Просмотр содержимого документа
«Нравственные уроки повести Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"»
План-конспект урока по детской литературе с практикумом по выразительному чтению
Тема: Нравственные уроки повести Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»
Курс: 3.
Специальность: «Преподавание в начальных классах»
«Не зная Толстого, нельзя считать
себя знающим свою страну,
нельзя считать себя культурным
человеком»
М. Горький
Цель урока: выявление идейного замысла, художественного своеобразия, педагогической ценности повести Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»
Задачи урока:
познавательный аспект: продолжить знакомство с произведениями Л. Н. Толстого, вошедшими в круг детского чтения (жанр – повесть);
развивающий аспект: развитие аналитических умений и творческих способностей студентов через использование приемов анализа, воспроизведения и интерпретации художественного текста; расширение лексического запаса (знакомство с диалектными словами, историзмами), расширение кругозора;
учебный аспект: совершенствование навыков выразительного чтения и творческого пересказа художественных текстов;
воспитательный аспект: воспитание межнациональной толерантности, развитие положительных личностных качеств (честности, мужества, воли, чувства взаимопомощи) через оценивание героев произведений, жизненных ситуаций.
Оборудование: интерактивная доска, ПК, репродукции картин А. Киселева "Горный пейзаж (Кавказские вершины)" (1880), А. Мещерского "Кавказ" (1873), дидактический материал, презентация
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Сообщение темы и формулирование цели занятия:
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями Л. Н. Толстого, вошедшими в круг детского чтения. На прошлом уроке мы увидели, насколько многообразны по тематике и жанрам произведения писателя, составившие его знаменитые «Азбуки» и «Русские книги для чтения». Цель этого урока – выявить идейный замысел, художественное своеобразие и педагогическую ценность повести-были «Кавказский пленник». Сегодня на уроке мы превратимся в читателей-исследователей, в читателей-лингвистов (т.е. языковедов) и в читателей-литературоведов, так как без внимательного отношения к слову, сочетанию слов, их смыслу, без знания основ литературоведения невозможно постичь всю глубину художественного текста. Нам предстоит наблюдать, размышлять, рассуждать, озвучивать, говорить от имени героев, делать выводы и заключения, поэтому начнем с традиционной речевой разминки.
3. Речевая разминка:
1. Упражнения на дыхание:
- сделать глубокий вдох, выдох медленный, плавный.
4. Сформулируйте задания для следующего упражнения:
Была тишина, тишина, тишина…
Вдруг грохотом грома сменилась она.
И вот уже дождик тихонько - ты слышишь?
Закрапал, закрапал, закрапал по крыше.
Наверно, сейчас барабанить он станет…
Уже барабанит! Уже барабанит!
Прочтите, выполняя задания.
5. Упражнения на отработку дикции и артикуляции:
Скороговорки:
Проворонила ворона вороненка.
Все бобры добры для своих бобрят.
4. Проверка домашнего задания:
составление аннотированного списка произведений Л.Толстого для детей (методическая копилка)
5. Новая тема:
Первейшее условие верного восприятия текста - понимание каждого его слова. Ни одно слово в произведении не бывает случайным. С. Маршак писал: "На всех словах - события печать. Они дались недаром человеку".
Мы начнем с вами с осмысления названия произведения - "Кавказский пленник".
КАВКАЗ - территория между Черным, Азовским и Каспийским морями, в пределах Альпийской складчатой области св. 500 тыс.кв.км. Делится на Северный Кавказ, Предкавказье и Закавказье.
- Какие ассоциации рождает это слово?
Действительно, многие художники, восхищаясь красотой Кавказа, создали замечательные полотна с изображением природы Кавказа и его горных массивов (фотографии и репродукции картин с видом Кавказа).
У величайших русских поэтов А. Пушкина, М. Лермонтова мы находим замечательные стихи о неповторимой природе Кавказа.
(выразительное исполнение стихотворения Пушкина студентом)
КАВКАЗ
А.Пушкин
Кавказ подо мною. Один в вышине
Стою над снегами у края стремнины;
Орёл, с отдалённой поднявшись вершины,
Парит неподвижно со мной наравне.
Отселе я вижу потоков рожденье
И первое грозных обвалов движенье.
Здесь тучи смиренно идут подо мной;
Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады;
Под ними утесов нагие громады;
Там ниже мох тощий, кустарник сухой;
А там уже рощи, зелёные сени,
Где птицы щебечут, где скачут олени.
А там уж и люди гнездятся в горах,
И ползают овцы по злачным стремнинам,
И пастырь нисходит к весёлым долинам,
Где мчится Арагва в тенистых брегах,
И нищий наездник таится в ущелье,
Где Терек играет в свирепом веселье;
Играет и воет, как зверь молодой,
Завидевший пищу из клетки железной;
И бьётся о берег в вражде бесполезной
И лижет утёсы голодной волной:
Вотще! Нет ни пищи ему, ни отрады:
Теснят его грозно немые громады.
Но название произведения заключает еще одно слово, которое подсказывает, что повествование не будет безмятежным. Это слово – плен (ассоциации, вызываемые этим словом – ВОЙНА, горе, страдание, смерть).
- Кто был взят в плен? (русские офицеры)
- Кем были пленены герои? (горцами, кавказцами)
КАВКАЗЦЫ - это горские народы, в большинстве своём исповедующие мусульманскую религию (чеченцы, дагестанцы, осетины, ногайцы, аварцы и татары).
- Почему кавказцы взяли русских офицеров в плен? Ответ дает писатель в первых строках произведения: «На Кавказе тогда война была".
- Вспомним историю. О каких событиях идет речь?
КАВКАЗСКАЯ ВОЙНА 1817-1864, война Российской империи с горскими народами Северного Кавказа.
Борьба горцев-мусульман с русскими проходила под флагом газавата ("войны мусульман с иноверцами"). Закончилась присоединением Чечни, Горного Дагестана и Северо-Западного Кавказа к России.
Кавказская война оказалась самой продолжительной из войн Российской империи: победа была достигнута за счет многократного численного перевеса русской армии и ее подавляющего технического превосходства.
«Кавказский пленник» - произведение о войне на Кавказе, о войне между людьми разных национальностей, разной культуры, разной веры.
- Зачем Толстой рассказывает детям о войне, ведь война – тема не детская? И только ли о войне это произведение? Я думаю, ответить на этот вопрос мы сможем в конце урока.
- А теперь обратимся к фактам биографии Л. Т. Толстого, чтобы понять его отношение к описываемым событиям:
В 1851 старший брат Николай, офицер действующей армии, уговорил Толстого ехать вместе на Кавказ. Почти три года Толстой прожил в казачьей станице на берегу Терека, выезжая в Кизляр, Тифлис, Владикавказ и участвуя в военных действиях (сначала добровольно, потом был принят на службу). Кавказская природа и патриархальная простота казачьей жизни, поразившая Толстого по контрасту с бытом дворянского круга и с мучительной рефлексией человека образованного общества, дали материал для автобиографической повести "Казаки"(1852-63). Кавказские впечатления отразились и в рассказах "Набег" (1853), "Рубка леса" (1855), а также в поздней повести "Хаджи-Мурат" (1896-1904, опубликована в 1912).
Вернувшись в Россию, Толстой записал в дневнике, что полюбил этот "край дикий, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи - война и свобода".
Именно эта тема и звучит в названии повести. В произведениях о Кавказе Толстой осуждал жестокость царского правительства, посылавшего свои войска разорять и сжигать аулы горцев. В то же время писатель осуждает предводителя горцев и его соратников, своей жестокостью не уступавших царским генералам. Толстой выступает против национальной розни, против тех, кто натравливает один народ на другой.
- Еще одна деталь, которая не должна пройти мимо пытливого читателя: определение жанра произведения. Во многих изданиях жанр произведения обозначен так, как это сделал Л. Толстой: повесть-быль. Для чего автор сам определяет жанр произведения?
СЛОВАРЬ:
БЫЛЬ – описанные события вполне могли произойти и происходили
ПОВЕСТЬ – эпическое произведение, в котором действуют не один или два, как обычно бывает в рассказе, а много героев и где изображается не одно событие, а ряд событий из жизни главного героя. В повести может быть и два главных героя, остальных называют действующими лицами.
- Так сколько же главных героев в этой повести? Почему в названии указание на одного человека, а пленных русских офицеров было два?
- Мы подошли к очень важному моменту в анализе литературного произведения: характеристике героев. Какой прием лежит в основе изображения Жилина и Костылина? (антитеза).
сам говорит об отношениях с татарами: "с ними что робеть, то хуже";
о нём татары: "ты все серчаешь";
"корош урус";
"на всякое рукоделье мастер был" ;
"грузный, толстый, весь красный";
о нём татары: "смирный";
Поведение героев во время нападения татар:
"доберусь до ружья, я сам не дамся", "заместо того, чтобы подождать, только увидел татар, закатился что есть духу к крепости";
Поведение героев во время побега:
проявляет волю, мужество, находчивость, стойкость, активно борется, не соратник, а обуза;
страдает, проявляет эгоизм, плохо переносит боль, усталость, бездействует.
- Кто, кроме Жилина, является еще положительным героем повести? Почему?
- Девочка Дина. Кто она, герой или предатель? Каково отношение автора к Дине? Докажите словами текста.
- Как возникла дружба Дины с Жилиным? Чем понравился ей русский офицер?
- Роль образа Дины в повести. Носителем какой идеи является эта героиня?
Одним из способов раскрытия характера героя является изображение отношения к нему других персонажей.
- Как относятся враги к Жилину и почему?
ТВОРЧЕСКИЙ ПЕРЕСКАЗ: передайте описываемые события от лица какого-либо персонажа произведения.
- Зачем Толстой пишет об этих событиях детям? Как доказать, что адресат произведения – дети? (сказочная манера повествования, динамизм, присутствие героя-ребенка, познавательное начало произведения: изображение жизни другого народа, их обычаев, нравов, быта), описание исторических событий через описание судьбы конкретных людей)
С помощью отдельных слов (лексических единиц) Толстой погружает нас в мир одного из горских народов - татар. Это слова, взятые из татарского языка, который относится к тюркским языкам:
(Студенты предварительно получили задание выписать незнакомые слова из текста произведения. Список слов составлен студентами до урока)
Аул - татарская деревня;
Ногаец - представитель народности тюркской языковой группы, живущей на Северном Кавказе;
Сакля - жилище кавказских горцев;
Бешмет - стёганый полукафтан у татар, кавказских народов;
Черкеска - узкий длинный кафтан, затянутый в талии, без ворота и с клинообразным воротом на груди (у кавказских горцев и казаков);
"Айда!" - "Идём!"
Войлок - плотный толстый материал из валяной шерсти;
Галунчиком обшит, галун - нашивка из золотой или серебряной мишурной тесьмы на одежде;
Буза - татарское пиво;
Сафьянные башмачки - из мягкой козьей или овечьей кожи специальной выделки, окрашенные в яркий цвет;
Чалма - головной убор у мусльман;
"Урус" - русский
Джигит - молодой человек; молодец, удалец;
Мечеть - молитвенный до у мусульман, "церковь ихняя";
Шептала - сушеные абрикосы и персики с косточками;
Мекка - священное место паломничества мусульман;
Хаджи - тот, кто побывал в Мекке, почётный человек;
Алла! - обращение к Богу;
Мулла - служитель культа у мусульман.
Имена: Кази-Мугамед, Абдул-Мурат
Кроме того, чтобы погрузить нас в мир татарского аула, Л. Толстой даёт читателю описание одежды и внешнего вида татарина (мужчины), татарки (женщины), татарских мальчишек и татарской девочки. Также даётся описание татарского аула.
Вывод: с какой целью автор вводит так много деталей жизни другого народа?
- Какую роль играет изображение природы Кавказа? Найдите эпизоды, в которые писатель включает пейзаж. С чем, по-вашему, это связано?
Вывод: нравственные уроки повести «Кавказский пленник», актуальность звучания повести в современной школе, ее педагогическая ценность.
В повести «Кавказский пленник», напечатанной в четвертой «Русской книге для чтения», нашли воплощение мысли Толстого о том, что историю как науку в школе преподать не следует, а нужно лишь «возбуждать чувство», давать детям впечатление от исторического события. «Кавказский пленник» знакомит детей с эпизодами войны на Кавказе. Русские офицеры показаны не столько как воины, а как люди, находившиеся в сложном положении – психологическом противостоянии с пленившими их горцами. Два человека, два разных характера. В образе Жилина воплотились идеальные черты русского человека: мужественность, смелость, прямодушие, гуманность. В условиях плена он находит себе занятия, в его руках спорится всякое дело. Эти качества вызвали уважение у представителей кавказского народа и чувство глубокой симпатии и привязанности у татарской девочки Дины. Она оценивает Жилина не как врага, ведущего борьбу с ее народом, а как мужественного, доброго, интересного человека. С образом Дины связана толстовская идея о безобразии, бесчеловечности войны. Своим поступком, идущим от сердца, ребенок показывает противоестественность вражды людей, живущих на одной земле. Актуальность звучания произведения определяется тем, что проблема межнациональной толерантности является одной из самых серьезных в современном мире. Поступок героини Л. Толстого – яркий пример и урок взрослым, какими должны быть отношения между людьми разных национальностей, урок нравственности.
Список литературы:
Детская литература/ И. Н. Арзамасцева, С. А. Николаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
Детская литература. Выразительное чтение: практикум: учебное пособие для студентов средн. Проф. учеб. Заведений под ред. Т. В. Рыжковой. М.: Издательский центр «Академия», 2007.
И. Каштанова «Л. Н. Толстой и детях и для детей»/ Приокское книжное издательство, Тула, 1971.