Мастерская ценностных ориентаций "В нас подвигу память верна..."
Мастерская ценностных ориентаций "В нас подвигу память верна..."
Урок внеклассного чтения в 6 классе "В нас подвигу память верна..." Технология: мастерская ценностных ориентаций. Цели мастерской: познакомить учащихся с поэзией, в которой отразилась история блокадного Ленинграда; формировать навыки самостоятельной учебной деятельности и совместной деятельности в рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач; совершенствовать навыки устной и письменной речи учащихся; воспитывать эмоциональную отзывчивость, нравственные качества учащихся: мужество, героизм, отвагу, силу воли, коллективизм, чувство патриотизма.
Методические приемы: беседа по вопросам, выразительное чтение, работа в группе, устные и письменные монологические ответы на проблемные вопросы, словарная работа, самостоятельная работа с таблицей, анализ стихотворения
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мастерская ценностных ориентаций "В нас подвигу память верна..." »
Мастерская ценностных ориентаций
«В нас подвигу память верна…»
Кучерова И.А., учитель
русского языка и литературы
Цели:
познакомить учащихся с поэзией, в которой отразилась история блокадного Ленинграда;
формировать навыки самостоятельной учебной деятельности и совместной деятельности в рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач;
совершенствовать навыки устной и письменной речи учащихся;
развивать творческие способности учащихся;
воспитывать эмоциональную отзывчивость, нравственные качества учащихся : мужество, героизм, отвагу, силу воли, коллективизм, чувство патриотизма.
Ход мастерской
Организационный момент. Распределение учащихся в четыре рабочие группы.
Вступительное слово учителя.
– 27 января мы отметили 70 годовщину со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. В истории нашей Родины много героических страниц, и оборона Ленинграда – одна из них. Готовясь к уроку, мы познакомились с воспоминаниями ленинградцев, переживших блокаду, читали стихи, посетили музей, посмотрели видеофильм. Но я надеюсь, что наш урок добавит что-то новое в вашу копилку знаний о блокаде Ленинграда.
Определение целей и задач урока.
– Тема нашего урока: «В нас подвигу память верна…» Это строчка из песни, посвященной ленинградцам. Определите ключевые слова в теме урока. Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит сегодня ответить?
Учащиеся высказывают свое мнение. Учитель записывает вопросы на доске, затем предлагает свой вопрос: «Что такое подвиг?»
1)Индуктор.
- Ответьте на вопрос: «Что такое подвиг?» Можно это слово изобразить на бумаге. Пишем или рисуем одну минуту.
- Обменяйтесь мыслями в группе.
Ответы читаются в группе, затем формулируется общий ответ и читается вслух всему классу.
2)Социализация. Представители группы выступают с отчетом о выполнении задания.
Ответы учащихся.
Подвиг – это поступок, в котором проявляются мужество, готовность умереть за то, что защищаешь. (1 гр.)
Подвиг – это героический поступок, заслуживающий уважения. (2 гр.)
Подвиг – это поступок, который, рискуя своей жизнью, совершает человек во благо других. (3 гр.)
Подвиг – смелый поступок, который совершает человек ради великой цели. (4 гр.)
3)Работа с таблицей
- А сейчас закройте глаза. Представьте себе, что вы не на уроке, а в блокадном Ленинграде. Что вы видите? Что слышите? Что чувствуете?
- Запишите свои ощущения в левую колонку таблицы.
4)Социализация. Учащиеся читают ответы, которые записали в таблицу.
5)Работа с текстами стихотворений.
1 гр.: Е. Рывина «Дети, плача, хлеба просили», Ю.Воронов «Вода», О.Берггольц «Я говорю с тобой под свист снарядов», «Армия».
2 гр.: М. Дудин «Дрожало небо в хрупкой позолоте», В. Инбер «Трамвай идет на фронт», Ю.Воронов «В школе», «По Ленинграду смерть метет».
3 гр.: В. Крылов «Ленинградцы», О. Берггольц «Я буду сегодня с тобой говорить», Ю. Воронов «Память», «Ленинградские деревья».
