«Нравственные проблемы в рассказе Сергея Махотина «Шестиклассник Серафим»
«Нравственные проблемы в рассказе Сергея Махотина «Шестиклассник Серафим»
Урок внеклассного чтения проводится в 6 классе. Программа по литературе под редакцией Коровиной В.Я. и др. Автор учебника Коровина В. Я. И др. Количество уроков литературы в неделю – 2 часа.
Данный урок знакомит детей с личностью одного из современных писателей, С. Махотиным, и его мировосприятием через анализ данного рассказа. Предназначен для работы с одаренными учащимися 6-7 классов, т.к. текст стихотворения А.С. Пушкина «Пророк» достаточно сложен для анализа и восприятия его учащимися этого возраста. А текст рассказа выбран для ребят очень удачно, так как раскрывает переживания их сверстника, учит школьников осознанию своего места в жизни, воспитывает способность к самопожертвованию, благородство и доброту. Методическая основа урока – установление межпредметных связей литературы с русским языком. Урок проведён с использованием информационно-коммуникационных технологий. Работа по стихотворению А. С. Пушкина «Пророк» может занять один или два урока (по усмотрению учителя). При изучении рассказа используются информационно-коммуникативные технологии, что позволяет учащимся самостоятельно решать и детально разрабатывать проблемы, выявленные в ходе урока. Презентация способствует развитию зрительно-слуховой памяти, помогает в проведении словарной работы: позволяет наглядно представить значение слова, определения, словарные статьи. Даёт наглядное представление о композиции рассказа, учит школьников работать со схемой. Кроме того, презентация содержит и другую наглядность: портрет автора рассказа, репродукции русских художников, позволяющих ученикам представить образ ангела-серафима. Одним из важнейших требований, предъявляемых сегодня к литературному образованию в школе, является использование активных методов обучения, стимулирующих познавательную деятельность учащихся и способствующих формированию умений конструировать свои знания, выводить гипотезы, анализировать результаты с точки зрения обозначения проблем. Урок разработан на основе коммуникативно-деятельностного подхода к обучению. Использование активных методов обучения, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала, смена видов деятельности (сравнительный анализ содержания и формы произведений, работа с сигнальными картами, художественный пересказ) способствовали повышению мотивации к учению. Проводилась системная лексическая, этимологическая работа, развитие терминологического аппарата учащихся. На уроке, построенном в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями, присутствовала атмосфера сотрудничества, духовного единства педагога и учащихся, это позволило учащимся проявит высокий уровень активности. Творчески работающего учителя урок может натолкнуть на интересные находки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Нравственные проблемы в рассказе Сергея Махотина «Шестиклассник Серафим» »
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5»
г. Бийска Алтайского края
Всероссийский конкурс
на лучшую методическую разработку по педагогике
«Лучшая методическая разработка-2014»
Номинация: «Урок»
Тема: «Нравственные проблемы в рассказе Сергея Махотина «Шестиклассник Серафим»
(6 класс)
Работу выполнила:
Данилова
Наталья Николаевна,
учитель русского языка
и литературы
2014 год
Тема: «Нравственные проблемы в рассказе Сергея Махотина «Шестиклассник Серафим»
(6 класс)
Цели:
выявить личностное восприятие текста; помочь осознанию чувства, которое возникает после прочтения;
развивать у детей навыки художественного пересказа, умение выражать свои мысли, обобщать сказанное;
на примере литературного образа суметь увидеть собственные внутренние качества, прочувствовать героя.
Оборудование: презентация, репродукции М. А. Врубеля, словарь С. И. Ожегова, распечатки рассказа С. Махотина и стихотворения А. С. Пушкина «Пророк», распечатки с заданиями.
Вступительное слово учителя.Слайд 1.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из авторов современной литературы, писателем Сергеем Махотиным, и его рассказом «Шестиклассник Серафим», а также со стихотворением А.С. Пушкина «Пророк», поскольку именно оно лежит в основе рассказа.
Слайд 2.
Биографическая справка.Слайд 3.
Сергей Анатольевич Махотин - детский писатель. Родился в городе Сочи в 1953 году. Окончил литературный институт имени Горького в Москве. С 1973 года живёт в Ленинграде-Санкт-Петербурге. Печатается с 1976 года в журналах «Уральский следопыт», «Костёр», «Пионер», «Искорка»», «Мурзилка»», «Весёлые картинки», «Детская литература», «Колобок» и других детских журналах и коллективных сборниках». Член Союза писателей с 1987 года. В настоящее время главный редактор журнала «Кодекс-info».
III, Беседа по содержанию рассказа.
- Итак, вы прочитали рассказ писателя С. Махотина «Шестиклассник Серафим», опубликованный в журнале «Костёр» в 2003 году. Чем привлекает вас рассказ? Каковы ваши впечатления? Слайд 4.
- Какие эпизоды являются ключевыми в композиции рассказа? Слайд 6.
- Прочитайте 1-й абзац рассказа. Почему девятиклассники развеселились? Чем будут являться описанные в этом эпизоде события в композиционном отношении? Слайд 4.
(Школьники развеселились, потому что в шестом классе действительно учился мальчик по имени Серафим, Этот эпизод является завязкой).
- В центре рассказа – мальчик. Что мы узнаём о Серафиме?
- Как к Серафиму Перецыну «прилепилось» прозвище?
- Что испытывает Серафим в связи с новым прозвищем?
( «Впервые в жизни Перецын ощутил одиночество».)
- Заполните схему в тетради. Слайд 5.
- Как Серафим относился к своему имени? А к новому прозвищу?
( Не любил своё имя, но что поделаешь…, новое прозвище прилепилось к нему, как липучка; обидное и странное. «Он перестал улыбаться. нахватал двоек и похудел»).
- Какое событие является кульминацией рассказа? Почему ? Слайд 6.
- В связи с чем Серафим решил прочитать стихотворение А. С. Пушкина?
- Чтение эпизода «Серафим Перецын читает стихотворение А. С. Пушкина «Пророк». Слайд 7.
- В какой обстановке происходит чтение стихотворения?
- Какие предложения использует автор? Почему? Каковы первые впечатления Серафима от чтения стихотворения А. С. Пушкина «Пророк»?
(Стихотворение поразило Серафима, был потрясён пушкинским текстом).
IV. Работа по стихотворению А.С. Пушкина «Пророк».
- Чтение стихотворения наизусть.
- Итак. Серафим был потрясён стихотворением, но в нём многое было ему непонятно, непонятно и нам. Стихотворение называется «Пророк». А кто такой пророк?
Лексическое значение слова «пророк». Слайд 8.
ПРОРОК. 1. В религии: избранник Бога на земле, открывающий его волю и смысл истории = прошедшее, настоящее и будущее. 2. Перен. Тот, кто пророчит, предсказывает что-нибудь.
- Подберите и запишите однокоренные слова к слову «пророк», выделите корни. Слайд 9.
ПРОРОЧЕСТВОВАТЬ. Произносить или заключать в себе пророчество, предсказывать.
ПРОРОЧИТЬ. Предвещать, предсказывать.
= Какова же этимология слова «пророк»? Что помогает понять история его происхождения?
(Исторический корень обозначает основной вид деятельности пророка говорение, а приставка подчёркивает значение «вперёд»).
- Итак. в обычной жизни мы употребляем это слово в переносном значении. Основное значение этого слова связано с религиозными учениями. В разных религиях мира есть пророки. Кто они? Откуда брались? Что именно говорили людям от имени и по воле Бога?
В Библии указывается, что стать пророком мог не каждый человек, Бог призывал к себе на служение избранных, особых людей, при этом не важно, из какого рода происходил человека: царского или пастушеского.
- В стихотворении Пушкина мы видим, как предельно обострились чувства человека-пророка, как расширилось восприятие им внешнего мира: он может увидеть и услышать то, что невозможно обычному человеку, он услышал даже звук, издаваемый крыльями летящих ангелов (бестелесных существ!). Пушкин показывает, как будто серафим заменяет человеку- пророку язык и сердце. Слайд 10.
- Кто же такой серафим? «И шестикрылый серафим на перепутье мне явился».
Справка. Слайд 11.
СЕРАФИМ – ангел одного из высших ангельских чинов. Ангелы – бестелесные существа, одарённые разумом и волей, передающие волю и слово Бога людям и охраняющие Божий престол. Это шестикрылые небесные создания. «Вокруг его стояли серафимы; у каждого из них было по шести крыл; двумя закрывал каждый лицо своё, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал», - говорится в Библии.
Слайд 12..
- Как и в библейском сюжете, у Пушкина показано превращение обычного человека в пророка. В этом процессе принимал участие шестикрылый ангел, серафим. В результате преображения пророк отправляется в мир исполнять волю Бога, проповедовать от имени Бога.
Многие стихотворения Пушкина написаны просто и понятно. А это, безусловно, трудно понять с первого раза.
- Назовите примеры устаревших слов. Слайд 13.
Глагол (слово), горний, десница (правая рука), дольний (от слова «долина»), зеница (зрачок), отверзать (отворить, распахнуть), отверстый открытый), перст (палец), прозябанье (жалкое существованье). уста (губы);
устаревшие фонетически и орфоэпически:
(воздвигнуть, восстать, лозы, волею);
устаревшие грамматические формы:
(мудрыя змеи, гад морских, виждь);- Какие слова употребляются в современном русском языке с высокой стилистической окраской?
- Какой союз повторяется в стихотворении? Как называется такой приём? (Анафора).
-Найдите примеры инверсии.
- Перечитайте заключительные строки стихотворения. Переведите на современный русский язык. Слайд 14.
Вставай пророк! Смотри и слушай,
Наполнись волею моей,
И, обходя моря и сушу,
Словами жги сердца людей.
Чтение стихотворения «Пророк» наизусть повторно.
- Как изменилось отношение Серафима к своему имени после чтения этого стихотворения?
(Он полюбил своё имя – Серафим).
- Какие изменения произошли в жизни Серафима?
- А что обозначает имя Серафим в переводе? (Пламенный).
Стихотворение стало событием в жизни Серафима. О каком ещё событии, изменившем жизнь героя рассказа, говорит автор?
- Пересказ эпизода «Спасение старшеклассницы».
Спасённой старшеклассницей оказалась та самая Таня, которая навестила больного, чтобы поблагодарить за своё спасение.
- Чтение эпизода «Сон Серафима», который видит мальчик после ухода Тани.
-Чем интересен этот эпизод с языковой точки зрения?
- Ангел сказал: «Живи, мальчик». И хотя болезнь была очень тяжёлой и длительной, Серафим поправился. Ангел является Серафиму, чтобы облегчить его страдания.
- Какова развязка рассказа?
- Что главным было для вас на этом уроке? Сформулируйте свою конкретную тему, впишите её в свободную строку.
- К каким выводам вы пришли сегодня на уроке? Помог ли наш урок разобраться в содержании рассказа?
- Что вызвало у вас чувства и переживания? Слайд 15.
Вывод: Чтение стихотворения А. С. Пушкина «Пророк» изменило отношение Серафима к своему имени и к жизни. Он понял, что рождён не просто, чтобы продолжить цепочку поколений, а достойно продолжить, что нужно быть человеком, способным на поступок, на самопожертвование. Таким образом, одно событие может изменить жизнь человека, заставить его по-новому взглянуть на себя и на своё предназначение в жизни.
Домашнее задание: напишите сочинение на тему «Что изменилось в моём понимании рассказа после его изучения на уроке».
Приложение 1 – рабочие материалы
Приложение 2 – рассказ С. Махотина «Шестиклассник Серафим»
Приложение 3 – стихотворение А. С. Пушкина «Пророк».
.
Список используемой литературы:
С.А. Махотин. «Шестиклассник Серафим»
С. И. Ожегов. Словарь русского языка: М., «Русский язык», 1987
А.С. Пушкин. «Пророк»: М., «Художественная литература», 1978, с. 256