Урок литературного чтения для учащихся 2 класса с целью развития познавательных интересов, интереса к чтению сказок, воспитания уважения к героям сказок,а также развития речи, внимания
Урок позволяет ученикам раскрыть свои знания в чтении сказок, разгадывании кроссворда. умении инсценировать и передавать свои эмоции , переживания, настроение
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- воспитание уважительного отношения к национальному наследию.
Методы и приемы: Исследовательский, репродуктивный, творческое чтение, инсценирование сказки «Колобок», тестирование.
Оборудование: выставка книг «Мои любимые сказки», рисунки учащихся к сказке «Колобок», сочинения, портреты писателей.
Вступительное слово учителя
Итак, друзья, начнем программу, Мы знаем, вы любите сказки
Затей у нас большой запас! Песни, загадки и сказки
А для кого они? Но нет ничего интереснее,
Для вас! Чем наши волшебные сказки.
- А что такое сказка?
- Народно- поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных, фантастических лиц.
- Вы любите сказки? Какие сказки вы знаете? Каких сказочных героев вы знаете?
А как вы думаете, зачем нужны сказки? Чему они учат?
- Сказки бывают волшебные, бытовые и о животных.
В сказках о животных звери наделены чертами, которые присущи людям ( они говорят, ходят на двух лапах, имеют человеческий характер). Волшебные сказки не обходятся без чудес. « По щучьему велению» ( говорящая щука, движущаяся печь»). В них присутствуют волшебные вещи: ковер-самолет, живая вода, шапка-невидимка, сапоги-скороходы. В каждой сказке повествуется о победе добра над злом.
Персонажи бытовых сказок – люди. Сказки появились в результате мечтаний людей о полете (ковер-самолет), о передвижении со скоростью ветра (сапоги- скороходы). Как мы видим, все эти мечтания люди смогли претворить в жизнь. Поэтому не зря говорят: «Сказка- ложь, да в ней намек-добру молодцу урок»
-Сегодня мы пройдемся по следам героев сказок, вспомним некоторых из них. Мы попадаем с вами в прекрасную сказочную галерею.
- Каких только сказок здесь нет! Это и русские народные, волшебные. Отгадайте, из какой это сказки? (показываю картинки сказок) . Кто сочиняет сказки? (Сам народ или отдельные авторы).
-Как называются сказки, которые сочинил народ?(народные)
-А как называются сказки, которые написали писатели ? (Литературные или авторские)
-Каких авторов вы знаете? ( Пушкин, Андерсен, Чуковский и др.)
-Как обычно заканчиваются сказки? (Добро побеждает зло)
2. Чтение сказки-фантазии
-А сейчас мы с вами почитаем сказку- фантазию. Но она не закончена, наша задача закончить ее.
Однажды весенним ранним утром шел Кот в сапогах на рыбалку. Выбрал место поудобнее, отпустил удочку….но, просидев так до полудня, ничего не поймал. Вот уже собирался уходить….Клюнула!!! С трудом вытащил он из воды огромную щуку, а она не простая, заговорила человеческим голосом: -Отпусти меня, дружок,я тебе еще пригожусь, исполню любое твое желание, только скажи: « По щучьему велению, по моему хотению ….» и загадай ! Подумал кот и решил отпустить щуку.
-Чтобы такое загадать! думает кот, - надо проверить, а вдруг щука обманула? «По
щучьему велению, по моему хотению ….Хочу поймать «золотую рыбку».Вдруг слышит голос: « Чего тебе надобно, милый?»
-Хм- мяукнул кот,- Права щука, Хочу встретить деревянного друга. Не успел он и глазом моргнуть, как услышал песенку Буратино.
-Привет!
И кот увидел Буратино, державшего в руке золотой ключик.
-Как дела, Буратино? Что нового в сказках?
-У меня как всегда все отлично! Вчера встретил трех поросят, они говорят, что хотят построить себе домик, чтобы до них ни один волк не добрался. А волк, после того, как ему удалось съесть семерых козлят, Красную шапочку и ее бабушку, совсем обозлился. Так и добирается до них.
- А мы ничем не сможем помочь- спросил кот.
-Можем, если подумать…
1. Чтение учителя
2. Вопросы. Понравилась вам сказка? Почему сказка так называется? Сколько сказок в одной? (7).
3. Чтение по ролям
- Итак, давайте подумаем, как помочь трем поросятам? Что помогло поросятам спрятаться от волка? (Дружба). И это очень важно.
Конферансье. Добрый день, дорогие друзья! В эфире –криминальные новости. Чрезвычайное происшествие. Несколько часов назад Колобок покинул своих бабушку и дедушку и отправился в путешествие по сказочному лесу с любимой книгой Сказок. Если он потеряет эту книгу, то мы никогда больше не прочитаем ни одной сказки. (хнычет и уходит)
Появляется Колобок и напевает песню :
В темно-синем лесу Из муки замесили
Где трепещут осины, И при этом напевали
В деревянной избе, где 4 угла Странные слова.
Бабка с дедкой его
Хор поет на мотив песни «Солнечный круг»:
Желтенький круг, тесто вокруг,
И получился мальчишка.
Часто шалил, сказки любил,
Всем и всегда говорил:
Колобок изображает то, о чем поет:
Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будет сказка!
Пусть всегда будет тесто! Пусть всегда буду я!
Волк: Здравствуй, здравствуй Колобок!
Здравствуй, кругленький дружок!
Жаль, что весь ты из муки,
Не годишься в шашлыки!
Облизывается и подходит ближе к Колобку:
Что за книга у тебя?
Сказки? Дай-ка их сюда!
Поднимает лапки над Колобком и замирает.
