Этап подготовки к восприятию. | - Заслуженную славу принесла Толстому трилогия “Детство”, “Отрочество”, “Юность”. Трилогия – это три произведения одного автора, где второе и третье являются продолжение первого. Мы с вами познакомимся с отрывком из первой повести. Создавая образы героев, писатель использовал свои личные впечатления и переживания, но повесть автобиографичная лишь отчасти. Толстой утверждал, что писал, не только о своем детстве, но и о детстве каждого человека. Повествование ведётся от лица главного героя Николеньки Иртеньева, который будет переживать все чувства Толстого, делиться воспоминаниями Толстого от своего имени. | | Личностные: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. |
Этап первичного восприятия и анализ | -Чтение первой части -Ребята, а теперь ответьте на вопросы: - Кто, по-вашему, рассказывает о происходящих событиях? - Дайте ему характеристику Верно, это так. Л.Н. Толстой вел свои дневники в течение 19 лет. Повесть «Детство» - это тоже дневник, поскольку в нем тоже рассказывается жизнь мальчика, его семьи, друзей, родственников день за днем. Автор специально наделил героя такими чертами характера, которые были свойственны ему самому. - Какие важные черты характера имеет его герой? - К кому из героев повести Николенька относится с особым чувством любви, привязанности? Почему? - Что особенно привлекло Николеньку в Сергее? -Чтение второй части - Какое событие позволило Николеньке посмотреть на своего приятеля по- другому? - Как вы думаете, почему Николенька и другие дети не заступились за Иленьку Грапа? - Какова была реакция детей на то, что сделал Сергей по отношению к Иленьке? - Изменилось ли твое отношение к Сереже, к главному герою? Почему это произошло? - Объясните смысл двух последних абзацов повести. Какую главную мысль хотел до нас донести автор? | -дети читают первую часть - В повести, есть особый персонаж, который рассказывает о том, что происходит. - Главный герой- Николенька Иртеньев рассказывает о происходящих событиях. Он наделен автобиографичными чертами, очень близок самому автору. - Это добрый, искренний человек, способный на сочувствие. - К Сергею Ивину. Он считает Сергея необыкновенно красивым человеком - Сергей отличался находчивостью, умением организовывать, смелостью. Именно таким видел Николенька Сергея - Когда в гости пришел Иленька Грап, то Сергей решил подшутить над ним. Эта шутка не оказалась безобидной. Иленька чувствовал, что все ребята восстали против него. Сергей поступил жестоко: он заставил Иленьку находиться в неудобной позе при всех. (Зачитывается отрывок из повести) Николенька даже и не подумал в тот момент, что ребята вместе с ним обижают слабого человека. Осознал он это позже.) - Они и не предполагали, что Сергей может быть неправ, да и сами были увлечены игрой. - (Дети чего-то боялись. Может быть, сами не хотели казаться в смешном положении, поддерживая Иленьку, сочувствуя ему. -ответы детей | |
Постановление учебной задачи. | Читая произведение Л.Н.Толстого, мы должны выяснить: -Какая атмосфера в была повести? -Какие были отношения у героев? | -ответы детей | Регулятивные: умение подчиняться правилам, выполнять просьбы учителя, формирование умения слушать, планировать реализацию учебной задачи. Познавательные: целеполагание. |
Вторичный синтез | -Ребята, посмотрите на картинку на стр. 118 -Что изображено на картинке? -Найдите и прочитайте отрывок, который можно отнести к рисунку. - В чем главная мысль рассказа? Чему учит нас автор? | -ответы детей -дети читают -ответы детей | Познавательные: Ориентироваться в материале учебника и находить по заданию учителя нужную информацию, построение логической цепи рассуждений и доказательств. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью |
Рефлексия | Какая была тема нашего урока? Достигли ли мы цели, поставленные в начале урока? Узнали ли вы то, что хотели узнать в начале урока? «ПРОДОЛЖИ ФРАЗУ» • Мне было интересно… • Мы сегодня разобрались…. • Я сегодня понял, что… • Мне было трудно… • Завтра я хочу на уроке… | -ответы детей | Регулятивные формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию |