kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Литературно-музыкальная композиция «Сороковые-роковые…»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:  знакомство с произведениями о Великой Отечественной войне, воссоздание эпохи;

             формирование навыка выразительного чтения, развитие творческих способностей        учащихся; воспитание патриотических чувств, формирование гражданской позиции учащихся.

Великая Отечественная война 1941-1945 годов была кровопролитной и страшной. Прошедшая войну на передовой медицинская сестра, а позже замечательная поэтесса Юлия Друнина писала:

                       Я только раз видала рукопашный,

                       Раз – наяву. И тысячу – во сне.

                      Кто говорит, что на войне не страшно,

                      Тот ничего не знает о войне.

И сегодня, десятилетия спустя, людям дорого всё, что напоминает о тех тяжёлых героических годах. Внуков и правнуков защитников Отечества волнуют те же чувства, которые переживали люди на фронте и в тылу, те же песни, которые пелись там, в окопах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Литературно-музыкальная композиция «Сороковые-роковые…» »

Литературно-музыкальная композиция

«Сороковые-роковые…»

Автор: Крюкова Т.Г., учитель литературы КГБОУ КШ «Шарыповский кадетский корпус»



Цели: знакомство с произведениями о Великой Отечественной войне, воссоздание эпохи;

формирование навыка выразительного чтения, развитие творческих способностей учащихся; воспитание патриотических чувств, формирование гражданской позиции учащихся.


Ведущий

Текст, музыкальное сопровождение

Слайд

Примечания

1

Великая Отечественная война 1941-1945 годов была кровопролитной и страшной. Прошедшая войну на передовой медицинская сестра, а позже замечательная поэтесса Юлия Друнина писала:

Я только раз видала рукопашный,

Раз – наяву. И тысячу – во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

И сегодня, десятилетия спустя, людям дорого всё, что напоминает о тех тяжёлых героических годах. Внуков и правнуков защитников Отечества волнуют те же чувства, которые переживали люди на фронте и в тылу, те же песни, которые пелись там, в окопах.

1




2




3

Вечный огонь



Портрет Ю.Друниной



Фото кадет у памятника



Чтец



- Звучит мелодия песни М.И.Блантера на стихи М.В.Исаковского «В лесу прифронтовом».

- Выразительное чтение наизусть стихотворения М.В.Исаковского «В лесу прифронтовом»

4


2

Эта удивительная песня «В лесу прифронтовом» была написана в 1942 году. Она передаёт высокие гражданские чувства. Её мелодия звучит как призыв к борьбе с ненавистным врагом.

В годы Великой Отечественной войны советские писатели получали десятки писем с благодарностью за их творчество, погающее в борьбе с фашизмом. Одним из таких примеров может служить письмо с фронта от офицера И.В.Козлова поэту М.И.Исаковскому: «Товарищ Исаковский………Простите за откровенность в письме, а что хорошее, то признаём чистосердечно и глубоко уважаем. С приветом, И.Козлов, полевая почта.»

5




6


3

Замечательная песня «В лесу прифронтовом» создана поэтом М.В.Исаковским и композитором М.И.Блантером. Исаковский рассказывал: «Стихи написаны на Каме, в городе Чистополе, когда шёл второй год войны. Работая, представил себе русский лес, чуть-чуть окрашенный осенью, тишину, непривычную для солдат, только что вышедших из боя, тишину, которую не может нарушить даже гармонь. Послал стихи старому товарищу, композитору Матвею Блантеру (с ним создавали «Катюшу»). Спустя несколько месяцев услышал по радио, как «В лесу прифронтовом» исполняет Ефрем Флакс.

Блантер избрал для песни мелодию вальса. Она звучит, словно живое человеческое дыхание, она пробуждает воспоминания о родном доме, о мирной жизни. Хорошо знакомые интонации старинного вальса «Осенний сон» связывают песню с чем-то очень дорогим, не омрачённым в памяти никакими тяготами войны.

«…Михаил Исаковский – человек счастливого таланта. Ему удаётся сочинять подлинно народные песни, песни, которые прочно и надолго входят в быт. Слушая их, почти всегда думаешь: неужели этого раньше не было? Исаковский учился у народа, воспринимал богатое наследство русской песни и с лихвой вернул народу то. что получил от него,»- так писал о нём С.Я.Маршак.

7





















8

Портреты М.В Исаковского и М.И.Блантера

















Портрет С.Я Маршака

4

Вся страна переживала огромный патриотический подъём. Люди не жалели сил, отдавая всё победе. И Музы не молчали!




