Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русской литературы на тему: "А.П. Чехов. Рассказ "Попрыгунья""»
Методическая разработка урока русской литературы на тему:
«А. П. Чехов “Попрыгунья“. Истинные и ложные ценности »
Цели урока:
1) раскрыть особенности чеховского повествования; мастерство создания психологической характеристики героев;
2) развивать культуру художественного восприятия произведения, умение воспринимать прочитанное как искусство слова;
3) противопоставить посредственность и талант в их главных качествах: праздности и трудолюбии, душевной дряблости и преданности делу и людям;
4) воспитывать уважительное отношение к творчеству А.П.Чехова
Вид урока: проблемно-поисковой
ХОД УРОКА:
1. Вступительное слово учителя:
Сегодня нам предстоит еще одна встреча с А. П. Чеховым, с героями его рассказа «Попрыгунья». Но прежде чем начать разговор, непосредственно связанный с этим произведением, я хочу предложить вам два мнения, две цитаты. Одна из них принадлежит современнику Чехова, поэту и литературному критику Владиславу Ходасевичу: «Из кого бы ни состояла будущая Россия – из чеховских героев она состоять не будет. В жизни они явятся только большими исключениями, в литературе их разлюбят, потому что перестанут понимать… Вторая – нашему современнику писателю Чингизу Айтматову: «Чехов – это своеобразный «код общения». Если я встречаю человека и узнаю, что он любит Чехова, значит, я нашел друга».
Наверно, неправильно задавать вопрос: «А на чьей вы стороне?» - потому что по-настоящему искренний ответ на него возможен только наедине с самим собой. Но можно задать другие вопросы (запись на доске):
Ложные ценности – это всѐ то, что…?
Истинные ценности всегда там, где …?
В конце урока мы должны будем в совместном поиске найти завершение этих двух предложений и сопоставить их с суждениями самого А. П. Чехова
2. Сообщения «группы специалистов». Беседа с классом.
Как обычно, весомость нашему разговору придадут короткие сообщения группы специалистов. Эти сообщения мы будем слушать в продолжение всего урока, они откроют нам очень важные моменты, связанные со временем написания рассказа, а также с жизнью и творчеством Чехова, пополнят наши литературоведческие знания.
Обращение к классу: Вы можете задать любому из специалистов заинтересовавший вас вопрос. Но будьте внимательны, так как после каждого сообщения я буду задавать вопросы всем вам.
1. Историк. История написания рассказа. Впервые рассказ Антона Павловича Чехова «Попрыгунья» был напечатан в петербуржском журнале «Север» за 1892 г., № 1,2. Судя по переписке Чехова с редактором журнала Тихоновым, писатель долго затруднялся в выборе названия для рассказа. Вот фрагмент из его письма редактору: «Относительно названия я ничего еще не придумал. Назовите «Попрыгунья»». Следует отметить, что рассказ представляет собой редкое в чеховском наследии произведение, где прототипы персонажей были сразу же узнаны современниками. Так, в героине «Попрыгуньи» Ольге Ивановне угадывались черты художницы Софьи Петровны Кувшинниковой, хозяйки известного в Москве литературно-артистического салона, угадывался стиль ее дома, характер отношений с мужем. Узнав себя в Ольге Ивановне, Кувшинникова обиделась. Обиделся и добрый друг Антона Павловича художник Левитан, посчитав, что Чехов задел его, изобразив в Рябовском. Чехов был огорчен этим и замечал: «Только писатель может понять, как преломляются и комбинируются впечатления от виденной и слышанной жизни в жизнь творчества. По праву художника, берущего краски, какие ему нужно и где только можно, я взял только черточки из внешней обстановки, только отдельные штрихи из портрета…» Таким образом, все, отмеченные в данном сообщении факты говорят об одном : о жизненной достоверности рассказа, о подлинном мастерстве писателя.
Вопрос классу: Почему Чехову не понравился первый вариант названия рассказа «Великий человек?» Почему полусерьезно Чехов определил жанр рассказа как «чувствительную историю для семейного чтения»?
