kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему А.Н.Толстой "Фофка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока по литературе: Алексей Николаевич Толстой «Фофка». Цель урока: познакомить учащихся с творчеством А.Н.Толстого. Задачи: -формировать у учащихся умение понимать эмоциональный тон произведения; умение работать в группе на основе доброжелательности и уважения к чужому мнению; -развитие критического мышления и творческого воображения учащихся; умения анализировать, задавать вопросы, доказывать свою точку зрения, выделять главную мысль в тексте и его отрывке, сравнивать, обобщать, систематизировать; -воспитывать навыки самостоятельной работы, самоконтроля и взаимоконтроля. Оборудование: портрет автора, выставка книг писателя, ноутбук, ватманы, маркеры, стикеры. Модули, применяемые на уроке: развитие критического мышления, новые подходы в преподавании и обучении, оценивание для обучения и оценивание обучения, использование ИКТ, обучение талантливых и одаренных, преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями, управление и лидерство в обучении. Данный урок предусматривает дифференцированный подход, что способствует удовлетворить потребности всех учащихся (быстрый, средний, медленный), выявить лидеров. Кроме этого через диалоговое обучение, учащиеся оценивают собственную деятельность и вносят свой вклад в групповой работе в процессе выполнения учебных заданий. Организованное взаимодействие учащихся позволяет развивать критическое мышление, обучает тому, как обучаться. Применяя метод критического мышления: «Мозговой штурм» - стадия вызова, дети определяют имя автора по отрывкам его произведений. Затем учащиеся, познакомившись с названием произведения, записывают свои ассоциации, кто же такой «Фофка». Здесь каждый ребенок самостоятельно выражает свое предположение. Данный прием помогает развивать у ребенка критическое мышление, восприятие, воображение. Далее, на стадии осмысления, задействован прием «Чтение с остановками». Текст разбит на 5 частей, учащиеся последовательно читают произведение. Затем оценивается степень понимания учащимися содержание произведения, по таксонамии Блума. То есть после первой, второй и третьей части, учащиеся отвечают на простые, уточняющие, творческие вопросы. Таким образом, проходит детальный анализ произведения, что помогает детям освоить материал. Кроме того, происходит связь между учениками, между учеником и учителем. Это помогает развивать и формировать собственное мышление, так как «толстые и тонкие вопросы» направляют ученика на фактические и более развернутые ответы. Затем, после чтения третьей части, учащимся дается задание: описать дальнейшие события и чем закончится произведение. Данный прием «Дерево предсказаний», помогает учащимся в беседе высказать свою точку зрения, развивает творческое воображение, критическое мышление, выявить лидерские качества учащихся, услышать «тихие» голоса. На данном этапе учащиеся разбиваются на 2 подгруппы. Одна подгруппа состоит из трех учащихся: сильный, средний, слабый. Вторая подгруппа из двух учеников: работа в паре. Затем, с каждой подгруппы один из участников, аргументирует свои предположения. После чтения четвертой и пятой частей, учащиеся сравнивают свои предположения с произведением. На стадии рефлексии, учащиеся выделяют главную идею произведения: детям нужно слушать и уважать старших. Затем, учащиеся составляют «синквейны», где отражают суть и отношение к произведению, к его героям, после чего на «Авторском стуле» зачитывают их. В конце урока проходит формативное оценивание, в процессе которого ученики оценивают, и анализирует свою работу и работу каждого. Данный метод помогает ученику выявить свои успехи и то, над чем ему нужно поработать и развивать в дальнейшем. Кроме того ученики учатся рассуждать, анализировать и высказывать свою точку зрения, в основе чего задействовано критическое мышление учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему А.Н.Толстой "Фофка"»

ГУ «Жайылминская средняя школа отдела образования акимата Камыстинского района»

Учитель начальных классов: Жуванышева Мадина Амангельдиновна


Предмет: литературное чтение.


Тема: Алексей Николаевич Толстой «Фофка».


Цель урока: познакомить учащихся с творчеством А.Н.Толстого.

Задачи:

-формировать у учащихся умение понимать эмоциональный тон произведения; умение работать в группе на основе доброжелательности и уважения к чужому мнению;

-развитие критического мышления и творческого воображения учащихся; умения анализировать, задавать вопросы, доказывать свою точку зрения, выделять главную мысль в тексте и его отрывке, сравнивать, обобщать, систематизировать;

-воспитывать навыки самостоятельной работы, самоконтроля и взаимоконтроля.


Оборудование: портрет автора, выставка книг писателя, ноутбук, ватманы, маркеры, стикеры.


Модули, применяемые на уроке: развитие критического мышления, новые подходы в преподавании и обучении, оценивание для обучения и оценивание обучения, использование ИКТ, обучение талантливых и одаренных, преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями, управление и лидерство в обучении.


Технологическая карта урока:

1) стадия вызова: мозговой штурм, ассоциации;

2) стадия осмысления: чтение с остановками, дерево предсказаний;

3) стадия рефлексии: синквейн.


Ход урока

Психологический настрой. Создание атмосферы сотрудничества.

Учащиеся стоят в кругу. Приветствуют друг друга добрыми пожеланиями.


I. Стадия вызова.

Мозговой штурм”.

У меня в руках конверты. В каждом конверте отрывок из произведения. Учащиеся должны назвать автора этих произведений.

(Я читаю отрывки.)

1) Ворона слушала, слушала и каркнула: «Врут, врут!» Кот Базилио высоко подскочил, лапой сшиб ворону с ветки, выдрал ей полхвоста.

2) Желтухин обошел подоконник и увидел ужасное животное: оно кралось на мягких коротких лапах, животом ползло по полу.

- Ребята, кто автор этих произведений?

(Алексей Николаевич Толстой)


Приём “Ассоциации”.

- Сегодня мы познакомимся с новым рассказом А.Н. Толстого – “Фофка”.

Какие ассоциации у вас вызывает это название?

(Имя мальчика, кличка собаки, попугая или другого животного или птицы).

- Ребята, как вы думаете, почему именно так называется произведение?

- Что может произойти в этом рассказе с таким названием?

- Запишите свои догадки, несколько предложений о сюжете.

(Дети работают индивидуально)

- Ребята, кто желает прочитать свой сюжет произведения?

(Учащиеся читают с места)


IIСтадия осмысления.

- Хорошо, ребята. Давайте теперь прочитаем произведение «Фофка».


Приём “Чтение с остановками”.

Текст разбит на пять частей. Учащиеся последовательно читают произведение.

Чтение первого отрывка (до слов “… Маляр взял лестницу, протопал тяжелыми сапогами по коридору и пропал через черный ход, только его и видели…”).


Токсонамия вопросов

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

1) Простые вопросы:

- Где происходят события, описанные в рассказе?

(В детской комнате)

- Назовите персонажей рассказа.

(Мама, нянька Анна, горничная Варя, кухарка Паша, маляр)

- Что сделал маляр?

(Приклеил на самый верх вдоль всего карниза широкую бумажную полосу. На полосе были нарисованы 5 сидящих собак и в центре – желтый цыпленок).

2) Уточняющие вопросы:

- С каким рисунком были обои?

(С пестрыми цветочками)

-Как выглядел маляр?

(Замазанный мелом и разными красками, поэтому было трудно разобрать – молодой он или старый, хороший он человек или плохой человек)

3) Творческие вопросы:

- Как вы думаете, почему мальчику показались слова маляра «ну-ну» не просто ну-ну, а что-то похуже? Что он имел в виду?

(Дети высказывают свои предположения относительно слов маляра.)


Чтение второго отрывка рассказа (от слов “А потом и оказалось … до…Это Фофка от собак убегал, слава богу, они его поймали…).

Беседа по вопросам:

- Что вы чувствовали, когда читали этот отрывок?

- Насколько он не соответствует вашим предположениям о том, кто же это все-таки - Фофка?

-Кто же угадал кто такой Фофка, когда вы писали свои ассоциации?

- Что услышали дети?

(Где-то потрескивало)

-Что они увидели?

(По стене бегали тени, как мячики)


Чтение третьего отрывка рассказа (от слов “Наутро проснулись мы… до…Ни в одной книжке про такую гадкую шалость не напишут. Это мы сами сделали…).

Беседа по вопросам:

- Что увидели дети утром?

(Пустую лампадку, около Фофкиного клюва – масляную каплю)

-Кому рассказали дети об этом?

(Маме, Кухарке Домне, горничной Маше, няньке Анне)

-Как они отреагировали на рассказ детей?

(Все рассмеялись, только нянька покачала головой)

- Какой вывод сделали дети, после того, как нянька покачала головой?

(Фофка появился в наказанье за их щалости)


2. Приём “Дерево предсказаний”.

Ребята, как вы думаете

- Как дальше будут разворачиваться события?

- Что будет дальше?

- Чем закончится рассказ?

(Я делю детей на 2 подгруппы. Одна подгруппа состоит из трех учащихся: сильный, средний, слабый. Вторая подгруппа из двух учеников: мало общающихся друг с другом).

(Учащиеся записывают свои версии предстоящих событий, на “стрелочках” дают объяснение, аргументируют свою точку зрения, связывая свои предположения с данными текста рассказа.)

- Выскажите свои предположения и аргументируйте их.


Чтение четвертого отрывка рассказа (от слов “Тогда Зина села ко мне на кровать … до…И все-таки мы спросили у госпожи «Пчелы» кнопок на все тридцать копеек…).

Беседа по вопросам:

- Почему дети решили избавиться от Фофки?

(Он клюнул их за нос)

-Что заставило детей купить кнопки?

-Как вы думаете, трудно ли было детям отказаться от переводных картинок?

-А как бы вы поступили на их месте?

(Ответы детей)

Чтение пятого отрывка рассказа (от слов “Потом вернулись домой … до…конца произведения).

Беседа по вопросам:

-Что Зина с братом сделали с кнопками?

(Прикололи кнопкой Фофку)

-Какое обещанье дали дети?

(Никогда не шалить)

-Как после этого чувствовали себя дети?

(Им больше не было страшно и они спокойно заснули)

Беседа с классом:

- Какие ваши предсказания подтвердились? Почему именно так произошло? Объясните.

- Какие версии не подтвердились? Почему?

- Какую развязку предложил нам автор? Что же произошло с героями рассказа?

(Ответы детей)

Физминутка


III. Стадия рефлексии.

- Какова идея произведения?

(Детям нужно слушать и уважать старших, не шалить)

Написание синквейна «Фофка» (Дети индивидуально пишут синквейны)


Авторский стул. (Каждый зачитывает свой синквейн)

Обратная связь. Оценивание.

Домашнее задание: сочинить историю о фантастической птице или животном.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Конспект урока на тему А.Н.Толстой "Фофка"

Автор: Жуванышева Мадина Амангельдиновна

Дата: 20.04.2016

Номер свидетельства: 320829


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства