kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Нравственные уроки в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Урок  комплексного применения знаний и умений                  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Нравственные уроки в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»»

6


Ф.И.О. педагога: Михолап О.В.

Предмет: литература

Класс: 6

Тип урока: урока комплексного применения знаний и умений

Технология: технология дебатов, технология проектного обучения

Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая


Ход урока

Учитель читает

«У маленькой Кати большая радость- поправился её папа. Больше года он болел, в больнице лежал, три операции перенёс. Мама и Катя горевали. Не раз, бывало, проснётся ночью Катя и слышит: мама тихо плачет.

А сегодня отец уже на работе. Здоровый и бодрый.

Встретила девочка во дворе двух своих одноклассников, Петю и Гришу, и поделилась радостью:

- Наш папа выздоровел!

Мальчики посмотрели на Катю с удивлением и, ничего не сказав, побежали гонять мяч. Катя подошла к девочкам, игравшим в «классы».

- Наш папа выздоровел,- сказала она.

Одна из девочек, Нина, с удивлением спросила:

-Ну и что же?

Катя почувствовала, как к горлу подкатил тяжёлый комок, дышать ей стало трудно. Она отошла к одинокому дереву и заплакала».


-Почему, ребята, Катя заплакала? В чём смысл истории, рассказанной известным педагогом Василием Сухомлинским?


(Никто не поддержал. Необходимы рядом такие люди, которые поддержат в трудной ситуации, подскажет выход из неё)


-И мы точно знаем, как бы ответили на этот вопрос умудрённые житейским опытом писатели.

Работаем у доски «Установи соответствие» (портрет писателя + иллюстрация + цитата)

Короленко

Паустовский

Куприн

Астафьев


- Какое понятие объединяет этих писателей?


нравственность


-Что такое нравственность, спросим у нашего эксперта. (выступления эксперта)

нравственность - внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек.

-какие уроки преподают нам эти писатели? (нравственные)

- А Астафьев преподает нам эти уроки?

-Тема нашего урока?

«Нравственные уроки рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой» (запишем)


- Чем же мы будем сегодня на уроке заниматься? (нужно определить, какие нравственные уроки получил главный герой)


-Начнем. Исполнилась ли мечта мальчика –получить пряник конем?

-Счастливое завершение истории. Какой ценой достался мальчику этот конь? Как по-вашему, заслужил он его или нет?


Начинаем ролевой проект

Правильно ли бабушка поступила,

что купила внуку «пряник конём»?

да нет

Сегодня мы поспорим, потому что….( «В споре рождается истина»)


У1

Мы утверждаем, что герой рассказа заслужил пряник-конем.

Действие рассказа происходит в одной из сибирских деревень на Енисее в первые годы гражданской войны. Это было трудное время, страна разорена воинами. Жили люди бедно, часто не хватало необходимого – пищи, одежды, то, к чему мы привыкли. Конь с розовой гривой такой романтический, сказочный образ «Он белый-белый этот конь. Грива у него розовая, хвост розовый, глаза розовые,копыта тоже розовые….его можно засунуть под рубаху, бегать и слышать, как конь лягает копытами в голый живот. Холодея от ужаса – потерял- хвататься за рубаху и со счастьем убеждаться, что тут он, конь-огонь!». И вот это «конь-огонь!», оказывается всего-навсего «пряником». (Рисунок)

И для детей того времени это мечта, потому что даже в хорошей семье дети не всегда едят до сыта. Соседские ребятишки всегда голодные. Бабушка героя никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба. «Ешь за столом, иначе худо будет».

И этот пряник его надо заработать. Чтобы его заработать, необходимо набрать туесок земляники для продажи. И он отправляется вместе с левонтьевскими ребятишками на увал собирать ягоду. (Рисунок)

Витя бы собрал если бы не Санька. Он ему помешал. Сначала съели все ягоды.

Потом он обманул бабушку (положил в туесок траву, а ягоду только сверху) этому тоже Сашка научил.

Калачи украл у бабушки, чтобы задобрить Сашку, чтобы тот не наябедничал.

Наш герой раскаивается, его в конце-концов мучают муки совести. А раз человек раскаивается, значит, ему можно купить пряник конем. И бабушка правильно сделала, что купила это лакомство.





























Зная какие они, не ходил бы с ними, зачем он пошел с ними?

Как воспитывали Витьку?

Как воспитывали детишек Левонтия?»



О1

Да, мы согласны с тем, что сказала ….и что это было трудное время, в семьях дети не всегда ели до сыта. И чтобы что-то получить надо было это заработать. Но наш герой пряника не заработал.

Сначала съели все ягоды.

Потом он обманул бабушку.

Калачи украл

…..не сказала, что Витю постоянно тянуло в семью д. Левонтия. А в какую семью его тянуло? Детей там было много «там были ребятишки и ничего больше». Дом их стоял «сам собою, на просторе…(читать) даже изгороди дома не было. Зимой жерди, хворостины, старые доски «исчезали в утробе русской печи» даже крыльца не было. Его заменял истюканный топором чурбак. Почему так жили? Детей было много, отец сильно пил, деньги пропивал, работать не любил. Бабушка ругала его за безделье, но Левонтий отвечал «Петровна, я слободу люблю!» пьяный он мог расколоть стекла, ругался, гремел, плакал».

Вот в такую семью тянуло героя. Если он постоянно тянется к плохому, за что же покупать ему пряник?


-Но его что-то привлекало в этой семье. И это не то плохое, о чем говорила О1.

ЧТО ПРИВЛЕКАЛО В СЕМЬЕ Д. ЛЕВОНТИЯ ВИТЮ?



Героя рассказа тянуло к Левонтию, потому что семья Левонтия была не похожа на другие семьи в деревне. Мальчика там кормили и вслух жалели сироту.


У2

Мы продолжаем утверждаем, что герой рассказа заслужил пряник-конем.

Хочу привести доказательства того, что герой не собрал ягоду из-за левонтьевских детей.

Когда начали собирать ягоду, то наш герой (см. «Я собирал старательно…)

Он не решается идти на речку, пока не собраны ягоды (см. «не набрал полную посуду»)

Необходимо сказать, что пошел наш герой с такими ребятишками, кто не любит работать (см…..

Левонтьевские хитрые, ленивые, к тому же ябеды. Старший надавал пинков за то, что жрали ягоды, автор использует глаголы «валяются», «подскочил», «пнул» и др.

Сценка .

Проговорившись о прянике, о том, чтобы съесть все ягоды, ему нельзя было отступать, нельзя было опозориться., нельзя показаться жадным.. так и получилось. Левонтьевская орда вмиг уничтожила ягоду.

Как обмануть бабушку его Санька научил (см.)

И его уже и дальше понесло «Я еще калач украду».

Санька над ним ржал «Нам-то ништяк, а тебе-то хо-хо». Витя понимает, что виноват.

А раз понимает, значит, ему можно купить пряник. И бабушка правильно сделала, что купила.


















-Почему все-таки пошел Витя у Сашки на поводу?

- Какие нравственные ценности есть в семье Вити?

-Если бы представилась возможность встретиться с Витей после совершённого обмана. Что бы ты ему посоветовала?



















-Все это было. Но не ужели герой не раскаивается, неужели он не меняется в своих размышлениях?


- Почему он убегает?


- Есть ли нравственные ценности в семье Левонтия?

О2.

Мы все равно утверждаем, что Витя не заслужил пряника.

Мы видим из сказанного, как он легко стал таким же, как и левонтьевские ребята. Я тоже это могу подтвердить примерами. Когда были съедены все ягоды, он. Как и все участвовал в развлечениях.

Растерзали рыбу за некрасивый вид.

Пуляли камнями в птичек и подшибли стрижа…

Забегали в устье холодной пещеры, где жила..нечистая сила..

А когда показывается лодка, он вообще убежал.

А какой позор бабушка испытала, когда продавала землянику… За что же она ему должна купить пряник конем?

      На иллюстрации запечатлен эпизод, когда мальчик после ночи в кладовке сел за стол: «Бабушка одним махом плеснула в бокал молока и со стуком поставила посудину передо мной». Наиболее удачно передано движение бабушки. Ей жалко внука, и в то же время она понимает, что его надо наказать. Это удалось отразить художнику.



На протяжении всего рассказа, а именно с того момента, когда были съедены все ягоды, герой боролся с самим собой, и мы этого не отрицаем.

«покаялся»….

«хорохорился я»…..

«напустил на себя отчаянность»…

«что только будет?» когда обманул, когда украл калачи.

«А если разбудить ее и все рассказать…»

«приготовился к каре за содеянное злодейство»….

«зачем я так сделал?» на рыбалке

«и пожалеть меня некому» когда вспоминает о матери, бабушке и дедушке», и когда Санька опять учит как поступить. Он ему говорит «Не буду так делать! И слушать не буду!» а когда показывается лодка – он опять убегает!





У3

Мы продолжаем утверждаем, что герой рассказа заслужил пряник-конем.

И что герой не собрал ягоду из-за левонтьевских детей. Но нам кажется, хорошо, что наш герой, даже в таком возрасте, столкнулся с противоположным миром. Каким бы он маленьким не был, он получил хороший урок.

Это естественно, что он пошел у них на поводу, он же младше. Также и естественно то, что он поступал так же как и они. Но никого из них не мучила совесть, а Витю мучила. И самое главное об этом знала бабушка. Она его воспитывала, она знала, что от содеянного внук страдает. В этом проявляется ее мудрость.

Витя осознает свою вину, особенно проявляется это в конце, когда бабушка рассказывала, как она опозорилась с этой земляникой.

От закрылся, чтобы помереть скорее…» чтобы не слышать, как каждому встречному бабушка рассказала об обмане. По вине его и бабушка обманула и покупателя.

Мальчик чувствует, что он опозорился на весь мир.

Бабушка не знала об этом, но знала, что он мучается и раскаивается в своих «злодеяниях», поэтому купила ему пряник конем.

Я думаю, заслуженно.





О3

Мальчик пошел за земляникой, в итоге земляники нет. Дабы скрыть это, послушал Саньку. положил в емкость травы и присыпал ее сверху земляникой. Он не только обманщик, но и еще оказался вором. На что он способен выяснилось вмиг.

Понятно, что он ребенок, что попал под влияние, понимает, что не прав.

Да, бабушка любила его, и хотела заставить его пожалеть о своём поступке, чтобы он почувствовал угрызения совести и может и не хотела она покупать пряник. Если бы не купила, то это было бы тоже хорошим уроком. Сколько в жизни так поступают бабушки и мамы. Да почти постоянно. Что, они покупают детям игрушки или сладости за какую-то провиннось? Нет. наш герой бы и так не повторил такое никогда. Он получил хороший урок. Напротив, в следующий раз он бы добился, чтобы бабушка ему купила пряник. Но такой поступок не оставил бы такой памяти, как этот, потому что действительно, бабушка поступила мудро. Она на зло ответила добром. Не каждый это может.



Физминутка


Подведем итоги нашего проекта «Правильно ли бабушка поступила, что купила внуку «пряник конём»? Эксперт подводит итог нашим дебатам по критериям и оглашает результаты.






-Вернемся к началу урока. Как вы думаете, фотография какого писателя должна оказаться рядом?

-Кто поддержал Витю и помог выйти из невыносимого положения?

-Вспомним цель нашего урока. (определить, какие нравственные уроки получил главный герой)

  • Признаваться в содеянном

  • Спешить делать добро

  • Надо быть милосердным

  • Нужно уметь верить в человека


- Чем является в рассказе конь с розовой гривой? Игрушкой, сладостью или символом?


- На всю жизнь запомнил Виктор Петрович этот случай из жизни, пронёс светлые

воспоминания о бабушке. В рассказе «Последний поклон» он пишет:

«И живёт в сердце вина. Гнетущая, тихая, вечная. Виноватый перед бабушкой, я

пытаюсь воскресить её в памяти, поведать о ней другим людям, чтоб в своих

бабушках и дедушках, в близких и любимых людях отыскали они её, и была бы её

жизнь беспредельна и вечна, как вечна сама человеческая доброта… Нет у меня

таких слов, чтоб смогли передать всю мою любовь к бабушке, оправдали бы меня

перед нею… Я знаю, бабушка простила бы меня. Она всегда и всё мне прощала. Но

её нет. И никогда не будет. И некому прощать».

Эти слова посвящены не только Екатерине Петровне, а всем близким людям,

которые воспитывают нас своей любовью, мудростью и добротой.

И, возвращаясь к книге «Последний поклон», ответьте, пожалуйста, на вопрос: кому же этот поклон? Что означает этот поклон?

(Поклон бабушке, ее жизненным урокам. Поклон за доброту, умение прощать.  Это знак благодарности за то, что Виктору дала бабушка).




























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Нравственные уроки в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»

Автор: Михолап Ольга Викторовна

Дата: 01.03.2017

Номер свидетельства: 396939

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "конспект урока литературы "Жить по совести... Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой""
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekturokalitieraturyzhitposoviestinravstviennyieprobliemyrasskazavpastafievakonsrozovoighrivoi"
    ["file_id"] => string(6) "265523"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449976686"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Урок литературы в 6 классе по произведению  В.Астафьева «Конь с розовой гривой». "
    ["seo_title"] => string(82) "urok-litieratury-v-6-klassie-po-proizviedieniiu-v-astaf-ieva-kon-s-rozovoi-ghrivoi"
    ["file_id"] => string(6) "187610"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426531226"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "В.П.Астафьев. Рассказ «Конь с розовой гривой»."
    ["seo_title"] => string(40) "v_p_astafev_rasskaz_kon_s_rozovoi_grivoi"
    ["file_id"] => string(6) "610309"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1655840284"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Открытый урок.  «Жизненные уроки героя» по рассказу В. Астафьева «Конь с розовой гривой»"
    ["seo_title"] => string(88) "otkrytyi-urok-zhizniennyie-uroki-ghieroia-po-rasskazu-v-astaf-ieva-kon-s-rozovoi-ghrivoi"
    ["file_id"] => string(6) "249413"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446897549"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Конспект урока литературы "Жизненные уроки героя" (по рассказу В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой")"
    ["seo_title"] => string(104) "konspiekt-uroka-litieratury-zhizniennyie-uroki-ghieroia-po-rasskazu-v-p-astaf-ieva-kon-s-rozovoi-ghrivoi"
    ["file_id"] => string(6) "306624"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458152665"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства