Просмотр содержимого документа
«Литература родного края. Поэзия. Василий Толстоус.»
Донецкая Народная Республика
управление образования администрации города Донецка
Донецкая общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней № 97 Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики
РАЗРАБОТКА УРОКА
ЛИТЕРАТУРЫ РОДНОГО КРАЯ
10 класс
АНТОНЕНКО Е.В.
УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И
ЛИТЕРАТУРЫ ДОШ I-IIIСТУПЕНЕЙ №97
Аннотация.
Методическая разработка урока соответствует обязательному минимуму содержания образовательной программы, включает базовый компонент языкового образования, обеспечивает выполнение государственных стандартов, расширяет спектр возможностей учителя по формированию нравственности подрастающего поколения. Представленная модель ориентирована на реализацию концепции модернизации образования, признающую приоритетной духовно-нравственную ценность языка и литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ, язык и культуру.
Рекомендован для учащихся 10 классов как урок общеметодологической направленности.
Урок по литературе на тему: «Поэзия родного края. Василий Толстоус» 10 класс
Преподаватель: Антоненко Е.В.
Цели: знакомство учащихся с поэзией родного края, совершенствование знаний учащихся о современной поэзии, техники выразительного чтения стихотворений, развитие речи и творческих способностей учащихся, воспитание любви к малой родине, интереса к поэзии.
Методы: слово учителя, выразительное чтение стихотворений, ответы на вопросы, кластер, работа в группах, даймонд.
Оборудование: проектор, раздаточный материал, презентация «Любимый город», ноутбук, музыкальные диски, портрет поэта В.Толстоуса, таблицы для учащихся.
Ход урока.
Оргмомент.
Создание «ситуации успеха». Начинается урок с притчи.
Однажды султан решил подвергнуть испытанию своих визирей. "О, мои подданные!” - обратился он к ним, - у меня есть для вас трудная задача. Я хотел бы знать, кто решит её. Повёл он их в сад, в углу была ржавая дверь с огромным замком. "Тот, кто откроет дверь, станет первым визирем”. Одни придворные только качали головами, другие стали замок разглядывать, третьи начали неуверенно толкать дверь, но они были убеждены, что не смогут открыть её. Один за другим отходили. Но один визирь внимательно осмотрел и навалился плечом на дверь. Он толкнул её и - о, чудо! - она стала поддаваться, появилась сначала узкая щель, а потом дверь стала двигаться все быстрее и раскрылась.
Тогда падишах сказал: "Ты станешь первым визирем, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но и веришь в свои силы”.
Как вы понимаете основную мысль текста?
Как она нам поможет на уроке?
2.Изучение нового материала. Звучит «Песня о Донбассе» В.Макарова, на экране слайды с достопримечательностями Донбасса.
Слово учителя.
Главной и основополагающей темой художественной литературы о нашем крае и его людях была и остается тема труда. И это не только закономерно, но и совершенно естественно, так как именно здесь, в краю угля и металла, труд проявляется с такой выразительной полнотой и величием. Честь, слава, гордость Донбасса – в его людях: шахтерах, металлургах, химиках, строителях.
А сколько поэтов и писателей взрастила наша земля!
Невозможно оставаться равнодушными ко всему, что окружает нас. И это восхищение красотой природы, людьми нашего края выливается в стихи, песни.
2.1. Сегодня мы познакомимся с современным поэтом Донецкого края Василием Толстоусом. Подготовленные учащиеся представляют биографию поэта. Приложение 1.
Во время представления учащиеся работают с таблицей.
Привет, шахтерская столица, я по тебе скучал, Донецк! Зимой седою часто снится осенний лиственный багрец. Твои проспекты и аллеи, суровых храмов купола в заветной памяти лелею и не жалею ей тепла. Паря над Пушкинским бульваром, осенний лист зовет с собой, стеля навстречу юным парам плаща осеннего подбой. Я в октябре с теплом несмелым лечу здесь душу тишиной. Я занят лучшим в мире делом: брожу волшебною страной. С твоей душой, зеленый город, в душе моей связалась нить. Пока я здесь, я буду молод и очень долго буду жить. В тебя не смею не влюбиться, Донбасса барин и отец, степей народная столица и пристань любящих сердец.
2.3.Составление кластера по стихотворению. В центре большого круга на доске делается запись Донецк, учащиеся выделяют ключевые слова в этом стихотворении (выделены жирным шрифтом).
3. Работа над темой урока.
3.1.Класс разбивается на 3 группы. Каждая группа получает карточку со стихотворением поэта, группа готовит декламацию стихотворения, подбирает подходящую музыку. На задание отводится 5-7 минут.
1 группа – стихотворение «Предназначение»
2 группа – стихотворение «Пожелать»
3 группа – стихотворение «Прощупано каждое слово»
3.2. Развитие творческих способностей.
«Исследователи слова» - учащиеся находят примеры использования выразительных средств в поэзии, вспоминают определение терминов.
Работа с таблицей.
Ученикам раздаются листы с распечатанной таблицей, в которой заполнена только центральная колонка (определения тропов). Задача учащихся – распознать троп по определению и проиллюстрировать его примером, данных после таблицы.
Изобразительно-выразительное средство
Определение
Примеры
Эпитет
Художественное определение предмета, подчеркивающее его характерное свойство, а также придающее ему образность.
Метафора
Перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства.
Метонимия
Перенос названия с одного предмета на другой на основе их смежности.
Синекдоха
Разновидность метонимии, при которой название части (детали) предмета переносится на весь предмет и, наоборот, название целого употребляется вместо названия части. При этом единственное число часто употребляется вместо множественного и наоборот.
Сравнение
Троп, в котором используется сопоставление одного предмета или явления с другим для художественного описания первого.
Олицетворение
Наделение неодушевленных предметов и явлений природы признаками и свойствами человека.
Гипербола
Образное выражение, состоящее в преувеличении размеров, силы, красоты, значения описываемого.
Литота
Образное выражение, уменьшающее размеры, силу, значение описываемого.
Аллегория
Иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного жизненного образа.
Оксюморон
Прием сочетания противоположных по значению слов с целью необычного, впечатляющего выражения какого-либо нового понятия, представления.
Перифраз (перифраза)
Описательное выражение, употребляемое вместо того или иного слова или словосочетания.
История не пишется с улыбкой, она скользит над реками из слез. Забытых войн заржавленной ошибкой она застыла в поле у берез. Упрямый ветер, время вымывая, и разнося по свету тишину, спадет, когда от края и до края переметет барханами войну, а из земли, бескрайней и безлюдной, опять пробьются клейкие ростки. Стремиться к солнцу так чертовски трудно, и вниз – корням, осколкам вопреки. Здесь больше нет истории горючей, ведь царь природы вызрел и увял, он прилетел на звездочке падучей, смеясь с небес над участью червя, а черный пепел, спутник вездесущий, и медной гильзы прозелень в земле, уже не знают, что такое души, когда лишь черви красные в золе…
4. Рефлексия.
Чего большего хотят дети Донбасса сегодня? (Конечно, мира).
Составление даймонда по алгоритму.
Даймонд – творческая работа, семистрочный стих.
1 и 7 строчка – существительные антонимы
2 строчка – два прилагательных, которые относятся к первому существительному
3 строчка – 3 глагола (также относятся к первому существительному)
4 строчка – два предложения противоположных по значению, в качестве подлежащего выступают существительные из первой и последней строчки
5 и 6 строчка – повторяют 1 и 2, только относятся к последнему существительному
Пример даймонда.
Война
Страшная, жестокая
Убивает, разрушает, разъединяет
Война никому не нужна.
Успокаивает, объединяет, побеждает
Добрый, счастливый
Мир.
5.Домашнее задание. Подготовить рассказ об одном из писателей Донеччины. Задание по желанию – подготовить макет обложки сборника стихов В.Толстоуса.
Приложение1.
ВАСИЛИЙ ТОЛСТОУС
Родился 24 июня1954 года в г. Свердловске Ворошиловградской (ныне – Луганской) области. В 1977 году окончил инженерно-экономический факультет Донецкого государственного политехнического института. Специальность – горный инженер-экономист. Член Межрегионального союза писателей Украины с 2005 г. Автор книг поэзии: «Прямой билет»,, «Под зелеными небесами», «Свет вечерних звезд» , «О любви», «Будем жить» , «География сердца» , «Избранное» и др. Живет и работает в г. Макеевка Донецкой области.
Печатается в периодике с 1976 г. Член Межрегионального союза писателей Украины с 2005 г. Член Конгресса литераторов Украины с 2009 г. Автор книг стихов: "Прямой билет" (Донецк, 2003), "Под зелёными небесами" (Донецк, 2003), "Свет вечерних звёзд" (Донецк, 2004), "О любви" (Донецк, 2005, Донецк, 2008), "Будем жить" (Донецк, 2006, Донецк, 2010), "География сердца" (Донецк, 2007), "Лунный сад" (Донецк, 2009). Автор-составитель поэтической антологии "Песни Южной Руси. Стихи русских поэтов Украины. 1980-е - 2000-е гг." (Донецк, 2008). Печатается в органе МСПУ - газете "Отражение", литературном альманахе "Каштановый дом" (г. Киев), альманахе "От сердца к сердцу" (г. Запорожье), литературной газете "Дом Ростовых" (приложение к газете "Патриот", г. Москва) и др. Напечатан в поэтической Антологии "Украина. Русская поэзия. XX век" (г. Киев. "Юг", 2007 г.). Стихотворения напечатаны в коллективных сборниках ("Мозаика слова", г. Горловка, 2010, и др.).
В 2007 году за книги стихов "О любви" и "География сердца" удостоен звания "Лауреат Международной литературной премии имени Михаила Матусовского". В 2009 году за книгу поэзии "Лунный сад" Управлением культуры Донецкой областной государственной администрации удостоен звания "Лауреат литературной премии имени Виктора Шутова". В 2010 году Межрегиональным союзом писателей Украины удостоен звания "Лауреат Международной литературной премии имени Владимира Даля".
Награждён Почётной грамотой Межрегионального союза писателей Украины "За вклад в развитие литературного процесса в Украине" (2006). Награждён "Листом подяки" "За преданность Его Величеству Слову" за пропаганду печатного органа Конгресса Литераторов Украины - литературной газеты "Отражение" (2006). Награждён Почётным дипломом Международного сообщества писательских союзов "За большой вклад в укрепление духовного единства народов России и Украины" (2008 г. Москва. Подписан С.В.Михалковым, Ф.Ф.Кузнецовым, В.Г.Бояриновым). Награждён грамотой 2-го Международного фестиваля "Трамвайчик №09 (Поэтический маршрут)" (г. Евпатория,2009 г.) и Дипломом Пятого юбилейного международного Гумилёвского поэтического фестиваля "Коктебельская весна-2010" (п. Коктебель, 2010 г.), Дипломом 3-го Международного фестиваля "Трамвайчик №10 (Поэтический маршрут)" (2010, г. Евпатория). Проживает в г. Макеевке Донецкой области.
Приложение 2.
ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ
Предназначение души – летать и быть глазами тела, а здесь, в затерянной глуши, душа ни разу не взлетела; в полет стремится день за днем на юг, за каждой белой стаей, но горизонта окоем непроницаемо кристален. Душе так хочется лететь, ведь мир так близок в сонной дреме. Звучит труба, блистает медь, и добрый ветер неуемен... Открылись горные луга, им все едино: глушь, столица… Несется сверху по слогам: "Жи-ви... Ни-что не по-вто-рит-ся..."
ПОЖЕЛАТЬ
Никогда не поздно повиниться и сказать несложное "Прости…" – так редки светящиеся лица светом тихой чистой доброты, пожелать взлетающему – неба и посадки мягкой у крыльца, отыскать в жестокий голод хлеба, а сиротам – маму и отца, чтоб однажды тихим, безответным и не ждущим благодарных фраз первоцветом скромного букета пересилить вежливый отказ, на коленях вымолить прощенье… …И тогда, конечно же, – тогда в этот день настанет воскресенье, пусть с утра и теплилась среда.
