- Как вы понимаете выражение «нравственные пороки человека»? - Как вы понимаете «нравственные пороки общества»? 2. Работа по определению, повторению сюжета сказки. - Что такое сюжет? - Что называется эпизодом? 3. Постановка проблемной задачи. (Сможем ли мы сразу заполнить опорную схему?).
4. Анализ текста художественного произведения по вопросам, определенным опорной схемой - Кто является героями сказки? -К каким слоям русского общества они принадлежат? - Правильно ли будет определить, что темой сказки является изображение жизни героев на необитаемом острове, их взаимоотношений или тема гораздо шире и значительнее? Какова тема? - Как жили генералы в Петербурге? - Принесли ли они пользу государству? 5. Чтение эпизода по ролям. (от слов «Легли опять спать…» до «…вид текущей крови…») - Каково поведение героев, их состояние? - Что помогает понять это состояние? -Авторская позиция. Как автор относится к героям? - Каково значение данного эпизода в произведении? 6. Чтение эпизодов по ролям. («Смотрели генералы» до «…да кормит генералов селедками…» и «И начал мужик…» до «да кормит генералов селедками…») - Что нового вы узнали о генералах из прочитанных эпизодов? - Как в этих эпизодах характеризуется мужик? - Каков портрет мужика? - Кто из героев и почему любит и ценит себя? - Кто из героев и почему заслуживает вашего уважения? - Похож ли мужик на себе подобных? Воплощает ли он в себе черты русского народа? Какие? - Можно ли назвать его идеальным героем? - Какие нравственные пороки изображает автор в образе мужика? - Какие нравственные пороки изображает автор в образах генералов? - Каково значение сказки? Против чего выступает автор? 7. Самостоятельное заполнение опорной схемы. 8. Проверка выполненной работы (устно) | Отвечают на поставленные вопросы.
Вспоминают определения литературных терминов. Анализируют опорную схему, которую предстоит заполнить в конце урока. Читают эпизоды текста, отвечают на вопросы.
Выразительно читают эпизоды сказки по ролям, отвечают на вопросы
Определяют авторскую позицию.
Читают по ролям, анализируют прочитанный текст
Самостоятельно заполняют опорную схему. |