1. Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке. Придумано кем-то Просто и мудро При встрече здороваться: - Доброе утро! - Доброе утро солнцу и птицам, - Доброе утро улыбчивым лицам. И каждый становится Добрым, доверчивым… Доброе утро длится до вечера. 2. Проверка домашнего задания. 3. Первичное усвоение новых знаний. Сегодня мы познакомимся с произведением автора, который стал писателем, прежде попробовав себя в нескольких профессиях. Этот человек, путешествуя по неисследованным северным лесам, по азиатским степям с дорожной сумкой и охотничьим ружьем, наблюдал за природой. Любовался её красотой. Это был не просто наблюдательный человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде. Какого человека можно назвать неравнодушным? Так вот и этот человек всегда старался помочь не только людям, но и вообще природе. Даже, когда шел по зимнему лесу, он не мог пройти равнодушно мимо берез, склонившихся под тяжестью снега. Он брал палку и сбивал снег, освобождая березки. Его неравнодушие проявлялось во всех его делах и поступках. В рассказе, с которым мы познакомимся сегодня, вы сами поймете, что это был за человек. Посмотрите на слайд(1) вспомните как зовут человека на фотографии? Михаил Пришвин родился в Орловской губернии близ города Ельца. Жилось его семье трудно, так как мать осталась одна с пятью детьми. В Германии закончил университет и стал агрономом. Он собирался заняться наукой, но стал писателем. Писать начал в 30 лет. Пришвин был влюблен в свою Родину, в её красоту, в леса и поля, реки и озёра, в её птиц и зверей, Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе. На столе у нас выставка его книг,(слайд 2)на перемене подойдите и познакомьтесь, кому интересно, могут из библиотеки взять книгу домой. 4. Знакомство с текстом. А сейчас мы познакомимся с произведением М.М.Пришвина, только сначала отгадайте ребус, отгадав его вы поймете о чем это произведение.(слайд 3) Утки какие бывают? Как ласково называют уток? Кто из вас видел уток? Где вы их видели? Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? 5. Первичная проверка понимания. Откройте страницу и прочитайте название рассказа Итак, приготовьте карандаш, я буду читать, а вы отмечать непонятные слова. – Ребята, понравился вам рассказ? - О ком этот рассказ? - К какому жанру оно относится? -Какой это рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный? Почему? Вы отметили слова. Назовите их. Значение слов ищем по словарю, итак 1ое слово(слайды 4,5) Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера? – Докажите строчками из произведения. Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса? Что значит для утят свобода? – Долго ли раздумывала уточка, прежде чем перевести своих утят? – Докажите строчками из произведения. Сколько надо было идти до озера?Сколько это км? Это много или мало для человека? – А для маленькой уточки? – Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами. – Почему уточка-мать шла позади утят? – Какие враги были у уток? – Докажите строчками из произведения. – Кто страшнее? – Почему? – Как стали вести себя мальчишки, увидев утят? – Докажите строчками из произведения. – Зачем ребята это делали? – Как вела себя уточка, когда ловили её утят? – Докажите строчками из произведения. – Могла ли утка кричать? – Докажите строчками из произведения. – А какое чувство пережили утята? – Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали? – А какое слово вы кричите, когда боитесь? – А ваша мама переживает за вас? – Как она ведет себя при этом? – Как в рассказе чаще всего называют уточку? – А какая она мама? Вам ее жалко? Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас , которые испытала уточка-мать. Но вы можете представить , как поведет себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает. Физкультминутка – Какие пословицы о маме вы знаете? – Утята пойманы, что собираются делать ребята? – Докажите строчками из произведения. – Кто помешал мальчишкам? – Смогли ли они объяснить свой поступок? – Какое приказание дал им взрослый? – Докажите строчками из произведения. – Назовите слова, которые показывают строгость автора. – Что делали бы вы, оказавшись рядом? – Что можно сказать о ребятах? – Как их назвал рассказчик? – Как можно назвать их по-другому? – Можно ли сказать, что ребята были жестокими? – Поэтому-то автор и назвал их ласково, понимая, что они это сделали неумышленно. – Что сделала уточка-мать, когда её детей отпустили? – Докажите строчками из произведения. – Как шла уточка-мать в начале рассказа? – А почему сейчас она побежала впереди? – Как Пришвин попрощался с утятами? – Что он сделал при этом? – Докажите строчками из произведения. – Что означает этот жест: снять перед кем-то шляпу? Перед кем этот знак уважения? – Почему? – Как мальчишки на это прореагировали? – Почему? – Что пожелали люди уточке? – Нужно ли было пожелание людей уточке? – Почему? – Докажите строчками из произведения. 6. Обобщающая беседа. Вторичный синтез. Работа с пословицами. – Давайте попробуем продолжить пословицы, записанные на доске. (слайд 6) – Прочитайте их про себя. – Вслух прочитает первую пословицу … Умел ошибиться – умей и Продолжите ее – К кому из действующих лиц рассказа подходит эта пословица? – Почему? – Вслух прочитает вторую пословицу …(слайд 7) – К кому из действующих лиц рассказа подходит эта пословица? – Почему? Как автор назвал свой рассказ? (слайд8) – Почему? – Автор делает ребят и утят главными действующими лицами, подчеркивая, что мы живем все вместе, рядом, о совместном сосуществовании 7. Итог урока – Чему научил М.Пришвин ребят и нас своим рассказом? Докажите, что М.Пришвин – человек а) добрый; б) строгий; в) неравнодушный. Итак, о чем мы говорили на уроке? Что вы поняли из произведения? Вы так поступаете? А ваши друзья? 8.Д.з подготовить чтение отрывка | Неравнодушный это Пришвин Утка Дикие и домашние уточка Ребята и утята Чирок-свистунок – птица семейства утиных. Обитают эти птицы на небольших водоемах. Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км . Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился КУЗНИЦА – мастерская с горном для ручной ковки металла, для подковывания лошадей. На свободу 3 версты 3 км Просто так, для забавы. Мама Мать Хотела быстрее увести детей от врагов. Знак уважения. Умел ошибиться – умей и поправиться. Сей добро, посылай добро, оделяй добром Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь. | Личностные: самоопределение Личностные: интерес к изучению предмета Коммуникативные: речевая деятельность с целью получения информации. Познавательные: умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить высказывания Познаватльные: Самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели, Коммуникативные: умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать Познавательное: чтение, получение информации. Коммуникативные: Обмен информацией Регулятивные: контроль Коммуникативные: оформление своих мыслей в устной речи с учетом учебных и жизненных ситуаций Познавательные: умение анализировать средства выразительности прочитанного произведения, самостоятельно пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями. Коммуникативные: понимать точку зрения другого человека. Личностные: формирование умения высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; Личностные: оценка жизненных ситуаций и поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм; Регулятивные: Осуществлять самоконтроль Коммуникативные: высказывать отношение к героям, давать оценку их поступкам, обмениваться мнением с одноклассниками по поводу прочитанного. Личностные: анализировать свои успехи |