«Нетленные страницы шелестят…» (анализ стихотворения Г. Тукая «Книга»)
- познакомить со стихотворением Г. Тукая «Книга», показать богатство и своеобразие художественного мира поэта.
- развивать УУД (личностные, регулятивные, коммуникативные).
1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.
2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.
1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную.
2.Пользоваться приёмами изучающего чтения.
3.Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).
4.Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения.
5.Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.
6.Пользоваться словарями, справочниками.
7.Осуществлять анализ и синтез.
8.Устанавливать причинно-следственные связи.
9.Строить рассуждения.
1.Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
2.Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.
3.Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.
4.Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.
5.Высказывать и обосновывать свою точку зрения.
6.Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
7.Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.
2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.
Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек.
Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья эти – книги.
К. Паустовский.
Ход урока.
Использование дидактического материала (для презентаций № слайда) | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые современные образовательные технологии |
Орг. момент | Приветствие учителя | Приветствие учащихся | Здоровьесбережение |
Определение темы урока и постановка целей урока. Слайд № 2 Слайд № 3 | -Ребята, прочитайте эпиграф к сегодняшнему уроку и попробуйте определить, какое слово в нем пропущено? | - Книги. | Прием антипации (предвосхищение) |
-Почему вы так решили? | - В эпиграфе есть глагол «читать» |
- Как вы думаете, какое значение имеет книга для человека? | - Из книг можно узнать много интересного и полезного. - С ней интересно проводить время. - С книгой можно стать по-настоящему грамотным. | Технологии проблемного обучения |
- Послушайте отрывок из стихотворения «На свете есть чудесная страна, Где книги добрые живут. Известна всем читателям она, И там всегда нас в гости ждут. В любой стране ты сможешь побывать, Не выходя из комнаты своей, Лишь стоит только книгу в руки взять, Наедине оставшись с ней.» - У кого из русских поэтов вы читали стихи о книгах? | М. Цветаева «Книга в красном переплете», С. Михалков «Как бы жили мы без книг», А. Лугарев «Путешественник», А Усачев «О чтении», Н. Гумилев «В библиотеке», А. Ахматова «Читатель». |
Слайд № 4
Слайд № 5 | -Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Ответить на этот вопрос вам помогут ключевые слова урока: Книга – поэт- Габдулла Тукай – стихотворение «Книга» | -Какую роль в жизни лирического героя играет книга? |
|
- Хорошо, ребята, вы справились с этим заданием. А я бы еще к вашей теме добавила строчку из стихотворении Габдулла Тукая «Нетленные страницы шелестят», потому что книга – это вечное. -Какова же цель нашего урока? | - Освоить знания о роли книги в жизни лирического героя в стихотворении Габдуллы Тукая «Книга» |
- Что нам нужно сделать, чтобы достичь цели урока? | - Прочитать стихотворение; - Познакомиться с биографией поэта; -Провести диалог с автором текста; - Выявить различные виды информации по стихотворению; - Выполнить творческую работу; - Посмотреть, как художники затрагивали эту тему в своем творчестве; - Самим выполнить иллюстрации. |
Работа с текстом стихотворения. 1 этап работы с текстом | - Цель урока поставлена, намечены пути их решения. Приступаем к выполнению целей и намеченных задач. Прослушивание актерского чтения. -Постарайтесь внимательно прослушать стихотворение и записать вопросы, которые у вас возникнут. | Прослушивают стихотворение Делают записи в тетрадях. | Коллективная система обучения |
Слайд № 6 | - Какие же вопросы у вас появились после прослушивания стихотворения? | Автор говорит о трудных минутах. | |
- Прочитайте стихотворение друг дружке. | Читают стихотворение в парах. | Методика «жужжащего чтения»
Технология коллективного взаимообучения |
-Каким же нам видится лирический герой в трудные минуты жизни? | - Душа измучена в борьбе - ненавистен сам себе - места в мире не найду - за горем – горе у дверей - ясный день ненастный тьмы темней - белый свет не мил - не станет сил в душе моей. |
Технология текстоориентированного обучения. |
- Может ли подобное произойти с нами? | - Конечно, может. И в самых различных ситуациях и по разным поводам. |
- Как вы справлялись с проблемами? Кто вам в этом помогал? | - Обращаемся за поддержкой к взрослым, к друзьям, родителям. - Ищем ответ в компьютере. |
- А как справляется с этим лирический герой? Куда он устремляет взгляд? - А почему к книге? | - К книге. - Для него они верные друзья, помогают в трудную минуту. |
2 этап работы с текстом | - Какое выражение в тексте может вызвать непонимание и вызвало ли оно у вас. | - Мне кажется, это выражение «нетленные странницы». Я не совсем его поняла. - А мне кажется, что это выражение обозначает «вечные», те, которые будут всегда. - Автор называет книгу «отрада из отрад» Мне тоже сразу не совсем было понятно это выражение. Потом я поняла, что именно книга приносит ему радость. | Коллективная система обучения |
Слайд № 7
Слайд № 8 | - Молодцы, дети. Я вижу. Что вы умеете самостоятельно вести диалог с автором и искать ответы на все вопросы в текстах | |
Технология текстоориентированного обучения. |
-Найдите в словаре Ожегова значение слова «отрада». -Запишите лексическое значение нового для вас слова. | Работа учащихся со словарем. Отрада – удовольствие, радость, удовлетворение. Делают записи в тетради. |
- Ребята, а как вы понимаете выражение «я пью тебя»? | - Читать увлеченно, с интересом. |
- Какое художественное средство использует Тукай? | - Метафору. |
- Почему именно метафору использует Тукай? | - Скрытое сравнение показывает, с каким упоением читает герой книгу. |
- Какие еще художественные средства использует поэт? | - Сравнение. И слово, как путеводная звезда. - Эпитеты. Бесстрашное сердце. - Вседневная суета чужда. Делают записи в тетради и на интерактивной доске в слайде презентации. |
- За что автор благодарит книгу? | - За то, что она дала возможность поверить в себя. |
3 этап работы с текстом. После чтения. Слайд № 9 | Концептуальная информация. - Каким вы увидели лирического героя в начале стихотворения? | - Подавлен, мечется, ничто его не радует. |
Технология текстоориентированного обучения. |
Подведение под подтекстовую информацию. | - Он изменился? Если изменился, то как? | - К концу стихотворения герой меняется. Он переродился, поднялся, потому что верит в себя, в мечту. - В последней строке он смотрит вдаль «с надеждою святой» Лирический герой избрал верный путь, от этого и душа радостная, и сердце становится бесстрашным, и суета каждодневная становится неважной, потому что есть цель в жизни. |
Рефлексия. Слайд № 10 | -Вспомните цель нашего урока. -Составьте кластер на слово «Книга» | -Какую роль в жизни лирического героя играет книга? - Она помогает в трудную минуту. - Герой верит в спасительную силу книги. - Книга спасает душу от терзаний, учит стойко переносить испытания, помогает обрести надежду на светлое будущее. | Коллективная система обучения
Технология развития критического мышления Метод «Кластер» |
- А вам близка эта авторская позиция. | - Ответы учеников. |
- Какие вопросы вы задали друг другу после работы с этим стихотворением? А может быть, у вас остались вопросы и для автора? | - Поближе познакомиться с детством поэта. - Узнать, кто из русских поэтов повлиял на творчество Тукая? Самооценка. |
Подведение итогов. Слайд № 11 | - Что может быть символом нашего урока? - Книга может быть символом любого урока литературы. Это наш самый верный друг, который никогда тебя не подведет. К творчеству этого поэта мы обязательно вернемся в 7 классе, попробуем провести исследовательскую работу о влиянии Лермонтова и Пушкина на поэтическую судьбу Тукая. | - Книга. | Коллективная система обучения |
| -Наш урок подходит к концу. Что мы делали сегодня на уроке? | - Читали текст, -отвечали на вопросы по тексту, -выказывали своё отношение к героям |
технология оценивания образовательных достижений |
- Оцените свою работу на уроке и заполните «Лист самооценки» Я узнал на уроке много интересного и многое запомнил. Я узнал многое на уроке, но не всё запомнил. Я узнал мало и мало что запомнил, нужно ещё повторить. | - Ответы учеников. Дети выполняют задание |
Дом. задание дифференцированно. Слайд № 12 | -Предлагаю вам домашнее задание. - написать развернутый ответ на вопрос «Верите ли вы спасительную силу книги?»; -написать сочинение-отзыв о любимой книге; - нарисовать иллюстрацию к стихотворению; -выучить стихотворение. | Учащиеся выбирают одно задание. | Технология разноуровневого обучения |
Я узнал на уроке много интересного и многое запомнил.
Я узнал многое на уроке, но не всё запомнил.
Я узнал мало и мало что запомнил, нужно ещё повторить.