Организационный момент (1 мин) | Рады слышать мы звонок, Начинается урок! Интересно нам читать, Думать, спорить, размышлять! (слайд 3) | Учащиеся садятся за парты. | |
Мотивация учебной деятельности (2 мин) | - Ребята, по дороге на урок мне вручили необычную телеграмму, адресованную вам. (слайд 4) В ней сообщается, что на одного мальчика напал страшный зверь и грызет его по ночам. Он очень просит вас помочь ему. Узнать, как зовут зверя и как с ним справится. У вас есть предположения, что это за зверь? - Еще мне стало известно, что это зверь как-то связан с произведением, которое мы читали на прошлом уроке. О каком произведении я говорю? - Думаю, к концу урока нам удастся узнать, кто это. | - Учащиеся предлагают варианты. - О произведении В. Осеевой «Почему?» | Личностное УУД Положительное отношение к учению |
Актуализация знаний о произведении (4 мин) | - Ребята, чтобы помочь мальчику, нам надо как следует вспомнить прочитанный текст и всё, что мы уже успели о нём узнать. - К какому жанру относится произведение? - Какой вид текста отвечает на вопрос «Почему»? - Проверим, насколько вы были внимательны на предыдущих уроках литературного чтения. Восстановите последовательность событий в рассказе на своих карточках. (Приложение 2, слайд 5) Бум наказан. Мальчик с собакой. Сын признался. Чашка разбилась. У каждого своё почему. Это…Бум! Ночью. Расстроенный лай. Все дома! Он будет жить в будке! Бум один на крыльце. - Проверим ваши версии - Посмотрим, в каком порядке события происходили на самом деле. (слайд 6) | - Рассказ - Рассуждение Учащиеся выполняют задание на карточках. Учащиеся высказывают свои версии Учащиеся сравнивают свои работы с правильным ответом | Познавательное логическое УУД обобщение Действие по плану Работа по карточкам Высказывание вывода по работе |
Постановка учебной задачи (5 мин) | - Ребята, сейчас я прочитаю вам небольшое стихотворение, а вы постарайтесь определить, на какой вопрос мы должны сегодня с вами найти ответ (слайд 7) Почему сегодня снег все укрыл вокруг? Почему луна исчезла ранним утром вдруг? Почему всегда с улыбкой в школу мы идем? Почему друзей в дороге за руку берем? - Ребята в каких случаях задают вопрос «Почему»? - Кто из вас догадался, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (слайд 8) | Учащиеся слушают стихотворение. - Когда хотят выяснить причину. - Мы должны определить причину поступков героев в рассказе «Почему?» В.Осеевой. | Познавательное логическое УУД анализа на основе устного восприятия текста Коммуникативное УУД Диалог с учителем. Регулятивное УУД Сохранение учебной задачи |
Исследовательская работа (10 мин) | - Задача, стоящая сегодня перед нами, очень трудна. Она требует умения смотреть на проблему с нескольких сторон. Поэтому работать вы будете в парах. Я очень прошу вас помнить о том, что при этом виде работ надо не только высказывать своё мнение, но и быть внимательным к другому члену своей команды. Всё, что скажете вы или ваш товарищ - очень важно. (Приложение 3) | Учащиеся получаю карточки для работы в парах, обсуждают задание. После чего выполняют его. | Регулятивное УУД Действие по плану Работа по карточкам Коммуникативное УУД Осуществление совместных действий в группе Групповая работа |
Вывод (3 мин) | - Как вы ответили на вопросы и какой вывод вы сделали? После всех ответов вопрос учитель открывает слайд 9. После вывода – слайд 10. | Каждая пара учащихся даёт свои ответы на вопросы и высказывает итог, к которому она пришла. | Коммуникативное УУД Формулировка мысли Высказывание вывода по работе |
Первичное закрепление (5 мин) | - А сейчас я предлагаю вам обозначить ваше отношение к герою. Но не просто так, а с помощью красок и карандашей. У каждого из вас есть лист бумаги. С одной его стороны вы обозначите свое отношение к главному герою в начале рассказа, а на другой – в конце рассказа. При этом подготовьтесь обосновать выбор цвета. -Итак, какие же цвета у вас получились? | Учащиеся работают самостоятельно на выданных листах Учащиеся озвучивают свои варианты цветовых сочетаний. Показываю готовые работы. | Регулятивное УУД Моделирование |
Чтение учебника (3 мин) | - А сейчас давайте найдём в тексте описание, как почувствовал себя мальчик после того, как признался маме. - Что, как вы думаете, помогло мальчику осмелиться на признание? (слайд 11) 1) мальчика мучила совесть; 2) мальчику было жаль Бума; 3) мальчик боялся наказания; 4) мальчик жалел маму. | Учащиеся зачитываю цитаты - Герой признается, что чашку разбил он, а не Бум. Совесть не давала ему покоя. | Познавательное УУД Смысловое чтение Работа с учебником Выражение собственных мыслей Познавательное УУД Осуществление анализа |
Работа с текстом (4 мин) | - Ребята, почти каждый из вас сказал слово «совесть». А что оно обозначает? А как вы сами его понимаете? - В словаре Ожегова мы можем найти такое определение слову «Совесть» (слайд 12) | Учащиеся дают свои ответы - Совесть – это чувство нравственной ответственности за своѐ поведение перед окружающими людьми, обществом. | Регулятивное УУД Принятие и удержание учебной задачи Познавательное УУД Коммуникативное УУД Выражение собственной мысли |
Самостоятельная работа и самопроверка (5 мин) | - Я думаю, что каждый из вас знает пословицы и поговорки про совесть. Вспомните их самостоятельно и попытайтесь объяснить их значение. -Наш урок подходит к концу. Но мы до сих пор не нашли ответ на вопрос, что же за зверь такой грызет по ночам мальчика, который прислал нам телеграмму? Может быть, кто-нибудь из вас догадался? Чтобы помочь вам, я дам вам подсказку. Еще одну поговорку про совесть. (слайд 13) | Учащиеся дают свои ответы: Без зазрения совести. Про его совесть можно написать повесть и т.д. Учащиеся отвечают, что совесть - самый страшный зверь. Если она не чиста - ночью спать не сможешь. | Личностное УУД Положительное отношение к познавательной деятельности, преодоление трудностей Самостоятельная работа Контроль результата деятельности Регулятивное УУД Принятие и удержание учебной задачи Личностное УУД |
Домашнее задание (5 мин) | - Пересказ с.96-103 - Составить синквейн к слову «Совесть» | Учащиеся знакомятся с домашним заданием. Учащиеся записывают домашнее задание в дневник. | Принятие и удержание учебной задачи |
Рефлексия (1 мин) | - Что нового мы узнали сегодня на уроке? - Оцените уровень своих знаний после сегодняшнего урока. | - Что чистая совесть очень важна для человека. Она помогает ему спокойно жить и ничего не бояться. Учащиеся дают себе оценку, поднимая квадратик соответствующего цвета - красный – плохо понял - желтый – остались вопросы -зеленый- всё понятно. | Регулятивное УУД Адекватная оценка своих достижений |