*** Прощупано каждое слово: то с этими в строчке, то с теми… Для каждого слова простого есть место в сюжете и теме. С беспечностью ветреной ладясь, вливаясь в законченность формы, придет долгожданная радость попрания косности нормы. Весь в поисках точного звука в аккордах словесных гармоний, вдруг ахнешь, что эта наука грознее и потусторонней: откроется что-то такое в душе беспокойной и древней, пахнет из Эллад и Московий, как в детстве дымком над деревней.
ПОСЛЕ ВОЙНЫ
История не пишется с улыбкой, она скользит над реками из слез. Забытых войн заржавленной ошибкой она застыла в поле у берез. Упрямый ветер, время вымывая, и разнося по свету тишину, спадет, когда от края и до края переметет барханами войну, а из земли, бескрайней и безлюдной, опять пробьются клейкие ростки. Стремиться к солнцу так чертовски трудно, и вниз – корням, осколкам вопреки. Здесь больше нет истории горючей, ведь царь природы вызрел и увял, он прилетел на звездочке падучей, смеясь с небес над участью червя, а черный пепел, спутник вездесущий, и медной гильзы прозелень в земле, уже не знают, что такое души, когда лишь черви красные в золе…
ПОКОЙ
Спилили дерево в саду. Из-за бесплодности спилили: мол, не растит уже еду – одна листва в зелёной силе. Дрожали ветви под пилой и мягко наземь опадали, сминая дёрна плотный слой, дивясь негаданной опале. Ствол оголённый, без ветвей, стрелой, глядящей в небо, замер. Кора бугрилась, и по ней тягучий сок стекал слезами. Летели птицы мимо вдаль. Катилось время бессловесно. Ещё питала ствол вода, не зная, что питать ей вместо – когда, сказав земле «прости» за то, что взрезан, словно горло, ствол опустился с высоты как жил – бестрепетно и гордо.
«Песня о Донбассе»
Музыка Н. Богословского Слова Н. Доризо
Спят поля и села в ночной дали, Только ты не спишь, мой Донбасс, Золотые пчелы, огни твои, Трудятся огни в этот час.
Донбасс, ты ночью так красив, Рабочий мой Донбасс, Огни насколько хватит глаз. Донбасс, шахтерская земля, Ты черный от угля, Но светлый от людей, Донбасс.
Сколько же в груди у тебя любви, И тепла ко мне и добра. Золотые пчелы, огни твои, Знаю я гудят до утра.
Донбасс, ты ночью так красив, Рабочий мой Донбасс, Огни насколько хватит глаз. Донбасс, шахтерская земля, Ты черный от угля, Но светлый от людей, Донбасс.
Для большой моей, для родной земли И могуч тот свет и крылат. Золотые пчелы, огни твои, Пусть Отчизну всю облетят.
Донбасс, ты ночью так красив, Рабочий мой Донбасс, Огни насколько хватит глаз. Донбасс, шахтерская земля, Ты черный от угля, Но светлый от людей, Донбасс.
Список использованной литературы.
Фигуры // Литературная энциклопедия: В 11 т. М., 1929—1939; Панов М. И. Тропы // Педагогическое речеведение: Словарь-справочник / под ред. Т. А. Ладыженской, А. К. Михальской. М.: Флинта; Наука, 1998.
Панов М. И. Тропы // Педагогическое речеведение: Словарь-справочник / под ред. Т. А. Ладыженской, А. К. Михальской. М.: Флинта; Наука, 1998.
3.Горнфельд А. А. Троп // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
4.Григорьев В. П. Троп // Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1969—1978.
5.Петровский М. Троп // Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: в 2 т. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925. Т. 2. П—Я. — Стб. 984—986.
6.Хазагеров Г. Г. Система убеждающей речи как гомеостаз: ораторика, гомилетика, дидактика, символика // Социологический журнал. — 2001. — № 3.
7.Николаев А. И. Лексические средства выразительности // Николаев А. И. Основы литературоведения: учебное пособие для студентов филологических специальностей. — Иваново: ЛИСТОС, 2011. — С. 121—139.
8.Панов М. И. Тропы // Педагогическое речеведение: Словарь-справочник / под ред. Т. А. Ладыженской, А. К. Михальской. М.: Флинта; Наука, 1998.
9.Топоров В. Н. Тропы // Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. М.: Советская энциклопедия, 1990.