.Лермонтов всю жизнь был одиноким. Это стихотворение вообще о чувствах многих людей. Многие люди могут оказаться в такой же ситуации, как утес. В произведении, если можно так сказать, два "героя": "тучка золотая" и "утес-великан". Соответственно, можно выделить связанный с ними событийный план, выраженный глаголами: "ночевала", "умчалась", "задумался", "плачет", - а также наречием "утром". Стихотворение состоит из двух строф, первая из которых описывает внешний план события, вторая - последствия этого события для "старого утеса".
Основными образами-символами стихотворения являются "тучка" и "утес". Важным образом-символом, завершающим стихотворение, является "пустыня".
Тучка - уменьшительное от общеславянского туча. Суффиксальное производное от той же основы, что лит. tankus 'густой', др.-инд. tanakti 'сгуститься, свернуться'. Слово туча восходит к *tanka и буквально значит 'сгусток' (облаков). Ср. тучи сгустились [Шанский, Боброва 1994; С. 328]. В словаре В. И. Даля толкуется прежде всего как "что-либо огромное, пухлое, тучное, громоздкое, объемистое и рыхлое, составное, сборное, куча", затем как "огромное множество, туча, бездна", и лишь в конце как "грозовое облако, дождевое, градовое, к ненастью" [Даль 1998; Т. 4; С. 445].
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
3. Развивать навыки сотрудничества со сверстниками;
воспитывать готовность слушать, вести диалог, высказывать свою точку зрения.
Оборудование: 1. Учебники, рабочие тетради на печатной основе.
2. Словари, справочная литература.
3. Выставка книг о М.Ю.Лермонтове, книг с его стихами.
4. Презентация «Биография М.Ю.Лермонтова»
5. Карточки с заданиями.
Ход урока:
I. Организационный момент. (0,5 мин)
II. Выход на тему урока. (0,5 мин.)
- Итак, мы начинаем урок литературного чтения.
- Напомните, как называется раздел, который мы изучаем?
- Какие произведения помещены в этот раздел?
- Послушайте стихотворение, постарайтесь определить фамилию автора.
(Подготовленный ученик читает стихотворение М.Ю.Лермонтова «Выхожу один я на дорогу»)
-Знакомы ли вам эти стихи? Кто их автор?
- Автор этих строк – русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов. Сегодня на уроке мы начинаем знакомство с его биографией, творческим наследием.
III. Постановка учебных задач.
- Давайте попробуем выбрать учебные задачи для сегодняшнего урока.
( на доске вывешены плакаты с задачами:)
выразительно читать и слушать;
делить текст на части;
анализировать лир.произведение;
составлять план;
находить тему и главную мысль;
находить средства художественной выразительности;
работать в группе;
оценивать свою работу и работу товарищей.
После отбора на доске остаются только те задачи, которые будут решаться на данном уроке.
IV. Презентация «Биография М.Ю.Лермонтова».
- Ну а начнем мы наш разговор о поэте со страниц его биографии. Постарайтесь представить себе, что это был за человек, как он жил, о чем мечтал…
(Демонстрируются слайды с портретами, живописными работами, которые сопровождаются рассказом о жизни поэта)
См. Приложение 1.
- Более подробную информацию о жизни и творчестве поэта вы сможете найти в книгах, представленных на выставке.
V. Задание на антиципацию.
- Как вам кажется, какие по настроению стихи мог писать человек с такой непростой судьбой?
- Какое по настроению стихотворение будем читать сегодня на уроке – выберите ответ из предложенных на доске вариантов.
на доске записано:
смешные
печальные
юмористические
весёлые
о горькой судьбе
грустные
об одиночестве
серьёзные
детские
о несчастной любви
- В конце урока мы проверим ваши предположения.
VI. Динамическая пауза.
- Выполним дыхательную гимнастику и упражнения на формирование дикции.
(Ученик проводит упражнения)
1). Вдыхаем воздух через рот, выдыхаем через нос, рывки руками, наклон вперёд
2). То же упражнение, дышим наоборот.
3). «Шаги по ступенькам»: произносим пословицу «Не красна изба углами, а красна пирогами»
4). «Хорошо» Произносим слово с различной интонацией: ! ? ,
VII. Игра «В кругу друзей».
- А теперь, чтобы поближе познакомиться с одним из стихотворений М.Ю.Лермонтова, мы проведём игру «В кругу друзей».
- Распределите роли внутри группы:
руководитель дискуссии
регистратор
чтецы/2 чел.
консультанты-помощники/2 чел.
плановик
- Вспомним правила работы в группе.
- Все готовы, можно приступать к работе. На неё отводится 7 минут.
См. Приложение 2.
VIII. Отчёты групп о проделанной работе.
Вопросы для 1-ой группы:
Какие слова вам удалось расшифровать?
Какие чувства, настроения возникли при чтении стихотворения «Утёс»?
Оцените работу своей группы.
Вопросы для 2-ой группы:
Расскажите о проделанной работе.
С кем из группы хотелось бы поработать в следующий раз?
Вопросы для 3 –ей группы:
Толкование каких слов нашли в словаре?
Какие средства художественной выразительности удалось найти?
Чья работа в группе была самой полезной?
Вопросы для 4-ой группы:
Сколько картин вы представили, читая стихотворение? Какие?
Как вы думаете, это стихотворение нужно читать ровно, или меняя темп?
Какую строфу нужно читать быстрее, а какую медленнее? Почему?
Сложнее или легче было выполнять задания в группе?
IX. Обобщение.
- Вопрос для всех участников игры:
- Почему Лермонтов назвал стихотворение «Утёс», а не «Тучка» или «Утёс и тучка»?
- Почему утёс плачет «тихонько», ведь его в пустыне никто не услышит?
- На чьей стороне симпатия автора?
- Прочитайте стихотворение так, чтобы почувствовать это отношение.
(Выразительное чтение стихотворения)
- Оцените своё чтение в соответствии с критериями.
X. Рефлексия.
- В ходе урока я задала вам вопрос о характере стихов Лермонтова. Чьи предположения оказались верными?
- Конечно, мы познакомились только с одним стихотворением поэта, но, забегая вперёд, хочу сказать, что главным в его лирике был мотив тоски, одиночества, неразделённых чувств. Но об этом вы узнаете чуть позже.
- На ваших рабочих местах остался ещё один лист – карта личных достижений. Вы много трудились сегодня. Если вы согласны с высказыванием – заштриховываем «пальчик», если ещё не уверены – не заштриховываете.
X. Итог урока.
- Как вам кажется, выполнили мы на уроке поставленные задачи? Докажите.
- Кому сегодняшний урок доставил удовольствие?
- Это значит, что цель урока достигнута. Я благодарю вас за работу.
XI. Домашнее задание.
- Выучить стихотворение «Утес» наизусть. Нарисовать иллюстрацию в рабочей тетради.