое, и эта ниточка связывает его с нынешним временем, то есть с вами. И когда мы на уроках читали и говорили об отце, это относилось и к ним, к дедушкам, ибо они тоже являются отцами, они растили и воспитывали ваших родителей, да и сейчас продолжают воспитывать и любить вас, своих внуков, заботиться о вас. Вот почему с большим уважением и любовью должны относиться и вы к своим дедушкам, беречь их и заботиться о них. Скажите какие произведения вы читали об отце, дедушке?

Внимательно слушают рассказ учителя.























«Прыжок», «Портрет отца».

3.Сообщение темы урока.(5 мин)

















Краткие сведения об авторе (1мин)

А сегодня мы поговорим еще об одном родном человеке, может быть самом родном – бабушке. Если дедушки являются воплощением мужского, отцовского начала в семье, бабушки – это идеал доброты, мудрости, любви и заботы.

Образ бабушки также воспет нашими поэтами в лирических стихотворениях. Одно из таких стихотворений мы будем читать на сегодняшнем уроке. Написал его знакомый нам автор Валентин Дмитриевич Берестов.

Валентин Дмитриевич Берестов (1928— 1998) - поэт и археолог. Берестов был, смел и неутомим в своих дерзаниях, в жизнетворчестве, и цель свою, посвященную ребенку, видел в том, чтобы помочь узнать человеку в детстве «истинное лицо, свою уникальную, данную от рождения, гениальность"


Слушают.

4.Чтение учителем стихотворения. (2мин)

Послушайте стихотворение Валентина Дмитриевича Берестова «Бабушка Катя» и ответьте на вопрос - что необычного в этом стихотворении?


Вижу, бабушка Катя
Стоит у кровати.
Из деревни приехала
Бабушка Катя.

Маме узел с гостинцем
Она подает.
Мне тихонько
Сушеную грушу сует.

Приказала отцу моему,
Как ребенку:
"Ты уж, деточка, сам
Распряги лошаденку!"

И с почтеньем спросила,
Склонясь надо мной:
"Не желаешь ли сказочку,
Батюшка мой?"

Слушают и отвечают.

Необычное обращение к ребенку и взрослому.

Работа с незнакомыми словами (1мин)





5.Беседа после чтения (3мин)

Как вы понимаете словосочетание «узел с гостинцем»? Объясните слово «почтенье».




Понравилось ли вам стихотворение? Чем?

Какой вы себе представляли героиню?


«Узел с гостинцем» - узелок с угощением, подарком.

Почтенье - глубокое уважение, испытываемое к кому-либо.

Понравилось, тем, что бабушка уважительно обращается и к ребенку и взрослому, оно легко читается.

6.Физминутка (1мин)

Летел, летел соколок 

Через бабушкин порог.

Вот он крыльями забил, 

Бабушкин кисель разлил, 

Бабуля плачет: «Ай-ай-ай!» 

«Не плачь, бабуля, не рыдай!» 

Чтоб ты стала весела,  мы наварим киселя 

Во-о-от столько! 

Скрещивают ладони


Машут скрещенными ладонями

Ударяют по бокам

Поднимают руки вверх

Утирают слезы


Правой рукой «помешивают кисель»

Разводят руки в стороны

7.Повторное чтение стихотворения с его анализом. (20 мин)

Продолжим работу, теперь давайте посмотрим, как автор изображает героиню. Прочитайте про себя стихотворение и проследите: что вам покажется необычным в поведении бабушки Кати?


В этом нет ничего удивительного – в этих словах бабушки проявляются народные представления о детях и внуках: для бабушки её сын в любом возрасте остаётся ребёнком, «деточкой». А вы прислушайтесь, ребята, как ваши бабушки обращаются к своим детям, к вашим маме и папе, и вы убедитесь, что это действительно так: иногда они обращаются к ним, как к маленьким.

Обращаясь к внуку, бабушка, наоборот, говорит ему, как взрослому, с почтением: «батюшка мой», в этих словах проявляется и безграничная любовь к нему, и уважение к подрастающему человеку.

Уважение и почтительность к людям – эти народные проявления и традиции передаются из поколения к поколение, а носительницей и хранительницей их является именно бабушка, которая своими сказками и личным примером учит молодых этим качествам.


А теперь ещё раз прочитаем стихотворение медленно по частям и проследим, какие ещё народные черты передает автор в образе бабушки Кати.


Вижу, бабушка Катя
Стоит у кровати.
Из деревни приехала
Бабушка Катя.



Маме узел с гостинцем
Она подает.
Мне тихонько
Сушеную грушу сует.






Приказала отцу моему,
Как ребенку:
"Ты уж, деточка, сам
Распряги лошаденку!"






И с почтеньем спросила,
Склонясь надо мной:
"Не желаешь ли сказочку,
Батюшка мой?"








Необычное обращение бабушки к отцу и ребенку.










































Автор рассказывает от своего имени, почтительно говорит о бабушке: называет её ласково.



В гости принято ездить с гостинцем, бабушка отдает гостинец маме – хозяйке дома, для внука у нее тоже припасено лакомство, его она дает тайком от всех «тихонько сует».

Для сына она по-прежнему остаётся ласковой и в то же время строгой мамой, она ему «приказала», а не попросила, и доверила ему мужскую работу-распрячь лошадь.


Любовь и уважение, почтительное отношение к ребенку, своему внуку.

8.Выразительное чтение стихотворения (6мин)

Прочитаем стихотворение выразительно (3-4чел.).

Выразительно читают.

9. Рефлексия (3мин)












Домашнее задание.

С каким новым стихотворением мы сегодня познакомились на уроке?

Ребята, у вас на столах лежат смайлики. Оцените свою работу на уроке, если вы работали отлично – покажите улыбающийся смайлик. Если вы работали плохо – то покажите грустный смайлик.


Выучить стихотворение В.Д. Берестова «Бабушка Катя» наизусть, составить рассказ о своей бабушке.


Со стихотворением В.Д. Берестова «Бабушка Катя».

Оценивают свою работу на уроке.







Принимают учебную задачу.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект по литературному чтению на тему: В. Берестов «Бабушка Катя».

Автор: Ермолаева Татьяна Владимировна

Дата: 10.12.2015

Номер свидетельства: 264636


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства