Просмотр содержимого документа
«Л.Н. Толстой. Социально-нравственные проблемы рассказа «После бала». Моральная ответственность человека за происходящее»
Л.Н. Толстой. Социально-нравственные проблемы рассказа
«После бала». Моральная ответственность человека
за происходящее»
(урок литературы в 8 классе)
Цели урока:
расширить знания учащихся о биографии писателя;
определить социально-нравственные проблемы рассказа;
развивать навыки анализа текста;
обучать ведению диспута;
способствовать развитию творческого мышления учащихся;
воспитывать нравственные качества личности
Методические приемы: монологическое изложение, аналитическая беседа, проблемная ситуация, элементы диспута.
Ход урока
Вступительное слово учителя
Сегодня на уроке мы поговорим о личности и творчестве Л.Н. Толстого. Нам предстоит расширить знания о биографии писателя, определить социально- нравственные проблемы рассказа «После бала». Проанализировав произведение, мы должны будем ответить на вопрос: несет ли человек моральную ответственность за происходящее?
2.Реализация домашнего задания
- Что вы знаете о Л.Н.Толстом?
- Какие его произведения вы читали?
Индивидуальное сообщение учащегося (взгляды, искания, место писателя в общественно - политической борьбе, последние годы жизни).
Толстой целенаправленно шел по пути самопознания. Пытался понять, почему он и другие люди поступают так, а не иначе, откуда берется в человеке любовь и ненависть, добро и зло. Всю жизнь занимался самосовершенствованием, сутью которого являлось стремление быть нужным, полезным, делать добро, различать правду и ложь, быть высоконравственным человеком.
Лексическая работа
Что такое нравственность? Что такое мораль?
Какого человека можно назвать высоконравственным?(запись определений в тетрадь)
Именно проблему нравственности ставит Л.Н. Толстой в рассказе «После бала». Попытаемся разобраться в прочитанном и ответить на главный вопрос, поставленный в начале урока.
3.Аналитическая беседа
- Что такое рассказ?
- Докажите, что «После бала» рассказ?
- Когда он написан?
- Как начинается произведение? В чем необычность такого начала?
- Какие события описаны в рассказе?
- Какое впечатление они на вас произвели?
- Какими вы представляете героев рассказа?
- Какой «случай» перевернул жизнь Ивана Васильевича?
4. Постановка проблемного вопроса
- Почему любовь Ивана Васильевича с того памятного утра пошла на убыль? Дает ли писатель прямой ответ на данный вопрос? Почему?
5. Беседа с элементами диспута
Ответ на поставленный вопрос поможет нам выявить конфликт произведения и подведет к осознанию главной мысли рассказа.
Многие исследователи основу конфликта видят в изображении двоедушия полковника. По их мнению, полковник на балу изображен в маске, а после бала – в истинном свете. Так ли это? Постараемся выяснить. Выскажите свои мнения по вопросам.
- Каким человеком полковник предстает на балу?
- Искренен ли он с Варенькой и другими ?
- Какие чувства переполняют душу Ивана Васильевича во время бала?
- Какие качества характера полковника проявляются в сцене на плацу?
-Как меняется настроение Ивана Васильевича во время сцены казни солдата?
- Почему он не вмешался в происходящее?
- Почему полковник «поспешно отвернулся» от Ивана Васильевича?
- В чем корень противоречий, по мнению автора? Согласны ли вы с ним?
- Почему Иван Васильевич нигде не служил?
А теперь вернемся к вопросу, прозвучавшему в начале нашей беседы, и попытаемся на него ответить (ответы детей).
- Изменится ли мир, если люди будут стремиться к самосовершенствованию? Как этого добиться?
6. Работа с иллюстрациями
- Рассмотрите иллюстрации к рассказу. К каким эпизодам они относятся?
- Удалось ли художникам передать настроение и пафос рассказа?
7. Выводы
- Какие проблемы ставит Л.Н. Толстой в рассказе?
- Кого из героев можно назвать высоконравственным человеком? Почему?
- Несет ли моральную ответственность человек за происходящее?
- Какова идея рассказа?
8. Итог урока
Главная идея рассказа – протест против насилия и лицемерия, против унижения достоинства человека. Ключевое слово рассказа – стыд. Каждый человек несет моральную ответственность за происходящее. Мы должны сопоставлять свои поступки с законами нравственности. Воспитывать в себе лучшие качества личности. Не каждый может назвать себя высоконравственным человеком, но всякий должен стремиться им стать. Может быть, тогда справедливость и человечность будут править миром.
9. Домашнее задание
Подготовка к сочинению по рассказу «После бала». Ответ на проблемный вопрос: «Что такое честь, долг и совесть в моем понимании? Не устарели ли эти понятия?»