Конспект урока по повести А.С.Пушкина "Метель" 6 класс
Конспект урока по повести А.С.Пушкина "Метель" 6 класс
Подробный конспект урока по русской литературе направлен на раскрытие идейно-художественного своеобразия повести «Метель» в контексте ранее изученных произведений А.С.Пушкина.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по повести А.С.Пушкина "Метель" 6 класс»
Тема урока: Образ метели в повести А.С.Пушкина"Метель"
Цели урока:
Раскрытие идейно-художественного своеобразия повести «Метель» в контексте ранее изученных произведений А.С.Пушкина.
Организовать работу над понятием «образ-символ», формировать умение литературоведческого анализа поэтического текста, совершенствовать умение устного словесного рисования.
Способствовать осмыслению и усвоению таких понятий, как «терпение», «смирение», «послушание», «воля Провидения».
Воспитывать уважительное отношение к творчеству А.С.Пушкина
Тип урока: урок изучения литературного произведения
Оборудование:
Аудиозапись вальса Г.В. Свиридова к повести «Метель».
Иллюстрации к повести «Метель».
Ход урока:
Эпиграф урока:
Кони мчатся по буграм,
Топчут снег глубокой…
Вот в сторонке божий храм
Виден одинокой.
В.А. Жуковский «Светлана»
Организационный момент.
Мотивация учебной деятельности учащихся:
Ребята, давайте прослушаем вальс Г.В. Свиридова и ответим на вопрос: соответствует ли эта музыка тому впечатлению, которое сложилось у вас после прочтения повести А.С.Пушкина. Какое у вас сложилось впечатление о повести?
Объявление темы, постановка целей урока: чтобы понять, что скрывается за кажущейся простотой пушкинской прозы, надо внимательнее изучить повесть. Как вы думаете, на что нам предстоит обратить особое внимание?
Словарная работа:
Выделите корень в слове метель. Подберите однокоренные слова. Установите общее значение корня -мет-/-мест-.
Какие синонимы к этому слову использует поэт?
Опишите лексическое значение слова метель.
Групповая работа:
На предыдущем уроке учащиеся были разделены на группы и в качестве домашнего задания получили задание ответить на вопрос: «Как изображена метель в произведениях Пушкина»?
1 группа – «Зимний вечер».
2 группа – «Зимнее утро».
3 группа – «Бесы».
4 группа – «Капитанская дочка».
Выступают представители каждой из групп с последующими дополнениями.
Беседа с сопутствующим конспектированием:
Составим словесный портрет метели (краски, звуки, отношение к человеку) в прочитанных вами произведениях.
Не создалось ли у вас впечатление, что метель в творчестве Пушкина это не простое природное явление, что в это слово вложен более глубокий смысл? Какой?
Работа над понятием «образ-символ»:
Таким образом, метель – это не просто образ, а образ-символ. Символ – то, что служит условным знаком какого-нибудь понятия, явления, идеи. Опишите значение символов «голубь», «роза», «раскрывающаяся почка»? Попробуем установить значение образа-символа «метель» в повести А.С.Пушкина «Метель».
Беседа по содержанию повести:
Прочитайте начало повести. Представьте себе выражение лица рассказчика. Каким оно вам представляется? (немного насмешливое).
В каких словах заключается эта насмешка? (вводные слова). Почему о трагедии героев рассказчик говорит иронично?
Почему герои повести переписываются, ведь они видятся каждый день?
Почему они решили бежать? (начитались французских романов)
Оцените побег героев с нравственной точки зрения?
Как названа Мария Гавриловна рассказчиком в начале побега? (преступницей). Почему?
Что помешало осуществлению планов героев?
Какую, добрую или злую, роль сыграла в жизни героев метель? Ответ обоснуйте.
Что бы мы добавили к нашим знаниям о метели после прочтения повести А.Пушкина?
Работа с иллюстрациями:
Рассмотрите иллюстрации к повести. Если бы вы оформляли обложку книги, какую из них вы бы выбрали? Почему?
Устное словесное рисование:
Предложите свой вариант иллюстрации к повести Пушкина «Метель», обратив внимание на эпиграф урока.
Подведение итогов урока:
Как бы вы кратко определили идею повести?
Допишем тему урока. Что у вас получилось? (Сквозь метель к свету, храму )
Почему «Метель» с точки зрения жанра является повестью, а не рассказом? (С точки зрения проблемы, а не размера, количества героев)
Случалось ли вам в жизни убеждаться в том, что неблагоприятная, казалось бы, на первый взгляд, ситуация складывается и развивается к лучшему?
Подтвердите свою мысль русскими народными пословицами.
Рефлексия.
Домашнее задание:
Сочинение-миниатюра «Метель в творчестве Пушкина».