kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Н.Гарин - Михайловский: "Тема и Жучка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: Развитие навыков связной речи, творческого воображения, образного мышления, развитие у школьников интереса к чтению, любви к красоте худ.слова, расширение знаний об окружающей действительности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Н.Гарин - Михайловский: "Тема и Жучка"»

Тема. Н.Гарин – Михайловский « Тёма и Жучка».

Цели:

  • Развитие навыков связной речи, творческого воображения, образного мышления,

  • Развитие у школьников интереса к чтению, любви к красоте худ.слова,

  • Расширение знаний об окружающей действительности,

Формирование навыков осознанного, правильного, выразительного чтения.
Ход урока.


I. Психологический настрой.

Улыбнитесь друг другу и пожелайте успеха.

II. Актуализация знаний.

Наизусть стих. «Жеребенок» С. Бегалин.

III. Целеполагание. (сообщение темы и цели урока).

Беседа.

Николай Георгиевич Михайловский (как писатель он выступа под псевдонимом Н. Гарин) прожил яркую жизнь. Он был талантливым инженером, спроектировав­шим и построившим немало железных дорог; с его именем связано основание г. Новосибирска.

«Он был по натуре поэт,— вспоминал М. Горький,— это чувствовалось каждый раз, когда он говорил о том, что любит, во что верит. Он был поэтом труда».

Н. Михайловский родился в дворянской семье, но с детства тянулся к сверстникам из «наемного двора», к де­тям бедняков, ремесленников и рыбаков. Учился в гимна­зии, стремился стать настоящим человеком, приносить добро людям и обществу, ненавидел в людях корыстолю­бие, стяжательство. Он считал, что главное в человечес­ком развитии — преодоление порока и обретение идеала.

Повесть «Детство Тёмы»— не автобиография в прямом смысле слова, но в целом она дает представление об ат­мосфере, жизни писателя, о его характере, о чуткой душе.

«Тёма и Жучка» как вы думаете, о чем или оком пойдет речь?

— рассказ об удивительно нежной привязанности, дружбе мальчика и собаки.

Чтение учителем.

Как звали мальчика?

Попробуйте описать мальчика?

А собаку?

Какой вы себе представил собаку?

Тёма — обыкновенный мальчик, но с очень чувстви­тельным сердцем. Оно чутко реагирует на обиду и жесто­кость людей, у него «мучительно сжимается» сердце от жалобных стонов Жучки, которую безжалостные люди бросили на дно колодца.

Страх, растерянность, чувство одиночества, бессилие и даже сознание гибели — ничто не смогло поколебать же­лания мальчика пойти темной ночью спасать своего друга. Учащиеся должны вместе с героем пережить эту полную волнений, тревог и страха ночь, когда, проснувшись, Тема «вспомнил, что целый день не видал своей Жучки». Текст адаптирован в учебных целях, поэтому следует помочь учащимся полнее воссоздать пропущенные ЭПИЗОДЫ текста, отдельные выражения, важные для раскрытия ха­рактера мальчика, его чувств и действий.

IV .Физкультурная разминка

Чтение учащимися .

1 часть.

Вопросы к анализу I части текста: Какой была первая мысль Тёмы, когда он ложился спать? Что ответила ему няня? Какие мысли «роем теснились в голове» мальчика? Какие планы «мелькали» у него? Почему он просыпается «от какого-то толчка среди прерванного сна»? Что ему приснилось? К какому решению пришел Тёма?

Чтение 2 части.

Как вышел Тёма из дома? Опишите этот предрассветный час (погода, растения, дорожки са­да). Куда и с чем отправился Тёма? Что он услышал? Как на него подействовал «жалобный, протяжный стон» Жуч­ки? С какими словами обращается к собаке мальчик? Какое у него было при этом желание? Какие чувства оп испытывал, вглядываясь в черную пропасть колодца? Ка­кие чувства оказались сильнее страха? О чем оп пережи­вал, когда спускался к Жучке?

Чтение 3 части.

Вопросы к анализу III части:

Как вы думаете, почему Тёма благополучно достиг дна колодца? Что придало ему силы и уверенности?

Расскажите, как мальчик поднял Жучку из колодца как трудно было ему подниматься. Какие чувства на вре­мя закрались в душу Темы и заставили почувствовать, что он не одолеет эту высоту и погибнет? Как он преодо­левал страх? Какими словами успокаивал себя? («Трусы только боятся. Кто делает дурное, боится, а я дурного не делаю, я Жучку вытаскиваю». Такая огромная сила любви и сила осознания того, что он «ничего дурного не делает», помогли Теме успокоиться, окрепнуть, спасти Жучку и себя).

Опишите те чувства, которые испытали герои расска­за, когда наконец-то вылезли из колодца.


V. Итог урока. Как вы думаете. почему мальчик спас Жучку?


Задание на дом Задание на дом: стр. 85 – 88 чтение и пересказ близко к тексту; уметь рассказать о тех чувствах, которые испытал Тёма, спасая Жучку.





Тема. Рассказы К. Паустовского. Внеклассное чтение.

Цели:

  • Развитие навыков связной речи, творческого воображения, образного мышления,

  • Развитие у школьников интереса к чтению, любви к красоте худ.слова,

  • Расширение знаний об окружающей действительности,

Формирование навыков осознанного, правильного, выразительного чтения.
Ход урока.


I. Психологический настрой.


II. Актуализация знаний.

Чтение и пересказ близко к тексту «Тёма и Жучка»

III. Целеполагание. (сообщение темы и цели урока).


Рассказы К. Паустовского.

- Как вы думаете о чем пойдет речь?

Беседа.


IV .Физкультурная разминка


V Работа по хрестоматии стр.

VI Чтение учителем. Работа по произведению.

