1. Ф.И.О. учителя: __Якрен Екатерина Геннадьевна
2. Класс: 2 « А » Дата : 27.04.2016 Предмет : литературное чтение
3. Тема урока:В. Драгунский « Сверху вниз , наискосок ! »
4. Место и роль урока в изучаемой теме:
- учебно-познавательный интерес к героям рассказа В. Драгунского;
- составить характеристику героя.
5. Цель урока:
Этап урока и его цели | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Содержание урока | Планируемые результаты |
Iэтап. Мотевирование к учебной деятельности Цель: вхождение учащегося в пространство учебной деятельности | Проверяют готовность рабочего места. Приветствуют учителя, гостей. настраиваются на работу | Организует и настраивает детей на совместную работу. | Вот звонок сигнал нам дал- Литературы час настал. Время даром не теряйте И работу начинайте. -С каким настроением пришёл ты сегодня? (ребята поднимают руки вверх.) | Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД) |
II.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. (2 минуты) Цели: - организовать актуализацию знаний; - организовать выполнение учащимися учебного действия; | Высказывают своё предположение, рассказывают . Я сам найду способ! | Организует составление совместного плана действий. Предлагает обсуждение возникновения понятий. | Проверка домашнего задания Актуализируются требования к домашней работе («надо») Устанавливаются тематические рамки ( «могу») Создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность ( «хочу») Постановка проблемы: Что я не знаю? Наш план действий: 1. Сами найдём способ . 2. Сопоставим свои предположения с учебником. 3. Выполним. Выскажи свое мнение. | Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД) |
III. Выявления места и причины затруднения (2 мин) Цели: - организовать выявление учащимися места и причины затруднения | Предлагает обсуждение возникновения понятий. | | -Почему нам бывает смешно? - А что вызывает у вас смех? Такими смешными бывают эти дошкольники…. | Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД) |
IV.Постановка проблемы. ( 3 минуты) Цели: - научить понимать секреты «смешного» | Обсуждают совместно с учителем особенности понятий. Проговаривают ответы | Предлагает обсуждение возникновения понятий. | А какие произведения мы читали В. Драгунского? «Что я люблю» «Друг детства» «Что любит Мишка» - Что вы помните об этом писателе? | Умение ориентироваться в окружающем мире используя жизненный опыт и имеющуюся информацию. (Познавательные УУД). |
V. Работа по новой теме (8 мин) Цель: продолжить выявлять секреты; показать примеры, когда наличие контраста делает ситуацию смешной; заставить задуматься над секретом «смешного», учить работать в паре. | Работа с рисунками. Портретом писателя Дети называют прочитанные рассказы Из толкового словаря находят слова монтёр маляры бригада азарт скипидар | Включает учащихся в работу через игровую деятельность. Устраивает выставку книг автора | Прототипом главного героя является его сын Дениска, а в образе отца легко можно узнать самого писателя. Многие истории В.Драгунский написал , взяв сюжеты из жизни Дениски и его друзей. Сегодня мы продолжим знакомство еще с одним рассказом В.Драгунского –«Сверху вниз, наискосок!»». С вами наверняка случались самые разные истории: весёлые, грустные, страшные, забавные. Вам хотелось поделиться тем, что произошло, рассказать обо всем этом так увлекательно, чтобы вас внимательно слушали? -Давайте подумаем: какова цель нашего урока? Открыть закон «смешного» в рассказе. Уточните значение этого слова из толкового словаря подберите синонимы. . Сейчас мы и узнаем, какие смешные истории были в рассказе В.Драгунского | Уметь правильно определить ответ по описанию . (Познавательные УУД). |
VI.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. (10 минут) Цель:организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи. | -придумывали интересные, смешные истории Чтение по цепочке | Учитель читает первый абзац рассказа | Прочитаем рассказ по цепочке и выясним какие смешные истории были в рассказе. Ребята слушайте, и подумайте ответить на вопрос. -Кто же герои? Что вы можете о них сказать? -И почему рассказ так назван? Ученики читают первую часть рассказа по цепочке. | Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД) |
VII. Физкультминутка (1 мин) | | | Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали. Ручками похлопали. Покрутились, повертелись. И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем. Дружно до пяти считаем. Открываем, поморгаем И работать начинаем. | |
VIII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (8-9 мин) Цели: - организовать постановку цели урока;умение читать по ролям | Проговаривают следующий шаг учебной деятельности. С помощью учителя ставят цель Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя. Ученики строят план достижения цели. | Организует уточнение следующего шага учебной деятельности. | -О чем эта часть? ( О ремонте во дворе) -Как вы думаете , родители тоже радовались тому, что «повсюду валялись кирпичи и доски, а посреди двора высилась огромная куча песка»?(Наверное, родителям это не нравилось, так как дети приходили домой испачканные в песке и краске) -Нравилось ли ребятам помогать рабочим? -Вы поняли, кто герои? Вам они знакомы? ( Дениска и Мишка –друзья одноклассники. Соседская девочка Аленка). -Кто рассказывает нам эту историю? -Что случилось с ними на этот раз? (Они покрасили всё вокруг, и даже Аленку) -А когда произошла эта история? -Как вы думаете Мишке и Дениске нравилось красить всё подряд? Обратите внимание на слова, выделенные жирным шрифтом. Перечитайте их.(Выделенные слова помогают почувствовать атмосферу праздника и веселья, которая царила во время забавы ребят.) Перечитайте рассказ и найдите в нем два-три самых смешных места. -Подумайте, чем они похожи собой. (Они связаны с покраской чего-либо: Алёнки, белья, управдома) В чем же сереет «смешного» Прочитайте информацию на плакате Летучей Мыши. («Смешно, когда есть контраст») Резкая противоположность - контраст | Уметь определять и формулировать цель с помощью учителя; определить способы исследования (Регулятивные УУД) Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную в разных источниках (Познавательные УУД). |
IX.Включение в систему знаний и повторение. ( 3-4 минут) Цель: выявить границы применимости нового знания; повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности. | Выполняют задание. | Организует и контролирует работу детей | Работа в группах и парах. Прочитайте отрывок, который начинается со слов «И тут дверь вдруг распахнулась…» -Подумайте, есть ли контраст в том, как одет управдом и какую краску использовали мальчики( белый и темно – коричневый ) - Объясните поведение Дениски и управдома, Мишки и Аленки. (Дениска и управдом замерли, а Мишка и Аленка веселились) -Где же контраст? ( Ужас – веселье) -Найдите эпизод с покраской Аленки. Прочитайте парами. (Здорово получается! Поставляй вторую, скорей! Люди добрые, как красиво! Ноги совсем как у настоящего индейца! Давайте, люди добрые! Красьте с головы до пят! Я буду настоящая индейка! ) -Какова реакция детей? (восторг, азарт) Азарт – сильное возбуждение, задор, увлечение. А теперь представьте реакцию родителей? ( Кошмар! Ужас! Трагедия! Волосы! Чистое белье совершенно испорчено!) Чтобы разгадать секрет «смешного» еще раз обратите внимание на слова, выделенные жирным шрифтом, и слова выделенные цветом. Сделайте выводы («Нас делают смешными наши недостатки…») - Как вы думаете, о каких недостатках идет речь? - Иметь недостатки хорошо или плохо? - Какие тайны мы открыли? ( Смешными бывают дошкольники, смешно, когда есть контраст) -Что же явилось причиной всей этой истории? ( Интерес к работе взрослых, у которых все получалось «складно и аккуратно». И наш герой хотел стать маляром) -Вырастай, Денис, побыстрей, мы тебя к себе в бригаду возьмём. Будешь моляром! | Учиться работать в парах, формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах общения и следовать им (Коммуникативные УУД). |
X.Домашнее задание (1 мин) | Обсуждают и записывают домашнее задание. | | Читать рассказ и пересказать содержание, составить план | |
XI.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). ( 2 – 4 минуты) Цель: провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся; | оценить собственную деятельностьна уроке; | | -С каким произведением мы познакомились? -Откройте секреты «смешного» ? -Что нового узнали? Как вы думаете, почему рассказ В. Драгунского так назван? (Дети с восторгом красили и приговаривали: « Сверху вниз, наискосок!» Очевидно, автор хотел подчеркнуть отношение ребят к своей «работе») К какому жанру можно отнести это произведение? Выбирайте нужный ответ. стихотворение сказка Рассказ Скажите, о чем заставил задуматься автор? – я понял …. – меня удивило... – теперь я … – я сделал вывод, что ... – в рассказе мне понравилось … – в рассказе я бы изменил ... Вот и ребята подошло к концу наше путешествие, но пока мы не скажем В.Драгунскому «Прощай!» на следующем уроке мы будем читать «Шляпа гроссмейстера» - Ребята, что вы нового узнали сегодня на уроке (Ответы детей) - Оцените свою работу на уроке. (Ответы детей) - Мне очень понравилась ваша работа на уроке. Молодцы! | Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД) |