Алиса Подайте бедной лисе Алисе
Базилио И слепому коту Базилио! (протягивает руки)
Алиса Ах ты, кругленький мальчишка.
У тебя под мышкой книжка
Подари-ка ее нам
Двум калекам-старикам.
Базилио Есть волшебная страна, дураков она полна
Там на поле на чудесном
Есть для книжки твоей место.
В землю мы ее посадим
Через год 5 штук достанем.
Колобок Неужели целых пять?
Я готов ее отдать.
Протягивает книгу коту Базилио. Они держат ее вместе и смотрят на неожиданно появившегося кота Матроскина.
Кот Матроскин напевает, держа гитару:
А я все чаще замечаю (-дзинь-)
Что меня как будто кто-то заменил (-дзинь-)
О природе не скучаю (-дзинь-)
Телевизор мне природу заменил (-дзинь-)
Замахивается на них гитарой, Алиса и Базилио с визгом убегают.
Колобок Кот Матроскин, ты зачем
Разогнал моих друзей?
Через год я, может быть,
Мог пять книжек получить!
Кот Матроскин Простофиля, Колобок,
Добрый, кругленький дружок!
И лиса, и кот слепой
Воровской ведут разбой.
Если б сказки ты отдал,
Навсегда б их потерял.
(Уходит раздосадованный, махнув на Колобка рукой).
Колобок Чуть я все не провалил!
Чуть я дело не сгубил!
Зря Матроскина обидел-он был прав,а я не видел
Что Базилио и лиса –два злодея, хитреца.
Три поросенка
Колобочек –колобок! К деду, бабушке своей.
Всех замучил ты, дружок. Книгу сказок нам верни
Возвращайся поскорей И так больше не шали.
Колобок отдает книгу сказок и становится вместе с учениками
Ученик
Сказка-ложь, да в ней намек, Если трудно одному,
Добрым молодцам урок. Ты ищи себе друзей
Если ты попал в беду, С ними вместе поскорей.
4. Викторина. За каждый правильный ответ учащиеся получают жетон.
1) Назовите имена трех поросят из сказки « Три поросенка».
В какой сказке присутствуют эти предметы: шапочка, корзинка с пирожками?( Красная шапочка)
Кого вылепили старик со старухой из снега? ( Снегурочку)
Из чего варил солдат кашу? ( Из топора)
Из какой сказки выражение: « Остаться у разбитого корыта»? ( Сказка о рыбаке и рыбке)
Чем ловил волк рыбу в сказке « Лисичка-сестричка и серый волк»? ( хвостом)
2) Угадайте, из какой сказки эти строки? ( Учащиеся читают строки сказок)
а) С букварем шагает в школу В полотняный балаган
Деревянный мальчуган, Как зовется эта книжка?
Попадает вместо школы Как зовется тот мальчишка?
( А. Толстой « Золотой ключик Буратино»)
б) Сейчас потолкуем о книжке другой
Тут синее море, тут берег морской.
Старик вышел к морю, он невод забросит,
Кого-то поймает и что-то попросит.
О жадной старухе рассказ тут пойдет
А жадность, ребята, к добру не ведет.
( А.С. Пушкин. « Сказка о рыбаке и рыбке»)
в) Вышел деда в огород, видит-чудо там растет
Кругло, а не мячик, желто, а не солнце,
С хвостиком, а не мышь….
И никак не вытащишь
Кто помог ему в беде?
И в какой то сказке, где?
( Репка)
5. Занимательная игра. Я называю первую часть сказочного предмета или имени сказочного героя, а вы дружно договариваете вторую часть. Начнем!
Карабас…. Змей….
Кощей….. Скатерть….
Ковер… Сапоги….
Мальчик.. Баба….
Сивка….
Сказочные тесты
Кого маленькая разбойница дала в помощь Герде?
а) Жар- птицу; б) Оленя; в) Коня-Горбунка
2) Какое мужское имя дают героям русских сказок?
а) Иван; б) Федор; в) Виктор.
3) Какие цветы собирала падчерица в сказке «12 месяцев»?
а) Фиалки; б) Ландыши; в) Подснежники.
4) Сколько у старика было сыновей в сказке « Сивка-Бурка»?
а) Два б) Один в) Три
5) Кто помял пшеницу в поле?
а) Белая кобылица ; б) Конек-Горбунок; в) Жар-птица.
7. Итог урока
Итак, друзья, мы заканчиваем путешествие по сказкам. Вам понравилось путешествовать? Как заканчивается любимая сказка? ( Добро побеждает зло)
- А вы можете помочь доброму человеку? Как? А помешать злому? Как? Значит, и вы можете быть волшебниками, ведь главное в жизни- это доброта. Не случайно народная мудрость гласит: доброта, что солнце.
- Как вы понимаете это выражение: Солнышко озаряет всех своими лучами? И от лучей, что мы ощущаем? ( На доске помещается кластер, в центре солнышко, от него отходят лучи- теплота, внимание, забота).
- Каждый лучик солнышка дарит людям: теплоту, внимание, заботу. Получается, что лучик- волшебный. Давайте проверим: я беру волшебную палочку, взмахиваю ею, лучик летит к Арай. Он делает тебя внимательным и заботливым.
-Кто еще хочет взмахнуть волшебной палочкой и послать солнечный луч доброты близким, сверстникам? ( Дети по очереди взмахивают палочкой и «посылают» луч доброты другу).
-Теперь пусть каждый совершит свое волшебство. Приготовились , взмахнули палочкой. Да свершится чудо! Какое? То, которое каждый из вас захочет! Для этого он запишет свое волшебство на волшебном свитке ( Дети записывают свое желание на свиток)
-И оно обязательно исполнится ( Чтение пожеланий детей).