VII Итог урока. С каким автором вы познакомились? О чем он пишет?

VIII Домашнее задание. Стр. пересказ



Тема. Б. Житков. БЕСПРИЗОРНАЯ КОШКА.

Цели:

  • Развитие навыков связной речи, творческого воображения, образного мышления,

  • Развитие у школьников интереса к чтению, любви к красоте худ.слова,

  • Расширение знаний об окружающей действительности,

Формирование навыков осознанного, правильного, выразительного чтения.
Ход урока.


I. Психологический настрой.


II. Актуализация знаний.

Чтение и пересказ рассказов К. Паустовского

III. Целеполагание. (сообщение темы и цели урока).


. Б. Житков. БЕСПРИЗОРНАЯ КОШКА.

- Как вы думаете о чем пойдет речь?

Беседа.

Борис Степанович Житков (1882—1938).

Штурман дальнего плавания, повидавший половину стран земного шара, инженер-кораблестроитель, изобрета­тель, бескорыстный друг и человек всесторонних знаний, огромного жизненного опыта и к тому же одаренный изу­мительным даром рассказчика — вот такой человек в кон­це концов берется за перо и, взявшись за него, сразу же создает беспримерные в мировой литературе книжки.

Борис Житков мальчишкой жил в порту, над самым морем, среди кораблей и матросов, все его дяди — адми­ралы. У него была собственная лодка под парусом, телес­коп на трех ножках, скрипка, чугунные шары для гим­настики и дрессированный пес, очень лохматый, который часто провожал своего хозяина до ворот школы, неся за ним в зубах его скрипку, а потом мчался без оглядки в гавань, к кораблям и матросам. Он не принадлежал к той ватаге мальчишек, которая бурлила па задних скамейках и называлась «Камчаткой». Он сидел далеко впереди, мол­чаливый, очень прямой, неподвижный, словно стенкой отгороженный от всех остальных. Он казался всем над­менным, по всем нравилась эта надменность. Он казался самым замечательным существом на свете и всех мальчи­шек тянуло к нему, как магнитом, потому что он многое знал, умел, умел учить, объяснять и растолковывать. А учил он всему: гальванопластике, французскому языку, завязыванию узлов по-морскому, распознаванию насеко­мых и птиц, предсказанию погоды, плаванию, гребле, лов­ле тарантулов...

Беседа.

Знаешь ли ты, что происходит с диким зверем, когда у него появляется хозяин? Вот что говорит дикий Лис. «Приручить — это значит создать узы. Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. И ты мне не нужен. И я тебе тоже не нужен. Я для тебя всего только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственным в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете...».

- Из какого это произведения. (из «Маленького принца» А. де Сент-Экзюпери.)

Прирученное животное чувствует доверие и любовь к человеку, а человеку надо не забывать, что он «навсегда в ответе за всех, кого приручил». Что это значит? Это значит, что единожды приручив животное, приблизив его к себе, мы берем ответственность за его жизнь, здоровье, настрое­ние, судьбу до конца его дней. Важно не обмануть его. доверие, не предать его сердце, быть верным в любви н заботе к тому, кто поверил тебе.

Чтение учителем.

«Беспризорная кошка»— один из замечательных рас­сказов Б. С. Житкова, в котором чувствуется прекрасное , знание привычек животных, их поведения.

Кошка и собака — давние враги. Даже поговорка та­кая есть: «живут как кошка с собакой», т. е. плохо, не­дружно. Но герои рассказа Б. Житкова тем и интересны, что они опровергают эту поговорку и являют редкий факт удивительной и нежной дружбы.

Автор по-разному относится к своим героям. Одному оп дал имя, другому нет. Почему? Не значит ли это, что он кого-то любит больше, а кого-то меньше? Или секрет кроется в том, что имена дают только домашним живот­ным, а дикие звери всегда безымянны?

Рябчик — домашний, хозяйский пес. Он несет свою службу: стережет дом. С человеком у него давняя дружба, человек кормит его, заботится о нем, именно поэтому пес признал в нем хозяина и стал послушен ему. Хозяин дал ему имя, которое отличает его от других собак. Другое дело — кошка. Когда она не приручена, она сама себе хо­зяйка, т. с. сама решает, где ей жить и с кем. Кот независим и дик. Он любит свободу, в его натуре «беспризорность». И раз у пего нет хозяина, значит нет и имени. Приручить дикого зверя непросто, его надо задабривать, уговаривать, подкармливать. Есть целая наука о приручении диких зверей.

IV .Физкультурная разминка


V Чтение 1 части.

Чем занимался человек, от лица которого идет рассказ? Кто с ним рыбачил? Опишите внешний вид Рябчика. Как они дружили? Зачем понадобился писателю кот? Как он думал о котах — хорошо или плохо?

Чтение II части поможет ответить на вопросы: Как появилась кошка? Как отнесся к ней автор? Чего оп хотел, задабривая кошку рыбой? Как вела себя кошка? А Рябчик? Где поселилась кошка?

Был ли Рябчик рад такой соседке? Почему?

Чтение 3 части рассказа:

Какую картину во время дождя увидел писатель? Ко­го и почему пустил Рябчик в будку? Что ты можешь ска­зать о характере Рябчика и кошки?

Какие истории о дружбе животных ты знаешь? Рас­скажи их.

Задание на дом: чтение и пересказ рассказа Б. Жит-

VI Чтение учителем. Работа по произведению.

VII Итог урока. С каким автором вы познакомились? О чем он пишет?


VIII Домашнее задание. Стр.88- 91 чтение и пересказ рассказа Б. Житкова.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Н.Гарин - Михайловский: "Тема и Жучка"

Автор: Прохорова Людмила Яковлевна

Дата: 09.02.2015

Номер свидетельства: 169991


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства