1.Организационный момент (1мин). Речевая разминка (1мин) | Прозвенел звонок. Мы начинаем наш урок. Добрым утром начнём день. Первым делом гоним лень. На уроках не скучать, А работать и читать! Поработаем над дикцией, прочитайте скороговорку, сначала медленно, потом наращивая темп. Купила бабуся бусы Марусе | Приветствуют учителя. Читают медленно, затем быстро и очень быстро. |
2.Актуализация знаний (3мин) | В народе бытует мудрость, что «связь времен осуществляется через дедов и внуков». И действительно: от вас к отцу, от отца к деду, от деда к прадеду и дальше к пра-пра-пра…деду тянется ваша родовая ниточка в прошлое, и эта ниточка связывает его с нынешним временем, то есть с вами. И когда мы на уроках читали и говорили об отце, это относилось и к ним, к дедушкам, ибо они тоже являются отцами, они растили и воспитывали ваших родителей, да и сейчас продолжают воспитывать и любить вас, своих внуков, заботиться о вас. Вот почему с большим уважением и любовью должны относиться и вы к своим дедушкам, беречь их и заботиться о них. Скажите какие произведения вы читали об отце, дедушке? | Внимательно слушают рассказ учителя. «Прыжок», «Портрет отца». |
3.Сообщение темы урока.(5 мин) Краткие сведения об авторе (1мин) | А сегодня мы поговорим еще об одном родном человеке, может быть самом родном – бабушке. Если дедушки являются воплощением мужского, отцовского начала в семье, бабушки – это идеал доброты, мудрости, любви и заботы. Образ бабушки также воспет нашими поэтами в лирических стихотворениях. Одно из таких стихотворений мы будем читать на сегодняшнем уроке. Написал его знакомый нам автор Валентин Дмитриевич Берестов. Валентин Дмитриевич Берестов (1928— 1998) - поэт и археолог. Берестов был, смел и неутомим в своих дерзаниях, в жизнетворчестве, и цель свою, посвященную ребенку, видел в том, чтобы помочь узнать человеку в детстве «истинное лицо, свою уникальную, данную от рождения, гениальность" | Слушают. |
4.Чтение учителем стихотворения. (2мин) | Послушайте стихотворение Валентина Дмитриевича Берестова «Бабушка Катя» и ответьте на вопрос - что необычного в этом стихотворении? Вижу, бабушка Катя Стоит у кровати. Из деревни приехала Бабушка Катя.
Маме узел с гостинцем Она подает. Мне тихонько Сушеную грушу сует.
Приказала отцу моему, Как ребенку: "Ты уж, деточка, сам Распряги лошаденку!"
И с почтеньем спросила, Склонясь надо мной: "Не желаешь ли сказочку, Батюшка мой?" | Слушают и отвечают. Необычное обращение к ребенку и взрослому. |
Работа с незнакомыми словами (1мин) 5.Беседа после чтения (3мин) | Как вы понимаете словосочетание «узел с гостинцем»? Объясните слово «почтенье». Понравилось ли вам стихотворение? Чем? Какой вы себе представляли героиню? | «Узел с гостинцем» - узелок с угощением, подарком. Почтенье - глубокое уважение, испытываемое к кому-либо. Понравилось, тем, что бабушка уважительно обращается и к ребенку и взрослому, оно легко читается. |
6.Физминутка (1мин) | Летел, летел соколок Через бабушкин порог. Вот он крыльями забил, Бабушкин кисель разлил, Бабуля плачет: «Ай-ай-ай!» «Не плачь, бабуля, не рыдай!» Чтоб ты стала весела, мы наварим киселя Во-о-от столько! | Скрещивают ладони Машут скрещенными ладонями Ударяют по бокам Поднимают руки вверх Утирают слезы Правой рукой «помешивают кисель» Разводят руки в стороны |
7.Повторное чтение стихотворения с его анализом. (20 мин) | Продолжим работу, теперь давайте посмотрим, как автор изображает героиню. Прочитайте про себя стихотворение и проследите: что вам покажется необычным в поведении бабушки Кати? В этом нет ничего удивительного – в этих словах бабушки проявляются народные представления о детях и внуках: для бабушки её сын в любом возрасте остаётся ребёнком, «деточкой». А вы прислушайтесь, ребята, как ваши бабушки обращаются к своим детям, к вашим маме и папе, и вы убедитесь, что это действительно так: иногда они обращаются к ним, как к маленьким. Обращаясь к внуку, бабушка, наоборот, говорит ему, как взрослому, с почтением: «батюшка мой», в этих словах проявляется и безграничная любовь к нему, и уважение к подрастающему человеку. Уважение и почтительность к людям – эти народные проявления и традиции передаются из поколения к поколение, а носительницей и хранительницей их является именно бабушка, которая своими сказками и личным примером учит молодых этим качествам. А теперь ещё раз прочитаем стихотворение медленно по частям и проследим, какие ещё народные черты передает автор в образе бабушки Кати. Вижу, бабушка Катя Стоит у кровати. Из деревни приехала Бабушка Катя.
Маме узел с гостинцем Она подает. Мне тихонько Сушеную грушу сует. Приказала отцу моему, Как ребенку: "Ты уж, деточка, сам Распряги лошаденку!"
И с почтеньем спросила, Склонясь надо мной: "Не желаешь ли сказочку, Батюшка мой?" | Необычное обращение бабушки к отцу и ребенку. Автор рассказывает от своего имени, почтительно говорит о бабушке: называет её ласково. В гости принято ездить с гостинцем, бабушка отдает гостинец маме – хозяйке дома, для внука у нее тоже припасено лакомство, его она дает тайком от всех «тихонько сует». Для сына она по-прежнему остаётся ласковой и в то же время строгой мамой, она ему «приказала», а не попросила, и доверила ему мужскую работу-распрячь лошадь. Любовь и уважение, почтительное отношение к ребенку, своему внуку. |
9. Рефлексия (3мин) Домашнее задание. | С каким новым стихотворением мы сегодня познакомились на уроке? Ребята, у вас на столах лежат смайлики. Оцените свою работу на уроке, если вы работали отлично – покажите улыбающийся смайлик. Если вы работали плохо – то покажите грустный смайлик. Выучить стихотворение В.Д. Берестова «Бабушка Катя» наизусть, составить рассказ о своей бабушке. | Со стихотворением В.Д. Берестова «Бабушка Катя». Оценивают свою работу на уроке. Принимают учебную задачу. |