Деятели искусства считали себя «мобилизованными и призванными» на борьбу с фашизмом. В годы войны появились «Окна ТАСС», где работали лучшие художники и поэты. А плакат, как самый оперативный вид искусства, откликался на самые важные события.

Автор плаката «Родина-мать зовёт» художник Ираклий Тоидзе создал убедительный образ женщины, сумел придать выражению её лица решимость, сделать её призывающий жест простым и в то же время в нужной мере патетическим. Ружейные штыки, выступающие из-за спины женщины, и лист с текстом воинской присяги в её руке усиливают впечатление. Тому же служит и лаконическая раскраска плаката в две краски – чёрную и красную. Плакат Тоидзе получил во время войны широкое распространение, он разошёлся по всей стране с текстом, напечатанным на многих языках.

9






10






11

Фотоколлаж: бойцы на фронте и работники тыла


Плакаты времён Вов





Плакат «Родина-мать зовёт»

5

Это одно из наиболее значительных произведений Д.Шостаковича написано в 1941 году в осаждённом Ленинграде.

Седьмую симфонию Шостаковича сыграли в


зале Филармонии 9 августа 1942 года. Это был подвиг голодных, ослабленных людей, но их энтузиазм и решимость передавались слушателям. В оркестре Радиокомитета оставалось всего пятнадцать музыкантов, а нужно было не менее ста. Тогда военные оркестры переправили в город лучших своих музыкантов.

Седьмую симфонию часто сравнивают с документальными произведениями о войне, называют «хроникой», «документом» - настолько точно передаёт она дух событий. И вместе с тем эта музыка поражает не только непосредственностью впечатлений, но и глубиной мысли. Схватку советского народа с фашизмом Шостакович раскрыл как борьбу двух миров: мира созидания, творчества, разума и мира разрушения, жестокости.

12

Ведущий говорит на фоне Седьмой (Ленинградской) симфонии


Д.Д.Шостаковича.

6

Прозвучала Седьмая симфония 25 июня в Ташкенте. Весь сбор шёл в пользу эвакуированных детей. На этом концерте была и А.А.Ахматова.

На своей книге, которую А.А.Ахматова подарит потом композитору, она напишет: «Дмитрию Дмитриевичу Шостаковичу, в чью эпоху я живу на земле».

Ленинградская симфония отразила всеобщий патриотический подъём. На той же высокой ноте прозвучало на торжественном вечере стихотворение Ахматовой «Мужество» в Ташкенте.

Стихотворение было опубликовано в газете «Правда» 8 марта 1942 года. Его перепечатали дивизионные и армейские газеты. Его читали в окопах, блиндажах, землянках, на привалах, в краткие перерывы между боями. Газетные вырезки бойцы хранили в карманах гимнастёрок.

13

Портрет А.А.Ахматовой

Чтец

- Выразительное чтение наизусть стихотворения А.А.Ахматовой «Мужество».

14


7

Уходя на фронт, многие брали с собой стихотворение А.А.Ахматовой «Мужество» и К.М.Симонова – «Жди меня…», ставшее олицетворением верности, любви, долга.

15

Портрет К.М.Симонова

Чтец

- Выразительное чтение наизусть стихотворения К.М.Симонова «Жди меня…»

16


8

«Жди меня…» - послание К.Симонова любимой женщине. Автор не полагал, что оно получит такую общественную огласку. Послание сурово и сдержанно. В нём нет нежных слов, признаний в любви. Но при всей аскетичности содержания читатель ощущает огромную силу чувств поэта. Об этом говорит убеждённость лирического героя в том, что она, любимая, умеет ждать, «как никто другой», а её преданность поможет ему всё преодолеть.

Неоднократно повторяющийся призыв звучит как мольба и приказ: ждать и надеяться, и ничто не должно поколебать эту веру. Слово ЖДИ, повторяется в стихотворении 11 раз. Это же слово в других формах (ждать, неждавшим) встречается 6 раз. Послание не только по содержанию, но и по форме аскетично. В нём почти нет поэтических определений, сравнений, даже рифмы простые: жди – дожди, жара – вчера, придёт – ждёт, тобой – другой и т.п.

Мысль автора выражается лаконично и ёмко: «Только очень жди», «Всем смертям назло». Монолог стихотворения «Жди меня…» предельно открыт, мысль ясна от первой до последней строки: вопреки всему – надеяться и ждать!

Жизнь изменила намерение Симонова не публиковать своё послание. То, «что люди переписывали это стихотворение, что оно доходило до их сердца, и заставило меня через полгода напечатать его в газете»,- вспоминал впоследствии поэт. Оно было опубликовано в газете «Правда» в январе 1942 года.

И ныне «Жди меня…» продолжает волновать и вселять веру в счастливый исход неизбежных разлук.

17

Портрет К.М.Симонова

9

У каждого истинного поэта своя земля и своё небо, вдохновляющие его на создание стихотворений, считал Сергей Сергеевич Орлов. Притяжение земли и стремление к небу – две важнейшие составляющие его поэтического мира. Стихотворение «Его зарыли в шар земной…» (1944) – яркое подтверждение этих слов.

18


Чтец

- Выразительное чтение наизусть стихотворения С.Орлова «Его зарыли в шар земной…»

19


10

Композиционная, ритмическая и лексическая простота художественного текста, разговорно-доверительная интонация, психологическая открытость и душевная ясность свойственны этим строкам. Стремительный ямб звучит как утверждение: солдат не умер, он ждёт своего часа и восстанет, разбуженный громами.

20


Чтец

- Выразительное чтение нгаизусть стихотворения Р.Гамзатова «Журавли».

- Звучит песня «Журавли» в исполнении М.Бернеса (стихи Р.Гамзатова, музыка Я.Френкеля).

21

Портрет Р.Г.Гамзатова

11

Песня «Журавли» принесла Расулу Гамзатову при жизни фантастическую популярность и славу. Каждый год в День Победы эта песня звучит как гимн всем ушедшим, не вернувшимся с войны. В 1965 году известный артист Марк Бернес прочитал стихотворение Р.Гамзатова, посвящённое двум погибшим на войне братьям. Начиналось оно:

Мне кажется порою, что джигиты,

С кровавых не пришедшие полей,

В могилах братских не были зарыты,

А превратились в белых журавлей…

Стихотворение было сокращено и переработано. Как опытный и чуткий артист, Бернес почувствовал, что краткость песни усилит её эмоциональное воздействие. Затем он прочитал стихотворение «Журавли» композитору Яну Френкелю, попросил написать к ней музыку. Так родилась проникновенная песня.

22
















23

Портрет Марка Бернеса















Портрет Яна Френкеля



12

Во время атомной бомбардировки Хиросимы Садако Сасаки находилась дома, всего в миле от эпицентра взрыва и осталась жива. Росла сильным, здоровым и активным ребёнком. В ноябре 1954 года у неё проявились первые признаки лучевой болезни. В феврале 1955 года она была помещена в госпиталь. От своего лучшего друга она узнала о легенде. Садако, как многие пациенты госпиталя, стала складывать журавликов из любых попадавших ей в руки кусочков бумаги. В октябре 1955 года она умерла, успев сделать более тысячи бумажных журавликов.

24

Журавлики

13

Р.Гамзатов вспоминал: «Я был потрясён этой смертью. И тут советский дипломат вручил мне телеграмму, в которой сообщалось о кончине моей матери. Я вылетел в Москву и в самолёте, думая о матери, вспомнил и умершего отца, и погибших на войне братьев. Но та хиросимская девочка с бумажными журавликами не уходила из памяти, так было написано это стихотворение… В песне «Журавли» нет различия национальности, партийности, это песня – реквием по усопшим. Таковой она и останется.

25


14

На протяжении всего творческого пути Давид Самойлов, с гордостью причислявший себя к фронтовому поколению, постоянно обращался к годам своей молодости, к теме войны.

26

Портрет Давида Самойлова

Чтец

- Выразительное чтение наизусть стихотворения Д.Самойлова «Сороковые».

27


15

Стихотворение было написано спустя 20 лет после начала войны. Оно рассказывает о первом, самом тяжёлом её периоде.

Начальные две строфы дают общую картину. Эпитеты военные и фронтовые, похоронные, эшелонные, тревожный перестук вагонных колёс, горькая картина разрухи воссоздают сороковые, роковые – страшные, жестокие, незабываемые, передают мироощущение человека на войне.

В стихотворении воссоздан автопортрет лирического героя – солдата той войны. В описании чувствуется доброе и чуть ироничное отношение к самому себе, тогда ещё юному, наивному, душевно щедрому, желающему походить на бывалого.

«Сороковые, роковые…» - стихотворение-воспоминание. Поэт ведёт с читателем задушевный разговор о пережитом, гордится поколением юных защитников Родины, сумевших выстоять и победить.

28



- Звучит фонозапись «Никто не забыт, ничто не забыто».

- Наступает минута молчания…

28

Вечный огонь


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Литературно-музыкальная композиция «Сороковые-роковые…»

Автор: Крюкова Татьяна Григорьевна

Дата: 22.09.2015

Номер свидетельства: 232760


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства