С автобиографией Некрасова мы познакомимся в старших классах. Николай Алексеевич Некрасов родился в городе Немирова Подольской губернии в зажиточной семье помещика. Некрасов в детстве дружил с крестьянскими детьми. В 10 лет начал писать стихи. Он писал о страданиях и горе русского народа, о сложной жизни крестьянства, о природе.
В деревне Малые Вежи жил дедушка Мазай – одинокий, добрый человек. Влюбленный в природу, он много времени проводил в лесу, на отдыхе.
Деревня, где жил Мазай была расположена в низине, и весной, во время половодья, ее так затопляло, что жители не ходили по улицам, а плавали на лодках. Дома стояли на высоких столбах. Летом Малые Вежи утопали в зелени.Некрасов каждое лето приезжал туда отдохнуть, побродить по лесам, поохотиться. В этих походах его спутником был Мазай, который знал много забавных рассказов. Некрасов любил их слушать. И вот однажды дед Мазай рассказал поэту об одном интересном случае из своей жизни. Некрасов на основе этого рассказа написал стихотворение «Дед Мазай и зайцы».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Учитель: Ребята, посмотрите на картины русских художников, которые рисовали о природе. Составьте предложения.
- Показ картин о весне.
Сегодня мы познакомимся с поэтом Н. А. Некрасовым с еще одним стихотворением «Дед Мазай и зайцы».
Рассмотрите иллюстрацию. Можете еще до чтения стихотворения сказать, о чем оно? (наверное, о том, как дед Мазай спасал зайцев)
Чтобы вы лучше поняли стихотворение Некрасова и представили описанное поэтом природное явление, которое называется половодьем рассмотрим репродукцию картины И. Левитана «Весна. Большая вода».
После снеготаяния реки переполняются водой и выходят из берегов. Реки разливаются так сильно, что могут затопить леса, поля, деревни. Иногда половодье может обернуться настоящим стихийным бедствием. В наше время, где были стихийные бедствия?
Ответы детей.
Рассказ учителя: С автобиографией Некрасова мы познакомимся в старших классах. Николай Алексеевич Некрасов родился в городе Немирова Подольской губернии в зажиточной семье помещика. Некрасов в детстве дружил с крестьянскими детьми. В 10 лет начал писать стихи. Он писал о страданиях и горе русского народа, о сложной жизни крестьянства, о природе.
В деревне Малые Вежи жил дедушка Мазай – одинокий, добрый человек. Влюбленный в природу, он много времени проводил в лесу, на отдыхе.
Деревня, где жил Мазай была расположена в низине, и весной, во время половодья, ее так затопляло, что жители не ходили по улицам, а плавали на лодках. Дома стояли на высоких столбах. Летом Малые Вежи утопали в зелени .Некрасов каждое лето приезжал туда отдохнуть, побродить по лесам, поохотиться. В этих походах его спутником был Мазай, который знал много забавных рассказов. Некрасов любил их слушать. И вот однажды дед Мазай рассказал поэту об одном интересном случае из своей жизни. Некрасов на основе этого рассказа написал стихотворение «Дед Мазай и зайцы».
5.Видео (чтение первичное).
Вопросы: Что больше всего тронуло? Удивило? Рассмешило?
Когда произошел случай?
Ответы детей.
6. Словарная работа.
Так как стихотворене было написано давно, в нем много старинных слов, которые требуют объясниния.
Силки – приспособление в виде затянутой петли для ловли птиц и мелких животных .
Зипун – старинная верхняя одежда крестьян, сшитая из грубого сукна.
Багор – длинная палка с загнутым металлическим крюком.
Гуторить – разговаривать.
Горемыка – слово образовано из двух слов: горе и мыкать, что обозначает страдать.
Аршин – старорусская мера длины, длина всей руки от плеча.
- Чтение начала стихотворения.(чтение учащимися ).
- За что дед Мазай осуждал своих односельчан? (за то, что они ловят дичь сетями, давят силками, а весной ловят, топят и бьют баграми зайцев, за жестокие истребления дичи, за варварство, потому чот он сам был добрый человек).
- В каких словах мы слышим упрек мужикам? (где у них совесть?)
- К чему призывает дед Мазай своим вопросом? (бережно относиться к природе).
- Как Мазай называет зайцев?
- Как относились односельчане к тому, как дед Мазай в половодье спасал зайцев? (выборочное чтение)
- От какого лица ведется разговор?
- Какова основная мысль текста?
- Что будет, если мы не будем защищать природу? Как она повлияет на человека?
8. Работа в группе (2 мин)
- Выразительное чтение (выборочное)
-Исправить ошибки в тексте.
- Написать ассоциации (весна, природа)
- Характеристика деда Мазая. Сэнквейн к слову дед
9. Итог урока.
- Что вы узнали о жизни животных? (гибнут во время половодья, нуждаются в помощи человека).
- Какое отношение к животным побуждает автор? (животных надо не только любить, но и помогать или в беде, как делал дед Мазай).
- какие выражение из стихотворения вам хочется запомнить? Почему?
Весна идет! И все ей рады! Пусть сегодня в нашем классе засветит яркое весеннее солнышко. Если у вас хорошее настроение и вам понравился урок, то выбирайте лучик желтого цвета. Если вам грустно, вас что-то расстроило, то красный цвет.