kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Л.Н. Толстой. Социально-нравственные проблемы рассказа «После бала». Моральная ответственность человека за происходящее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок позволит расширить знания учащихся о биографии писателя, определить социально-нравственные проблемы рассказа.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Л.Н. Толстой. Социально-нравственные проблемы рассказа «После бала». Моральная ответственность человека за происходящее»

Л.Н. Толстой. Социально-нравственные проблемы рассказа

«После бала». Моральная ответственность человека

за происходящее»

(урок литературы в 8 классе)

Цели урока:

  • расширить знания учащихся о биографии писателя;

  • определить социально-нравственные проблемы рассказа;

  • развивать навыки анализа текста;

  • обучать ведению диспута;

  • способствовать развитию творческого мышления учащихся;

  • воспитывать нравственные качества личности

Методические приемы: монологическое изложение, аналитическая беседа, проблемная ситуация, элементы диспута.

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя

Сегодня на уроке мы поговорим о личности и творчестве Л.Н. Толстого. Нам предстоит расширить знания о биографии писателя, определить социально- нравственные проблемы рассказа «После бала». Проанализировав произведение, мы должны будем ответить на вопрос: несет ли человек моральную ответственность за происходящее?

2.Реализация домашнего задания

- Что вы знаете о Л.Н.Толстом?

- Какие его произведения вы читали?

Индивидуальное сообщение учащегося (взгляды, искания, место писателя в общественно - политической борьбе, последние годы жизни).

Толстой целенаправленно шел по пути самопознания. Пытался понять, почему он и другие люди поступают так, а не иначе, откуда берется в человеке любовь и ненависть, добро и зло. Всю жизнь занимался самосовершенствованием, сутью которого являлось стремление быть нужным, полезным, делать добро, различать правду и ложь, быть высоконравственным человеком.

Лексическая работа

  • Что такое нравственность? Что такое мораль?

  • Какого человека можно назвать высоконравственным?(запись определений в тетрадь)

Именно проблему нравственности ставит Л.Н. Толстой в рассказе «После бала». Попытаемся разобраться в прочитанном и ответить на главный вопрос, поставленный в начале урока.

3.Аналитическая беседа

- Что такое рассказ?

- Докажите, что «После бала» рассказ?

- Когда он написан?

- Как начинается произведение? В чем необычность такого начала?

- Какие события описаны в рассказе?

- Какое впечатление они на вас произвели?

- Какими вы представляете героев рассказа?

- Какой «случай» перевернул жизнь Ивана Васильевича?

4. Постановка проблемного вопроса

- Почему любовь Ивана Васильевича с того памятного утра пошла на убыль? Дает ли писатель прямой ответ на данный вопрос? Почему?

5. Беседа с элементами диспута

Ответ на поставленный вопрос поможет нам выявить конфликт произведения и подведет к осознанию главной мысли рассказа.

Многие исследователи основу конфликта видят в изображении двоедушия полковника. По их мнению, полковник на балу изображен в маске, а после бала – в истинном свете. Так ли это? Постараемся выяснить. Выскажите свои мнения по вопросам.

- Каким человеком полковник предстает на балу?

- Искренен ли он с Варенькой и другими ?

- Какие чувства переполняют душу Ивана Васильевича во время бала?

- Какие качества характера полковника проявляются в сцене на плацу?

-Как меняется настроение Ивана Васильевича во время сцены казни солдата?

- Почему он не вмешался в происходящее?

- Почему полковник «поспешно отвернулся» от Ивана Васильевича?

- В чем корень противоречий, по мнению автора? Согласны ли вы с ним?

- Почему Иван Васильевич нигде не служил?

А теперь вернемся к вопросу, прозвучавшему в начале нашей беседы, и попытаемся на него ответить (ответы детей).

- Изменится ли мир, если люди будут стремиться к самосовершенствованию? Как этого добиться?

6. Работа с иллюстрациями

- Рассмотрите иллюстрации к рассказу. К каким эпизодам они относятся?

- Удалось ли художникам передать настроение и пафос рассказа?

7. Выводы

- Какие проблемы ставит Л.Н. Толстой в рассказе?

- Кого из героев можно назвать высоконравственным человеком? Почему?

- Несет ли моральную ответственность человек за происходящее?

- Какова идея рассказа?

8. Итог урока

Главная идея рассказа – протест против насилия и лицемерия, против унижения достоинства человека. Ключевое слово рассказа – стыд. Каждый человек несет моральную ответственность за происходящее. Мы должны сопоставлять свои поступки с законами нравственности. Воспитывать в себе лучшие качества личности. Не каждый может назвать себя высоконравственным человеком, но всякий должен стремиться им стать. Может быть, тогда справедливость и человечность будут править миром.

9. Домашнее задание

Подготовка к сочинению по рассказу «После бала». Ответ на проблемный вопрос: «Что такое честь, долг и совесть в моем понимании? Не устарели ли эти понятия?»










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Бондарева Ирина Геннадьевна

Дата: 28.06.2016

Номер свидетельства: 336436


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства