С именем А.С. Пушкина русская литература связана более 200 лет. Все писатели обращались к Пушкину. Одни боготворили его, другие пытались сбросить с корабля современности. Но это им не удалось. Ведь именно Пушкин начал разговор о доме, о чести, о взаимоотношением между народом и господами в своей повести «Дубровский».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
-Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Не волнуйтесь: со всеми вы знакомы. Желаю успехов на уроке и хороших оценок. Давайте говорить, рассуждать, спорить.
Слово учителя
- А.С. Пушкин. С его именем русская литература связана более 200 лет. Все писатели обращались к Пушкину. Одни боготворили его, другие пытались сбросить с корабля современности. Но это им не удалось. Ведь именно Пушкин начал разговор о доме, о чести, о взаимоотношением между народом и господами в своей повести «Дубровский». Вы работали дома со словарем. Какое же значение слова «нравственность»
- Да, долг, честь, взаимоотношения между людьми, присущи многим людям, его душе. Так давайте прикоснемся к душе наших главных героев, но сначала скажите, какая же тема нашего урока? А цель какую поставим, говоря о В. Дубровском? (Достиг ли он своей цели, всегда ли был спокоен? Внутренний конфликт)
Выступление историка (ученика).
Выступление исследователя (ученика).
- Можно ли считать имена пушкинских героев значимыми?
- Но пора встретиться с настоящим героем нашей повести (выходит ученик-Дубровский)
Прикоснемся к душе Дубровского. Какие черты характера проявляются в Петербурге, а какие в Кистеневке.
Работа с текстом
- С какой целью дает автор описание осеннего пейзажа…(зачитывают)
(повзрослел, одиночество, тоска, осень – символ увядания)
- Как Владимир стал разбойником? Что побудило его сжечь родовую усадьбу?
- Значение второго слова вы выписывали дома (честь).
- Особое отношение Пушкина к этому понятно. Можем ли мы сказать, что Владимир Дубровский – истинный дворянин? (да)
- Что же заставило Владимира, родового дворянина, стать разбойником, войти в шайку, где с ним и разбойники с большой дороги, и бывшие крепостные? (месть)
Слово исследователю. Что значит имя Владимир?
И опять значение имени помогает нам понять характер и поступки героя.
Каков Дубровский в роли предводителя разбойников? Показывает ли Пушкин, как Владимир руководит разбойниками? ( нет). Из каких эпизодов разбойнической жизни Дубровского узнали и от кого?
- Пора нам поговорить и о Маше.
- Какова роль Маши в судьбе Владимира? (помогла понять, что благородному дворянину не к лицу разбойничество, злобная месть).
- Почему после венчания Маша отказывается от предложения Владимира? (чувство долга, чести берет верх).
- Да, именно такое поведение для пушкинских героинь является характерным. ( Татьяна Ларина в «Евгений Онегин» такая же)
Слово исследователю о Маше.
- Что можно сказать о внутреннем состоянии Владимира на протяжении повести?
- Почему же Пушкин не оставил своего героя во главе взбунтовавшихся крестьян?
- Почему Дубровский расстается со своими сообщниками и советует им сменить ремесло?
Вывод
На протяжении всего романа, в какой бы роли он не выступал,ю он всегда великодушен, благороден, отважен, честен. Автор проводит своего героя через сотни испытаний. И хочет сделать это?
- Какое же настроение вызвал у вас урок? (грусть)
- Удалось ли нам достичь поставленной цели?
Учитель: Разговор о нравственности будет продолжаться всю жизнь. А сегодня вы работали хорошо. Оценки.
На дом: развернутый ответ на вопрос: «Заставил ли наш разговор задуматься над своими поступками?»