Литература в 6 классе. Анализ стихотворений К.Д.Бальмонта.
Литература в 6 классе. Анализ стихотворений К.Д.Бальмонта.
Цель: дать краткий обзор поэзии К.Д.Бальмонта; закрепить литературоведческие термины: эпитет, олицетворение, метафора; воспитывать чувство красоты, любви к природе. Содержание урока включает организацию деятельности учащихся по анализу стихотворений "Осень", "У Чудищ", "Как я пишу стихи", "Фейные сказки". Оборудование урока: портрет писателя, музыкальная запись "При лунном свете". Методические приемы: рассказ учителя, комментарии к прочитанным стихам, использование вопросов таксономии Блума, методик развития критического мышления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Оборудование урока: портрет поэта, музыкальная запись «При лунном свете»
Методические приемы: рассказ учителя, комментарии к прочитанным стихам; постановка вопросов по теме, повторение теорию литературы, индивидуальный подход к личности.
Ход урока.
Эпиграф к уроку:
"Когда слушаешь Бальмонта – всегда слушаешь весну. Никто до сих пор не равен ему в его певучей силе"
Александр Блок.1907г.
1Орг. момент. Учитель читает наизусть стихотворение К. Д. Бальмонта «Облачная лестница»
Если хочешь в край войти вечно-золотой,
Облачную лестницу нужно сплести мечтой,
Где во сне бываем мы только иногда
А и спать не нужно нам, лишь возьми росу,
Окропи вечернюю света полосу.
И, скрепивши облачко месячным лучом,
В путь иди, не думая больше ни о чём.
Вот такую волшебную облачную лестницу придумал русский поэт Константин Бальмонт. Она невесома и призрачна, по её ступенькам можно совершить любое путешествие. Облачная лестница открывается тому. Кто умет мечтать. Сам поэт по её ступенькам любил возвращаться в своё детство. Давайте мы тоже попробуем пройти по этой лестнице вслед за поэтом. Где же мы окажемся? Давайте проверим домашнее задание. Вам нужно было подготовить материал о детских годах Константина Бальмонта.
2. Проверка домашнего задания. (наизусть).
Слово учителя. Вот так из маленького мальчика постепенно вырос поэт Константин Бальмонт. Через всю последующую жизнь он пронёс нежную, трепетную любовь к своему «милому раю», где провёл так много счастливых лет.
И, наверное, благодаря сладостным воспоминаниям детства, задушевно и забавно прозвучат написанные в 1905году уже известным поэтом «Фейные сказки»
3.Новая тема. Сегодня мы с вами познакомимся со стихами из книги «Фейные сказки» Эта книга стихов - одна из самых очаровательных в русской поэзии. Она соединяет и фантазию, и юмор, она завораживает живыми и трепетными образами.
-А почему книга называется «Фейные сказки»?
-Кто такая Фея? В каких сказках встречали?
Словарная работа
Фея (фр. fee, англ. fairy — также faery, faerie, fay, fae; «маленькие люди», «хорошие люди», «мирные люди», «прекрасные люди» и т. д.) —Образ феи как изысканно-привлекательной, как правило, миниатюрной женщины, сформировался в эпоху расцвета романтизма в западной литературе и получил своё развитие в викторианскую эпоху. В широком смысле под «феями» в западноевропейском фольклоре принято подразумевать всё многообразие родственных мифологических существ, нередко кардинально отличающихся друг от друга и внешностью, и повадками; якобы дружелюбных и приносящих удачу, чаще — лукавых и мстительных, склонных к злым шуткам и похищениям — прежде всего, младенцев.
-Послушайте первое стихотворение «Посвящение»
Солнечной Нинике, с светлыми глазами-
Этот букетик из тоненьких былинок.
Ты позабавишься Фейными сказками,
После - блеснёшь мне зелёными глазками,
В них не хочу я росинок.
Вечер далек, и до вечера встретится
Много нам гномы, и страхи, и змеи,
Чур, не путаться, а если засветятся
Слёзки, пожалуюсь Фее.
Кому же посвятил К.Бальмонт эти сказки? (Нинике – своей маленькой дочке) (показ портрета Ниники)
- Давайте прочитаем эти удивительные детские стихи.
4 Работа с книгой. Проведем словарную работу в тетрадях
Чудище – в сказках устрашающее, уродливое существо.
- В каких сказках встречается?
Шапка невидимка – в сказках шапка, делающая невидимым того, кто её носит.
-В каких сказках встречается?
Пасть - рот зверя, чудища. (Под музыку)
Один ученик читает «У чудищ».
-Кто является героем этого стихотворения? (образы русских народных сказок(РНС)- «старуха злая - Яга», «Кощей», «избушка на курьих ножках»)
-В каких сказках встречаются? Опишите их.
