- Очень давно, более 300 лет назад (18 в.) стало традицией организовывать литературные гостиные. Здесь собирались знаменитые люди: писатели, поэты, музыканты, художники, люди с общими интересами – творческие личности. Они рассуждали о литературе, читали свои художественные и научные работы, общались, разговаривали, делились своими мыслями. А потом из этих встреч рождались новые стихи, музыкальные произведения, картины. Мы тоже сегодня будем с вами общаться, и кто знает, может наш разговор натолкнёт кого – то из вас написать стихотворение или картину. А о чём же мы будем говорить с вами в нашей литературной гостиной? (демонстрация клипа «Весна»)
- Да, действительно мы поговорим о весне. А в ходе нашей беседы будем оформлять газету «Весна идёт».
3. Дыхательная гимнастика.
- Давайте вдохнём запах весны и насладимся его ароматом (вдох через нос, выдох через рот)
4. Ассоциации к слову весна (составление кластера)
5. «Авторский стул» (дети читают своё эссе на тему «Весна идёт»)
- Назовите первый месяц весны. А сейчас в нашей газете мы опубликуем первое стихотворение (читает ученица)
С.Маршак «Март»
Снег теперь уже не тот,-
Потемнел он в поле.
На озёрах треснул лёд,
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей.
Небо стало выше.
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.
Всё чернее с каждым днём:
Стёжки и дорожки.
И на вербах серебром
Светятся серёжки.
- Назовите приметы марта месяца (потемнел снег, лёд треснул на озёрах, птицы поют веселее, небо стало выше)
6. Рассказ учителя.
Всем известно, что Новый год наступает зимой и первый месяц года – это январь. Но оказывается, в далёкие времена наступление Нового года народ праздновал весной – в марте. Не ёлочкой наряженной, а песнями отмечался этот праздник – Желанный праздник света, тепла, надежды на богатый урожай. Все собирались в хоровод и пели(дети становятся в хоровод и говорят слова)
Приди к нам весна с радостью,
С великой милостью,
С рожью зернистой,
С пшеницей колосистой.
С ячменём усатым…
Сестрички – синички
Вы на волю полетите,
К нам весну скорей ведите!
- Март – утро года. Солнце с каждым днём всё выше и выше и светит больше. Высоки ещё сугробы, голы и черны деревья, но на южных пригорках уже земля показалась. «Дзынь –дзынь!»-поёт капель. Недаром в народе называют март - капельник.
7. Чтение поговорок о марте.
-22 марта –день равен ночи. А ещё в этот день мы празднуем праздник «Наурыз». А ещё в этот день можно услышать первые песенки полевого жаворонка (стихотворение читает ученик)
Василий Жуковский «Жаворонок»
На солнце тёмный лес зардел.
В долине пар белеет тонкий.
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины поёт на солнышке, сверкая:
Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны.
-Удивительно красива звонкая песня жаворонка. Многие великие композиторы в своих музыкальных произведениях старались изобразить эту радостную песню. Одним из таких композиторов был Пётр Ильич Чайковский. И сейчас мы прослушаем отрывок из его альбома «Март. Пение жаворонка» (прослушивание музыки)
8. Упражнение для расслабления.
-Закройте глаза и представьте, что вы лежите на спине в траве. Прекрасный весенний день. Вы смотрите в удивительно чистое голубое небо, оно такое необыкновенное. Вы наслаждаетесь им. Вы наслаждаетесь его чудесным видом. Вы полностью расслаблены и довольны. Вы видите, как далеко на горизонте появляется крошечное белое облачко. Вы очарованы его простой красотой. Вы видите, как оно приближается к вам. Вы лежите, и вы совершенно расслаблены. Облачко очень медленно подплывает к вам. Вы наслаждаетесь красотой великолепного голубого неба и маленького белого облачка. Оно как раз сейчас над вами. Представьте себе, что вы медленно встаёте. Вы поднимаетесь к маленькому белому облачку. Вы парите всё выше и выше. Наконец вы достигли маленького белого облачка и ступаете на него. Вы ступаете на него и сами становитесь маленьким белым облачком. Вы совершенно расслаблены, в вас царит гармония, и вы парите высоко – высоко.