4 гр.: В. Лифшиц «Баллада о черством куске», О. Берггольц «Покуда небо солнечное меркнет», «Ленинградская осень», В. Крылов «Ленинградцы».
- Давайте сопоставим наше представление о блокаде с тем, что видели, слышали, чувствовали очевидцы тех событий. Кому могут быть адресованы наши вопросы?
Учащиеся предполагают, что это могут быть ветераны – блокадники, журналисты, писатели и поэты, которые жили в блокадном Ленинграде, их родные и близкие.
- Прочитайте стихотворения в группе. Заполните правую колонку таблицы, ответив на вопросы «Что видели ленинградцы? Что слышали? Что чувствовали?»
Каждый участник читает в группе свои ответы, соотнося их с теми, что получились у одноклассников.
6)Социализация. Представители групп выступают с отчетом.
Работа учащихся 1 гр.
мы
ленинградцы
Видим солдат, идущих на фронт, горящие дома, мертвых людей, лежащих на снегу, очереди около хлебного магазина.
Слышим взрывы, крики, гул летящих немецких самолетов, плач женщин и детей.
Чувствуем страх, голод, боль, слабость, жалость к умирающим от голода и холода ленинградцам.
Видели разрушенные дома, измученных людей, везущих на санках воду, воронки от немецких бомб.
Слышали крики, стоны, плач детей, взрывы, звук метронома, сирены.
Чувствовали холод, голод, боль, ненависть к врагу, уверенность в победе, поддержку друг друга.
7) -Перечитайте стихотворения, ответьте на вопросы.
- Какие строчки вас удивили? Почему?
- Какие подвиги совершали ленинградцы?
- Что помогло им выстоять?
- Что придавало им силы?
8)Творческая работа
- Как вы думаете, кому из жителей блокадного Ленинграда было особенно трудно? Если бы у вас была возможность обратиться к своему ровеснику – жителю блокадного Ленинграда, о чем бы вы ему написали?
9)Социализация. Учащиеся читают свои работы.
Работы учащихся.
Все будет хорошо. Ты выживешь! (Матвей Б.)
Здравствуй, друг! Я знаю, что тебе очень трудно, но ты держись. Страна гордится тобой! (Александр М.)
Не падай духом, верь в победу! (Анастасия Б.)
Спасибо тебе за мужество, друг! (Дана Т.)
Здравствуй, друг! Только верь в лучшее. Победа обязательно придет.
(Марк Г.)
Держись, друг. Ленинград никогда не покорится врагу. (Алексей К.)
Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Давайте подведем итоги. Мы нашли ответы на все поставленные в начале урока вопросы?
- Может, у вас появились новые вопросы? Запишите их.
-А как бы вы ответили на вопрос, почему мы не имеем права забывать о блокаде?
- Чему мы, живущие в Санкт – Петербурге XXI века, можем научиться у защитников блокадного Ленинграда?
- Закончите предложение: «Сегодня на уроке я…». Запишите свой ответ.
Ответы учащихся.
Сегодня на уроке я слушала ответы своих одноклассников, работала в группе (Дарья С.)
Сегодня на уроке я слушал, отвечал на вопросы, размышлял, делился впечатлениями со своими одноклассниками (Александр Б.)
Сегодня на уроке я узнала много нового о блокаде, читала стихотворения, посвященные героической обороне Ленинграда (Камилла Н.)
Сегодня на уроке я мысленно перенесся на улицы блокадного города, смог почувствовать все, что чувствовали ленинградцы (Алексей К.)
Сегодня на уроке я узнала много нового о блокаде, познакомилась со стихотворениями поэтов, которые были в блокадном Ленинграде и видели все своими глазами (Лала Ш.)
Сегодня на уроке я узнала больше о блокадном Ленинграде и о мужестве и героизме его защитников (Мария К.)
Домашнее задание.
- Выберите одно понравившееся вам стихотворение, подготовьте дома его выразительное чтение.