-Нарисуйте устный портрет героя стихотворения. Что о нём и его характере можно узнать из текста. Кто он? С какой целью он навещает чудищ? (Весёлый жизнерадостный, повествует о своих забавных приключениях)
-Прочитайте первую строфу. О чём говорится? (1 строфа разворачивает тему русской сказки: избушка на курьих ножках, где «всё как прежде» в значении «как в старой многовековой сказке о Бабе Яге, «Старуха злая была строга»)
-Прочитайте вторую строфу. Здесь какие образы появляются?
(Здесь появляется незнакомый, не сказочный образ-образ героя-рассказчика, наверное, он молодой, с усами, красивый и добрый, с хитрющими глазами.)
-Перечитайте третью строфу «Найду для песен жемчугов». Как вы понимаете эти строки? О каких песнях и жемчугах идёт речь? Объясните смысл сравнения в этой строке. (Жемчуг- драгоценный камень, привлекающий людей своей красотой) Драгоценно и прекрасно и поэтическое слово, которое добывает поэт для своих «песен»- стихотворений. А «тайны», добытые у Змея, ценны для поэта как материал для его песен. Как называется такое скрытое сравнение? (Метафорой) Что такое метафора?
-Возможно, что тайну Золотой рыбки поэт узнал у Змея. Фольклорные образы РНС являлись источником художественного творчества многих поэтов. В. А. Жуковский, А.С. Пушкин, Г Тукай, и другие поэты черпали свое вдохновение из колодцев народной поэзии.
-Каким чувством проникнуто стихотворение? Как нужно читать?
-Сейчас один из вас прочитает стих вслух. А остальные закрывают глаза, внимательно слушайте и попробуйте представить все то, что описано в стихотворении.
-Получилось?
-Мы знаем, с каким трепетом относился маленький Константин Бальмонт к окружающей природе. Это трепетное отношение, эту любовь он сохранил навсегда.
Мы говорим, что поэт любил природу. Он описывал в своих стихах разные времена года. Давайте обратимся к стихотворению «Осень»
Словарная работа (таблички)
5. Развитие творческих способностей учащихся
-Давайте попробуем вставить пропущенные в тексте стихотворения К. Д. Бальмонта эпитеты и сравнить их с авторскими.
К. Д. Бальмонт «Наряды Феи»
У Феи глазки…(изумрудные)
Все на траву она глядит
На ней наряды дивно-…(чудные)
Опал, топаз и хризолит.
Есть жемчуга из света …(лунного)
Каких не видел взор ничей
Есть поясок покроя... (струнного)
Из ярких солнечных лучей
Ещё ей платье…(подвенечное)
Дал колокольчик…(полевой)
Сулил ей счастье…(бесконечное)
Звонил в цветок свой …(голубой)
Росинка с грезой…(серебристою)
Зажглась…(алмазным) огоньком.
А ландыш свечкою…(душистою)
Горел на свадьбе светлячком.
-Вы видите, сколько в нём понадобилось времени, фантазии, умения, чтобы подобрать эпитеты. А вот о том, как легко рождались строки у самого поэта, можно узнать, прочитав стихотворение «Как я пишу стихи» (чтение стиха)
-Чем будет отличаться настроение? С каким чувством прочтете первую и вторую части стихотворения? Какие слова в них видите, чтобы показать рождение «внезапной строки» -поэтического вдохновения?(Живая радость поэтического вдохновения)
-Почему между частями стихотворения должна быть большая пауза? Какую роль играет внутри стиховая пауза последнего стиха? («И, право, никогда не сочиняю»)
-Прислушайтесь к звучанию первой строфы. Какие звуки встречаются в ней чаще всего и что они передают? (о,а,а,а,о,а,а.) Это ассонансная основа
-Как прочитаете заключительные две строки с повышением или понижением голоса? Почему?
-Что есть поэзия-вдохновение или труд? (это сознательный труд в высшем значении этого слова труд).
6.Итог.
-Ребята, сегодня мы с вами познакомились стихами из сборника «Фейные сказки». А почему общее их название «Фейные сказки»? (В своих стихах Бальмонт очень много использовал персонажей, образ Феи. А мы знаем, что во многих сказках присутствует добрая Фея. И эта Фея появлялась и исчезла, озаряя и вдохновляя его к написанию стихов).
7.Дома.1.Сделать иллюстрации к понравившимся стихам поэта.
Написать несколько предложений с использованием образных средств языка и словарных слов.
Попробовать сочинить стих о зиме, используя метафоры, чувствуя себя юным Бальмонтом.
Задание №1. Каждый ряд, работая со своими стихотворениями в течение 10 минут, составляет «карту». Образец записи.( Левый столбик пустой )