- А раз затянул свою песню жаворонок – значит скоро и апрель (читает ученица) Самуил Маршак «Апрель»
- Что происходит в природе в апреле? (чтение поговорок об апреле)
Подснежник занесён в Красную книгу и его срывать нельзя, а наоборот нужно охранять.
- В народе говорят «Апрель водою славен» Почему? – Дело апреля снег согнать, землю разбудить и обогреть. В апреле начинает оживать лес (читает ученик)
Иван Василевский «Весна в лесу»
Ещё в лесу висят туманы
Непроходимой пеленой.
Но выйди в полдень на поляны,
И мир становится иной.
Взгляни на небо голубое.
Послушай птичьи голоса.
Весна знакомою тропою
Пришла в ожившие леса.
(прослушивание «Пение птиц»)
10. Составление синквейна «Лес»
-Какой месяц идёт за апрелем?
-Долг мая тёплую землю в зелень убрать. Говорят: «Май землю наряжает, лето в гости ожидает»
(пословицы о мае)
- Май называют «цветень» Почему?
11. Чтение стихотворения С. Есенина «Черёмуха»
-Найдите олицетворения, сравнения.
12. Чтение загадки:
Цветёт он майскою порой.
Его найдёшь в тени лесной.
На стебельке, как бусы в ряд
Цветы душистые висят.
Белые горошки на зелёной ножке. (ландыш)
- Красивы цветы ландыша. Вот и рвут их целыми букетами. Безжалостно срывают зелёные листья, чтобы обернуть ими букеты, и часто повреждают корень. От этого гибнет вся ландышевая поляна. И виноват в этом человек. Нельзя рвать полевые цветы! Нужно ими любоваться.
-Не только поэты и композиторы восхищались природой. Но и художники воспевали её в своих картинах.
(просмотр репродукций известных художников)
- Вы сегодня тоже принесли свои авторские рисунки на тему «Весна идёт» Поместите их в нашу газету.
А сейчас мы организуем совместное рисование картины .
13.Чтение рассказа Г.Скребицкого «На лесной полянке»(работа со слайдами – рисование картины)
-Как мы назовём свою работу?
14. Обобщение.
В стихотворениях известных поэтов и писателей, с которыми мы сегодня работали, в музыке замечательных композиторов и в картинах известных художников мы увидели душу этих людей, безграничную любовь к родной природе и к прекрасному времени года – весне. Все они по-своему изображают это время года, но все одинаково восхищаются им.
-Выразите и вы своё отношение к весне(написать в газете)
- Весна никогда не повторяется. Каждый год она приносит что- нибудь новое, неведомое, восхищая и и радуя людей прекрасным зрелищем. Надо только быть внимательным и суметь увидеть эту красоту. Надо учиться видеть прекрасное. Которое нас окружает, учиться чувствовать его и учиться выражать свои чувства. А выразит свои чувства мы можем через стихи, музыку. Танцы. Рисунки, слова и поступки. Весна – это светлый праздник рождения природы. Весной на земле зацветает новая жизнь: распускаются почки на деревьях, в поле появляется робкая зелень травы, насекомые и букашки выползают из своих щелей на солнышко и греют свои слабые крылышки. Прохожие улыбаются друг другу и настроение у всех такое, что хочется запеть песню.
(песня «Звонко капают капели»)
15. Рефлексия.
-Где мы сегодня побывали? Что вам понравилось на уроке?
-Изобразите своё настроение цветом. А в память о нашем уроке у нас получилась вот такая замечательная газета. Любите природу!
15. Задание на дом( с.129 -130 пересказ близко к тексту; написать письмо весне, сочинить стихотворение)