2. Литературовед. Подтекст в рассказе Чехова «Попрыгунья». Определение понятия реминисценция Возникновение подтекста в русской литературе связывают с творчеством Антона Павловича Чехова. Чаще всего подтекстом называют глубинный, неявный смысл произведения, который додумывают читатели. Активный читатель, который, опираясь на свой жизненный опыт, знания по истории, литературе, должен ощутить, достроить смысл, не высказанный автором напрямую. Позднее писатель Хемингуэй сравнит настоящую прозу с айсбергом, где на поверхности видна только ее малая часть, а все остальное есть скрытая часть повествования, в которой содержатся основные смыслы произведения. В свою очередь, автор использует такой способ построения текста, который позволит читателю уловить этот неявный смысл произведения. Подтекст произведения создается с помощью ряда средств, в первую очередь художественных деталей, повторов и многозначных слов, которые получают дополнительное значение и особую важность в произведении. Большую роль в создании подтекста имеют аллюзии и реминисценции, то есть намѐки на известные всем события или литературные произведения. Так, например, название рассказа «Попрыгунья» сразу дает нам возможность вспомнить попрыгунью-стрекозу, героиню басни Крылова, которая «лето целое пропела». В заключение следует отметить, что умение прочитывать подтекст во многом определяет читательскую культуру человека, который не довольствуется простой, ставшей привычной оценкой «интересно- неинтересно», но проявляет себя знающим, внимательным, грамотным читателем.
Запись в литературную тетрадь:
Подтекст – это глубинный, неявный смысл произведения, который додумывают читатели, а также способ построения текста, позволяющий читателю уловить этот смысл.
Реминисценция – намек посредством сходно звучащего слова или фразы на литературное произведение. Обращение к тексту рассказа в поисках подтекста:
Пример 1: чтение фрагмента портретной характеристики Дымова, сделанной Ольгой Ивановной: «Не правда ли, в нем есть что-то сильное, могучее, медвежье?» И точно так же Ольга Ивановна говорит о телеграфисте, который женится: «…есть в лице что-то сильное, медвежье…»
Вопрос классу: «Какой подтекст – достаточно ироничная характеристика Ольги Ивановны - скрывается за этим повтором?
Пример 2: чтение замечания Чехова, сказанного «между прочим» по поводу «дачного общества»: После того как Дымов уезжает в Москву за нарядами для Ольги Ивановны, «икру, сыр и белорыбицу съели два брюнета и толстый актер»
Вопрос классу: «Какой подтекст – мгновенная характеристика друзей Ольги Ивановны – скрывается за этой строкой?
3. Встреча с главными героями рассказа ( прием чтения дневника): Итак, Ольга Ивановна –главная героиня рассказа. Какая она? Что о ней можно сказать применительно к проблеме нашего урока? Лучше всего внутренний мир героя раскрывается посредством дневника. Но она не ведет дневников, ей некогда, да и неинтересно. Но можно, опираясь на текст рассказа, на слова и мысли этой героини, творчески переработав текст рассказа, составить несколько страничек еѐ возможного дневника. Ольга Ивановна рассказывает о своей жизни на страницах дневника ( творческое домашнее задание)
ПЯТЬ СТРАНИЧЕК ИЗ ДНЕВНИКА ОЛЬГИ ИВАНОВНЫ
Май. Суббота.
Моя свадьба. Всѐ было чудесно. Кто-то из гостей, уже не помню кто, сказал мне, что со своими льняными волосами и в венчальном наряде я очень похожа на стройное вишневое деревце, когда весною оно сплошь бывает покрыто нежными белыми цветами. Только вот Дымов…( я решила называть моего мужа по фамилии, мне совершенно не нравится его имя – Осип ). Нужно было как-то объяснить моим гостям, почему выхожу замуж за простого, очень обыкновенного и ничем не примечательного человека.
Июнь. Среда.
Вчера, как всегда по средам, в моем доме прошла вечеринка. Были актеры, певцы, художники, музыканты… Мы развлекали себя разными новинками, говорили и спорили о литературе, театре, живописи. Кстати, мне удалось заполучить новую знаменитость, пейзажиста, жанриста и анималиста Рябовского, который продал свою последнюю картину за 500 рублей. Он к тому же очень красив… Мы только начали разговор, как отворилась дверь, появился мой Дымов и как всегда сказал: «Господа, пожалуйте в столовую закусить…» Мне пришло в голову, что Дымов очень похож на метрдотеля…
Август. Воскресенье.
Свадьба телеграфиста Чикельдеева удалась. Хорошо, что я отправила в город Дымова. Он привез моё розовое платье, цветы, перчатки… Дымов, бедняжка, приехал на дачу усталым и, наверно, голодным, но, видно, сама судьба велела ему меня спасать… Ах, и зачем я дала слово телеграфисту, что буду у него на свадьбе?..
Сентябрь. Понедельник.
Я чувствую, что скрывать от Дымова мою связь с Рябовским подло, отвратительно. Но когда я вернулась из поездки и муж ласково спросил меня, что со мной, что-то помешало мне открыть правду. «Ничего, - сказала я,- это я так…» А потом с удовольствием пообедала рябчиком, приготовленным Дымовым.
Декабрь. Четверг.
Нет, нет… этого не может быть! Дымов умирает. Заразился дифтеритом… Взглянув в зеркало, я показалась себе страшной и гадкой… из пустой прихоти, из баловства вся, с руками и ногами, я вымазалась во что-то грязное, липкое… все время искала знакомства со знаменитостями, а великого человека прозевала…
Вопросы классу:
Любила ли Ольга Ивановна своего мужа?
Была ли она сама талантливым человеком?
Еѐ отношения с художником Рябовским – это любовь? Почему?
Чем занята Ольга Ивановна в тот день, когда ее муж не пошел на службу, не вышел к завтраку, лежал с высокой температурой?
Верите ли вы, что после смерти Дымова Ольга Ивановна изменится в лучшую сторону? Аргументируйте.
Попутное замечание: Л.Н. ТОЛСТОЙ не верил. Вот строки из его письма: «С таким тонким юмором написано . Превосходно, превосходно! Есть юмор сначала, а потом эта серьезность… И как чувствуется, что после его смерти она опять будет точно такая же»
Вопрос классу: определим в форме однородного ряда систему ценностей Ольги Ивановны: яркие наряды, знакомство со «знаменитостями», постоянный праздник жизни, эгоизм и преступное равнодушие к близкому человеку – словом, в смерти Дымова «виноват не один только дифтерит» Самостоятельное завершение первого предложения.
Запись в тетрадь: Ложные ценности – это все то, что…
Сопоставление с мнением Чехова: … что ведет к пустой трате величайшего достояния человека – его жизни. Разговор о Дымове начнем с фрагмента экранизации рассказа (эпизод: Дымов делится с Ольгой Ивановной профессиональным успехом – защитой докторской диссертации). Но вначале послушаем кинокритика
4. Кинокритик о ФИЛЬМЕ-ЭКРАНИЗАЦИИ рассказа «ПОПРЫГУНЬЯ»
«Попрыгунья» — художественный фильм, поставленный в 1955 году режиссѐром Самсоновым по одноимѐнному рассказу Антона Павловича Чехова. Он стал дебютным фильмом для замечательного кинорежиссера Самсона Самсонова. Главные роли великолепно сыграны актерами Людмилой Целиковской и Сергеем Бондарчуком. Фильм был удостоен наград: приз «Серебряный Лев святого Марка» первой степени Венецианского кинофестиваля 1955 года премия кинокритиков за лучший иностранный фильм Венецианского кинофестиваля премия в категории «Лучшая женская роль» актрисе Людмиле Целиковской.
Просмотр фрагмента фильма. Во время просмотра два ученика получают программу для наблюдений:
1) Какую деталь использует режиссер, чтобы подчеркнуть полное равнодушие Ольги Ивановны к очень важному событию в жизни ее мужа? ( озабоченно ищет место в своей прическе для усыпанного блестками гребня, но так и не находит)
2) Какую роль играет звучащая музыка, сопровождающая отраженный в зеркале крупный план Дымова? (одна лишь музыка разделяет душевное страдание героя)
3) Зачем понадобился режиссеру эпизод, которого нет в рассказе: приход плачущей матери заболевшего мальчика? (противопоставление «фальшивой мишуры» подлинной жизни)
«Столкновение» двух мнений - двух цитат из рассказа .
Мысли Ольги Ивановны: «Молчаливое, безропотное, непонятное существо, обезличенное своей кротостью, бесхарактерное, слабое от излишней доброты, глухо страдало где-то там у себя на диване и не жаловалось».
Слова Коростелева: «Какая потеря для науки! Это, если всех нас сравнить с ним, был великий, необыкновенный человек! Какие дарования! Какие надежды он подавал нам всем!»
Чье мнение вы разделяете? Почему? Сам Чехов не просто на стороне Дымова, которого считал ( вспомним первое название рассказа) великим человеком, - он не понаслышке знает цену самоотверженному труду.
5. Биограф о Чехове –враче.
СТРАНИЦЫ БИОГРАФИИ. Бытует мнение, что, став признанным писателем, Антон Павлович Чехов перестал заниматься медициной. Ручка для письма и скальпель, письменный стол и операционный вроде бы не имеют никаких точек соприкосновения. Однако это далеко не так, поскольку и врачи и писатели относятся к человеку со страстным вниманием: и те и другие забывают о себе ради других людей. Медицинский факультет Московского университета в те годы, когда учился Чехов, имел замечательное созвездие выдающихся ученых, научная работа которых была неотделима от большой просветительской и общественной деятельности. Это были люди талантливые, воспитывающие в студенчестве глубокое уважение к науке: Склифосовский, Филатов, Корсаков, Захарьин. Создавая образ Дымова, Чехов, несомненно, имел в виду своих учителей. В одном из писем Чехов скажет: «Из писателей предпочитаю Толстого, а из врачей Захарьина». Сам Антон Павлович никогда не прекращал медицинской практики. Его усадьба Мелихово превратилась в амбулаторию, куда стекались пациенты из окрестных деревень. Отношение его к больным отличалось трогательной заботливостью и мягкостью: видно было, что способность сострадать, переживать вместе с больным его страдания, была присуща ему и как человеку, и как врачу. Когда в 1892 году случилась страшная эпидемия холеры, Антон Павлович «на всех парах» организует медицинское обеспечение своего участка, в состав которого входят 25 деревень, 4 фабрики и один монастырь. Бескорыстный и упорный труд принес свои результаты: в уезде было зарегистрировано всего 14 случаев заболевания. Мария Павловна, сестра Чехова, в своих воспоминаниях расскажет о частых выездах брата за много верст к тяжелобольным, о бесплатном лечении, о регулярных утренних приемах. Уже заболевший туберкулезом, Чехов едет на остров Сахалин, называемый в те времена «кандальным» островом. Вот отрывок из его письма: "Я вставал в 5 часов утра, ложился поздно и все дни был в сильном напряжении от мысли, что мною многое еще не сделано". Домой Чехов привез 10 тысяч статистических карт, позволивших провести медико-социологическое обследование населения острова. Чехов никогда не забывал, что любовь к человечеству лишь тогда плодотворна, когда она сочетается с живым участием к судьбам отдельных людей.
Работа с классом: определим в форме однородного ряда систему ценностей двух врачей – Осипа Дымова и Антона Чехова.
Истинные ценности – это преданность делу, которому служишь, уважение к людям, деятельная забота о них, душевная порядочность…
Самостоятельная работа в тетрадях: допишите предложение до конца. Аргументируйте свою точку зрения.
Истинные ценности всегда там, где…
Сопоставление с мнением Чехова: … где есть глубокое уважение к целеустремленному, самоотверженному труду.
6. Задание на дом: перечитать пьесу «Вишневый сад»; индивидуальные задания в группах.