Метафора как средство выразительности речи
Цель : расширить кругозор учащихся в области художественно-выразительных средств языка,
сформировать понятие о метафоре, обогатить речь учащихся находками художников слова,
развить стремление к осмысленному художественному чтению.
I Актуализация знаний. Повторение
II Формирование понятия о метафоре
Выразительное чтение стихотворения Ф. Тютчева
Чародейкою Зимой Солнце зимнее ли мещет
Околдован, лес стоит – На него свой луч косой -
И под снежной бахромою, В нем ничто не затрепещет,
Неподвижною, немою, Он весь вспыхнет и заблещет
Чудной жизнью он блестит. Ослепительной красой.
И стоит он, околдован, -
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…
В стихотворении Тютчева есть удивительный образ, который позволяет увидеть нам картину безмолвия, тишины, зимнего величия уснувшего леса. Какой?
«Цепью пуховой» - снежный узор, как цепь
Наблюдение над текстом
Давайте попытаемся расшифровать секреты поэтической речи в другом тексте, в стихотворении М. Цветаевой
Красною кистью рябина зажглась.
Падали листья, я родилась.
Спорили сотни колоколов.
День был субботний:
Иоан Богослов.
Мне и доныне хочется грызть
Жаркой рябины горькую кисть.
- Как передать смену чувств при чтении этого стихотворения?
- Как вы понимаете скрытое содержание последних строк?
- Найдите метафоры. Что в них «заколдовано», какой смысл скрыт?
- Какой вы представляете себе лирическую героиню?
- Почему происходит смена движения эпитетов: красную – жаркую – горькую рябину?
- Какое символическое значение имеет словесный образ «рябина»? (любовь к жизни, испытания, тревога, преодоление, путь)
III Осмысление нового знания. Выводы. ОК
Метафора – скрытое сравнение, в основе которого лежит переносное значение слова, употребленное по сходству
ИС ИП Глагол
Утро года золотые руки блистать эрудицией
В багрец и золото одетые леса золотое сердце рябина зажглась
Выразительная сила метафоры:
Подчеркивает самый существенный признак
Создает индивидуальный образ
Производит эмоциональный эффект
Требует духовного усилия, воображения, работы ума
IV Коллективная работа
Комментирование роли изобразительно-выразительных средств языка и определение их типов в стихотворении Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной»
Есть в осени первоначальной Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Короткая, но дивная пора – Но далеко еще до первых зимних бурь –
Весь день стоит как бы хрустальный И льется теплая и чистая лазурь
И лучезарны вечера… На отдыхающее поле.
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все – простор везде,-
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
V Применение знаний в новой ситуации
Введение учащимися в составленный текст тропов, создающих образ.
Зимний день
Мороз и солнце! Под ногами скрипит, словно ….. (песенку поет) снег. Украсил ….. () веточку ….. (новогодней игрушкой) ….. (красногрудый) снегирь. В воздухе танцуют …..(пушистые, искрящиеся) снежинки. ….. (Серебристый) иней опушил ….. (есенинскую, тонкоствольную) березку, словно ….. (невесту).
Впереди Новый год – праздник счастья и надежд.
Анализ выбранных тропов
VI Подведение итогов
Какую метафору можно считать удачной?
Которая помогает увидеть предмет
Которая создает настроение
Которая передает переживание, заражает им
Которая запоминается и удивляет
Которая помогает взглянуть на предмет по-новому
Д/з: выучить определение, найти в произведении, которое на данный момент читаете, 5 метафор.