Мотив одиночества и тоски в стихотворениях М.Ю.Лермонтова "Тучи", "Утёс"
Мотив одиночества и тоски в стихотворениях М.Ю.Лермонтова "Тучи", "Утёс"
Цель урока - вызвать у обучающихся интерес к творчеству М.Ю.Лермонтова, формировать умение понимать, анализировать интерпретировать поэтический текст, развивать способность к ассоциативному мышлению, воспитывать эстетический вкус.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мотив одиночества и тоски в стихотворениях М.Ю.Лермонтова "Тучи", "Утёс"»
Тема урока: Мотив одиночества и тоски в стихотворениях М.Ю. Лермонтова "Тучи", "Утес"
Цель урока: Вызвать у учащихся интерес к творчеству М.Ю. Лермонтова, к поэзии, формировать умение понимать, анализировать, интерпретировать поэтический текст, развивать способность к ассоциативному мышлению, воспитывать эстетический вкус.
Оборудование: аудиозапись из фонохрестоматии к учебнику для 6 класса, презентация к уроку.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
1. Проверка домашнего задания
- Какое домашнее задание вы выполняли? Поделитесь своими впечатлениями о повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка»
2.Объяснение нового материала
А) Беседа
Откройте тетради, запишите число и кл. работа.
Обратим внимание на тему, записанную на доске:
Мотив … в лирике М.Ю.Лермонтова (стихотворения «Тучи», «Листок»)
Что вас удивило? Как вы думаете, каковы цели сегодняшнего урока? Запишите тему в тетрадь.
Что вы уже знаете о М.Ю.Лермонтове? С какими его произведениями уже знакомы?
Б) Презентация
Софья Сидорук подготовила для нас небольшую презентацию, которая познакомит нас с жизнью поэта.
Что нового вы узнали, посмотрев презентацию?
В) Знакомство со статьей учебника (с. 159)
Что в статье было для вас новым?
- Какие события в жизни поэта стали предметом глубоких и напряженных размышлений? (Семейная драма – ответ учеников)
Беседа о лирике М.Ю. Лермонтова
Творчество любого художника (поэта, писателя) всегда связано с его жизнью, личностью, мироощущением. М. Ю. Лермонтов жил и творил в годы жесточайшей политической реакции, наступившей в России после разгрома восстания декабристов. Потеря матери в раннем возрасте и сама личность поэта сопутствовали обострению в его сознании ощущения трагического несовершенства мира. На протяжении всей своей короткой, но плодотворной жизни он был одинок.
- Как вы думаете, почему поэт 19 века Д.С.Мережковский назвал Лермонтова “ночным светилом” русской поэзии? Как вы понимаете эту метафору? - У поэта 20 века А.А.Вознесенского есть такие строки:
Стихи не пишутся - случаются, Как чувства или же закат. Душа - слепая соучастница. Не написал - случилось так.
- Согласны ли вы с тем, что стихи “случаются”?
- Случались ли у вас стихи?
- В какие моменты жизни вам хотелось выразить чувства в стихах?
4. Знакомство с историей создания стихотворения «Тучи».
С.163
- Расскажите, как “случилось” у М.Ю.Лермонтова стихотворение “Тучи”?
- Прочитаем его стихотворения и попробуем проникнуться настроением лирического героя.
5. Чтение стихотворения «Тучи» (аудиозапись)
Учитель читает стихотворение “Тучи” (или прослушивание аудиозаписи)
6. Анализ стихотворения “Тучи”
- Рассмотрим поэтические образы стихотворения. Обратимся к названию.
- Какие слова ассоциации у вас возникают, когда вы слышите это слово? (дождь, темно, пасмурно, грустно, тоскливо)
- Подберите определения к слову “тучи” (темные, свинцовые, тяжелые, серые, унылые)
- Какое настроение возникает у читателя?
- Прочитаем начало стихотворения:
Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники С милого севера в сторону южную.
- Какие слова-ассоциации можно подобрать к этому слову? (небо, лето, солнце, радуга...)
- Это обращение создает совершенно другое настроение. Какое? (беззаботное, легкое, игривое...)
- Но почему-то такого настроения не возникает. Как называет тучки поэт? (вечные странники).
- Кто такой странник? (тот, у кого нет дома, кто бесприютен, одинок)
В стихотворении слово “странники” приобретает особенную пронзительность, потому что усиливается сравнением: “Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники...”; поэт, как и тучки, вынужден расстаться с родной стороной, с “милым севером”.
- Почему поэт должен расстаться с родиной? Какие риторические вопросы объясняют причины изгнания? А какая причина самая горькая? (Друзей клевета ядовитая). Почему? (настоящие друзья не предают) Значит, друзей у него нет, он одинок, гоним.
- Перечитайте третье четверостишие и подумайте, с каким чувством смотрит поэт на убегающие тучи. Он завидует тучкам? Жалеет их? Сочувствует им?
Ответ дается в третьей строфе, где отвергается возникшее вначале сравнение “будто как я же, изгнанники”. Она начинается прямым отрицанием: “Нет...” Их никто не гонит. Тучи свободны от всего, в том числе и от людских страстей и страданий, они - “вечно холодные” не может им быть изгнания. А человек же, обладающий живой горячей душой, оказывается лишенным свободы и телесной, и душевной.
