Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Тема любви в творчестве А. И. Куприна".»
Тема любви в творчестве А.И.Куприна.
Тип урока: открытие новых знаний.
Цели урока:
ознакомление с фактами биографии А.И.Куприна;
изучение особенностей отражения темы в трилогии о любви;
- развитие познавательных навыков учащихся, развитие навыков работы с текстом; - формирование умений и навыков анализа художественного произведения;
- воспитание нравственных качеств личности.
Оборудование: АРМ, презентации обучающихся; тексты произведений, тетради
Планируемые результаты:
1. Предметные: развитие познавательного интереса у обучающихся к творчеству А.И.Куприна.
2. Метапредметные:
а) Познавательные – знакомство с биографией А.И.Куприна, формирование представления об особенностях изображения темы любви в произведениях А.И.Куприна. Извлечение необходимой информации из произведений, из дополнительной информации.
б) Регулятивные –уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы.
в) Коммуникативные – создание благоприятных условий для сотрудничества, умение слушать учителя и вести диалог, анализировать.
3. Личностные - развитие эстетического вкуса, формирование интереса к творчеству русских писателей и личной ответственности за результаты своей деятельности.
Межпредметные связи: литература, музыка.
Ход урока: 1. Мотивирование к учебной деятельности.
Приветствие, проверка присутствия обучающихся, проверка готовности к уроку.
2. Подведение к теме.
Дома вы прочитали три произведения: «Олеся», «Суламифь», «Гранатовый браслет». Что объединяет все эти произведения? (автор А.И.Куприн)
О чём эти произведения? (о любви)
А теперь сформулируйте тему нашего урока.
(Тема любви в творчестве А.И.Куприна.)- запись темы урока в тетради
Постановка проблемного вопроса.
Слово учителя.
Тема любви - вечная, как само чувство ее породившее, одухотворяла искусство всех времен и народов. Но в каждую эпоху выражала какие-то особые нравственно-эстетические ценности. Ведь любовь - это чувство, заставляющее совершать подвиги и идти на преступление, чувство, способное свернуть горы, изменить ход истории, чувство, дающее счастье и вдохновение и заставляющее страдать, чувство, без которого жизнь не имеет смысла.
Так что же все-таки такое - любовь? Какое определение дается в словаре? – запись определения в тетрадь.
На протяжении веков ответ на этот вопрос искали и до сих пор продолжают искать философы, художники, композиторы, писатели, поэты и обычные люди. А.И.Куприн не исключение. Так кто же он, писатель Куприн, чье творчество почти полностью посвящено теме любви?
Проверка домашнего задания.
Учащиеся представляют презентацию «Биография А.И.Куприна».
(Приложение № 3)
Изучение нового материала.
Еще в XVII веке Ж.-Б.Мольер писал:
В душе померк бы день, и тьма настала вновь,
Когда бы на земле изгнали мы любовь.
Лишь тот блаженство знал, кто страстно сердце нежил,
А кто не знал любви, тот все равно,
Что не жил…
А.И.Куприн любовь считал своим критерием ценности. Он говорил: «Любовь – это самое яркое и понятное воспроизведение моего «я». Не в силе, не в личности, не в уме, не в таланте… Не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви». – запись в тетрадь
Протестуя против пошлости и цинизма буржуазного общества, продажных чувств, Куприн создает удивительные по красоте и силе примеры идеальной любви, отправляясь для этого в глубину веков (“Суламифь”), забираясь в лесную глушь Волынской губернии (“Олеся”), заглядывая в каморку
влюбленного отшельника, последнего романтика в жестоком и расчетливом мире (“Гранатовый браслет”).
Сегодня вы состоите в составе экспертных групп. Каждая группа работает над одним из произведений трилогии, обязанности в группе вы распределены заранее. Наша главная задача – определить особенности отражения темы любви в трилогии.
Работаем с первой группой.
Повесть «Олеся» (1898г.)
Какую роль в повести играет пейзаж?
Слайд № 2 и слайд № 3 (Приложение № 4)
Как рисует Куприн образ главной героини?
Какой цвет сопровождает образ Олеси?
Слайд № 4 (Приложение № 4)
Как изображает Ивана Тимофеевича?
Какой вы видите в повести любовь Олеси и Ивана Тимофеевича?
Почему они расстаются?
Какие выводы мы можем сделать? -запись в тетрадь
Сдайд № 5, 6 (Приложение № 4)
К работе приступает вторая группа.
Рассказ «Суламифь» (1908г.)
Как изображает Куприн образ главной героини? С кем ее сравнивает и для чего?
Как описывает автор Соломона?
Какие цвета сопровождают героев рассказа?
Слайд № 8(Приложение № 4)
Какую роль в рассказе играет описание звуков и ароматов?
Слайд № 9 (Приложение № 4)
Какой вы видите в рассказе любовь Суламифь и царя Соломона?
Почему их любовь была недолгой?
Какие выводы мы можем сделать? – запись в тетрадь
Сдайд № 10, 11 (Приложение № 4)
Поговорим с 3 группой.
Рассказ «Гранатовый браслет» (1911г.)
Какую роль в рассказе играет пейзаж?
Слайд № 13 (Приложение № 4)
Как описывает Куприн главного героя?
Как изображена Вера Николаевна?
Какой цвет сопровождает Желткова?
Слайд № 14 (Приложение № 4)
Что вы можете сказать о любви Желткова и Веры Николаевны?
Какова роль генерала Аносова в рассказе?
Что помогает княгине Вере понять, что мимо нее прошла большая любовь, о какой только может мечтать женщина?
Какие выводы можно сделать? – запись в тетрадь
Слайд № 15, 16 (Приложение № 4)
(слайды подготовлены учащимися при работе над проектом)
Давайте подведем итог.
В произведениях Куприна любовь представлена следующим образом.
Автор пишет о трагедиях в любви и мгновениях настоящего счастья. Чаще всего в произведениях Куприна любовь «сильна как смерть», «бескорыстная и самоотверженная, не жаждущая награды». Для многих героев она остается «величайшей тайной в мире, трагедией».
Рефлексия. (Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы.)
Закончите предложения, ответьте на вопросы в предложенных карточках:
– Что нового я узнал, работая над проектом
– Было интересно…
– Урок дал мне для жизни…
– На уроке я работал…
– Своей работой на уроке я…
– Мое настроение…
- Какое впечатление сложилось у вас о творчестве А.И.Куприна?
(Пока учащиеся работают с карточками – звучит Соната № 2 Бетховена)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Куприн А.И. Собрание сочинений в 5 т. /Вступ. ст. Н. Жегалова – М.: Правда, 1982.
2. Паустовский К.Г. Поток жизни: (Заметки о прозе Куприна) //Паустовский К.Г. Собрание сочинений: в 9т. Т.7. – М.: 1983. – С. 470-492.
3. Чуковский К.И. Куприн //Чуковский К.И. Современники : Портреты и этюды. – М.: 1985. – С. 157 – 187.
4. Соколов – Микитов И.С. Золотое сердце //Собрание сочинений.: В 4 т. – Л.: 1987. – С. 152 – 162.