- Какие художественные средства помогают поэту передать чувство тоски, одиночества?
-Тучки – странники (олицетворение), степью лазурною, цепью жемчужною (метафоры, эпитеты), с милого севера в сторону южную - эпитет (родной город на севере), нивы бесплодные, вечно холодные, вечно свободные (метафорические эпитеты)
В результате беседы учащиеся приходят к выводу:
Мотив одиночества в стихотворении воплощен с помощью приема олицетворения: мысли о человеке, его чувствах скрыты за образами природных явлений.
В судьбе тучек и в судьбе поэта лишь видимое сходство, у них больше различий, чем сходства. У туч нет родины, поэтому нет и изгнания, а поэт живет в человеческом обществе, у него есть родина, и ему жаль расставаться с ней. Мир людей и мир природы несовместимы. Отсюда печальный и светлый тон стихотворения.
7. Анализ стихотворения “Утес”
Обратимся к еще одному стихотворению М.Ю.Лермонтова, написанному в 1841 году. Это стихотворение высоко ценили критик В.Г. Белинский и писатель М. Горький, его иллюстрировали русские художники, многие композиторы положили его на музыку. Послушайте его в исполнении актера (Прослушивание аудиозаписи)
Беседа.
- О чем это стихотворение? Назовите двух героев (утес и тучка)
- Речь идет о природных явлениях? (нет, о душах и судьбах человеческих)
В стихотворении два образа, которые символизируют непрочность человеческих отношений. Давайте составим лексические цепочки к каждому образу и подберем ассоциации к ним (в результате работы создается таблица)
Тучка
Лексическая цепочка с указанием изобразительных средств
Тучка (уменьш. суффикс)
Золотая (эпитет)
Умчалась (олицетворение)
Весело (эпитет)
Играя (олицетворение)
По лазури (метафора)
Ассоциации
Легкая, подвижная, легкомысленная,
Молодость, беззаботность,
Чистое небо, радость, солнце
Утес
Лексическая цепочка с указанием выразительных средств
утёс-великан (эпитет)
влажный след (эпитет)
морщина (олицетв.)
старый (эпитет)
одиноко (эпитет)
задумался (олицетв.)
плачет (олицетв.)
Ассоциации
тяжёлый,
неподвижный
несчастный
старость, разлука
одиночество
слезы
- Докажите, что образ тучки в первой строфе привлекателен (это ощущение намеренно создаётся автором с помощью определённых изобразительных средств, главным образом, эпитетов), светлая, "радостная" цветовая гамма: "золотая", "по лазури".
Образ "утра" ассоциативно соотносится с образом солнца: это его лучи "золотят" тучку на фоне яркой "лазури" неба. "Утро" - это ещё и "молодость", "утро жизни" - такая ассоциация поддерживается и сочетанием "весело играя", и стремительным "умчалась".
Вся строфа как бы пронизана этими солнечными лучами, ощущением молодости, радости и лёгкости земного бытия, и ассоциации, ею вызываемые, такие же радостные и "лёгкие".
Образ "утёса-великана пока противостоит лишь уменьшительно-ласковому "тучка" и никаких отрицательных эмоций не вызывает.
Однако вторая строфа, начинающаяся противительным союзом "но", как раз и вводит тот самый - противоположный - эмоциональный полюс, который определяет трагическое звучание стиха. "Утёс-великан", казавшийся нам молодым и счастливым от близости юной "тучки", оказался "старым", с "морщинами", а главное - одиноким! Видимо, ещё более одиноким, чем был до случайной встречи с "тучкой".
Словосочетание "влажный след", вызывающее прямую ассоциацию "тучка - дождь - влага...", в соотнесении с "морщиной" рождает иную, более сложную и печальную ассоциацию: "слеза - старость - одиночество - горе".
- В чем же главный смысл стихотворения? (Одиночество)
Ассоциацию полного, безнадёжного одиночества вызывают слова "и тихонько плачет он в пустыне".
- Почему "тихонько"?
- Да потому, что всё равно никто не услышит. И ещё потому, что настоящее горе - негромко...
- А как мы теперь относимся к "тучке"?
- Всё так же любуемся ею, радуемся её радости, может быть, даже завидуем её абсолютной свободе?
- А какие чувства испытываем к утесу?
- Жалость, сочувствие.
- Пустыня мира и одиночество в ней человека - вот подлинный, философский смысл стихотворения.
8. Итог урока
Сегодня на уроке мы продолжили знакомство с творчеством М.Ю Лермонтова, узнали, какие обстоятельства жизни повлияли на настроение поэта, обусловили его трагическое мироощущение. А самое главное, получили первое представление об анализе стихотворения, вместе проанализировали два стихотворения М.Ю. Лермонтова, научились за стихотворными строками угадывать настроение поэта, его чувства и переживания. Попробуйте дома разобрать хорошо знакомое вам стихотворение “На севере диком” по плану, записанному на доске.
9. Домашнее задание
Проанализировать стихотворение М.Ю.Лермонтова “На севере диком” по плану:
Выявить ключевые образы.
Выписать лексические цепочки, соотносимые с каждым из этих ключевых образов.
Дать истолкование стихотворения (объяснить, как вы понимаете его содержание).
Выстроить возможные ассоциативные ряды, уводящие в глубину содержания.
Выявить, какие изобразительные средства способствуют созданию и расширению значения ключевых образов