Просмотр содержимого документа
«Н.С.Лесков "Левша"»
Внеклассное чтение
Н.С. Лесков «Левша».
Цель:
- показать ученикам жанровые особенности сказа, его связь с народным творчеством; мастерство Лескова-сказителя;
- развивать образное и логическое мышление, память и речь;
- воспитывать гражданскую позицию, любовь к отечеству и историческому наследию народа.
Ход урока
I. Организационный этап
II. Актуализация
1. Рабочая тетрадь, задание 58.
Допишите определения. Используйте, если нужно, литературоведческий словарь.
Сказ – это особый тип повествования _______________________________
В сказе широко используются _______________________________________
Вспомните, кто их русских писателей использовал жанр сказа?__________
2. Беседа.
- В какие годы жил Лесков?
- Какие произведения принесли Лескову признание и славу?
- Какая лексика используется в сказе?
- С чем связано обращение писателей к сказу?
- В какой манере и когда написан «Левша»?
III. Формирование новых понятий и способов действия.
1. Беседа.
- Почему так много в тексте произведения необычных, искаженных слов?
Рассказчик – простой человек, малограмотный, который изменяет иностранные слова, чтобы было «понятнее». Многие слова приобрели юмористический смысл в духе народного понимания.
Кунсткамера– музей, собрание редких вещей.
Кизлярка – виноградное кислое вино.
Нимфозория – нечто диковинное, микроскопическое.
Дансе– танец.
Мелкоскоп– микроскоп.
Свистовые– вестовые, посланные для передачи вести.
Тугамент– документ.
Озямчик– крестьянская одежда вроде пальто.
Грандеву– встреча, свидание.
Долбица – таблица.
- Какие элементы фольклорных произведений вы заметили?
Зачин: царь «захотел по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть; повторы: император удивляется чудесам, а Платов остается равнодушен к ним; мотив дороги: «сели в карету и поехали»; концовка сказа содержит назидание: «А доведи они Левшины слова в свое время до государя, - в Крыму на войне с неприятелем совсем бы другой оборот был».
- За завесой иронии и нереальности описываемых событий писатель скрывает множество проблем русской жизни. Одной из центральных является проблема творческой одаренности человека.
Цель нашего урока – обратить внимание на жанровые особенности сказа, на связь сказа с народным творчеством; осмыслить своеобразие изображения Лесковым особенностей русского национального характера. Для реализации своей задачи автор не случайно выбрал жанр сказа.
- Сказ отличается не только особым языком, но и особым характером рассказчика. Чем можно доказать особый склад характера рассказчика?
Особым взглядом на привычные вещи.
- Значит, чтобы понять взгляды рассказчика, мы должны разобраться в идее сказа.
- К кому обращается Платов за помощью? Почему избраны именно туляки? Чем знаменита Тула? Мог ли быть избран другой город?
- Почему главный герой лишён имени и даже прозвище его пишется с маленькой буквы?
- Как представлен левша? Находим детали описания внешности, отмечаем особенности поведения, манеру держаться во время представления императору, реакцию героя на просьбу о помощи.
- Как ведётся работа по созданию диковинки?
- Почему левша не оправдывается, когда Платов не видит сначала результатов его труда?
- Почему спокоен император Николай, чем он отличается от своего предшественника Александра? Можно ли сказать, что он иначе смотрит на простого человека? А насколько царь внимателен к мастеру?
- Чем завершается аудиенция?
- Прочитайте центральный эпизод сказа - «Левша на царском приёме». Дайте словесную иллюстрацию. Опишите не только костюм и внешность, но и манеры и достоинство героя. (Конец 13-й - начало 14-й главы.)
- В чём сумели русские мастера превзойти англичан? В чём заключалась работа самого левши? Что помогло выполнить эту работу?
- Так о чём же получается сказ? Только ли о том, что русские искуснее англичан? Давайте ещё раз вспомним определение: рассказчик - это человек не только с особым языком, но и особым характером. Мы также помним о том, что Лесков был очень своеобразным писателем. Мог ли он сделать центральной идеей своего произведения такую примитивную мысль - о превосходстве русского мастера?
- Работа, несомненно, оказалась более тонкой, но каков её результат? Что произошло с блохой, которая до этого была механической игрушкой и умела танцевать?
Блоха отныне танцевать не может - подковы слишком тяжелы.
- Так каков же результат? Неужели столько таланта понадобилось для того, чтобы сделать ненужным уникальный механизм? Может, этот вопрос поможет нам почувствовать лукавую усмешку автора.
- Почему не нашлось иного применения редкому таланту мастеров? А что, собственно, от них требовали? Была ли им известна цель работы? Желая превзойти иноземцев, подумали ли заказчики о том, чтобы дать тулякам конкретное полезное задание? Так что же получается: великий талант, в котором никто уже не сомневается, растрачен попусту? Сумели доказать своё превосходство - а что дальше? А дальше левшу отправят в Англию - зачем? Чтобы похвастаться им и блохой.
- Почему англичане стараются напоить Левшу?
Хотят выведать секрет тульских мастеров.
- Чем удивляет Левша англичан?
Им не верится, что Левша не знает арифметики, что все делает «левой рукой», не желает и отказывается остаться в Англии (от денег, от образования, от благополучной жизни).
- Почему Левша заскучал в Англии и заторопился домой?
Осматривая старые ружья, разгадывает тайну английского оружия. Перед своей смертью Левша велит передать государю, «что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то они стрелять не годятся».
- Почему предсмертные слова Левши не передали государю?
Военный министр граф Чернышев показан самоуверенным и недалеким человеком. Он не выслушал предсмертный наказ Левши, и из-за этого Россия потерпела поражение в Крымской кампании.
- Кто виноват в страшной судьбе Левши?
Виноваты безответственные люди, представляющие власть, высокомерные и неблагодарные, не умеющие ценить таланты.
Платов: Левша «без тугамента» покинул страну. (Это сыграло роковую роль в егосудьбе.)
Николай Павлович: дав распоряжение отправить Левшу в Англию, вскоре забывает о нем.
- Какие качества Левши вызывают у нас восхищение и уважение?
Трудолюбие, смекалка, чувство собственного достоинства, удивительная одаренность, патриотизм, преданность своему делу и родине, горячая любовь к родине и своим родителям.
- Самой серьезной проблемой, поставленной Лесковым в «Левше», является проблема невостребованности русских талантов. Гении умирали в бедности, так и не использовав дарованный им свыше талант.
Левша является для писателя воплощением идеи самоотречения во имя славы Отечества.
- Почему при таком оптимистическом начале у истории такой печальный конец? Что автору может не нравиться в его герое? К кому обращён сказ, если Лесков избрал форму, близкую к фольклорной?
- Почему в двадцатой главе автор говорит, что таких мастеров уже нет? Куда они делись?
- Чем страшно то, что человек не умеет ценить собственного таланта?
2. Рабочая тетрадь, задание 61. Словарная работа.
Продолжите ряд слов с неправильным произношением. С какой целью Лесков использует их?
- Найдите в тексте примеры профессиональной лексики.
- Найдите в тексте примеры устаревшей лексики.
IV. Применение. Формирование умений и навыков.
1. Рабочая тетрадь, задание 59.
Выпишите из повести цитаты, характеризующие отношение Александра Павловича и Николая Павловича к своему народу. Чем различается это отношение?
Александр Павлович _________________________________________________
Николай Павлович __________________________________________________
2. Рабочая тетрадь, задание 60.
Кому из героев повести принадлежат следующие слова?
«Вот если бы у меня был хотя один такой мастер в России, так я бы этим весьма счастливый был и гордился, а того мастера сейчас же благородным бы сделал». _______________________________________________________
«Это,- говорит,- ваше величество, точно, что работа очень тонкая и интересная, но только нам этому удивляться с одним восторгом чувств не следует, а надо бы подвергнуть ее русским пересмотрам в Туле или в Сестербеке… Не могут ли наши мастера сего превзойти, чтобы англичане над русскими не предвозвышались». __________________________________
«Мы люди бедные и по бедности своей мелкоскопа не имеем, а у нас так глаз пристрелявши». ________________________________________________
«Это все равно,- отвечает,- где умереть,- все единственно, воля Божия, а я желаю скорее в родное место, потому что иначе я могу род помешательства достать». __________________________________________________________
«…брат мой этой вещи удивлялся и чужих людей, которые сделали нимфозорию, больше всех хвалил, а я на своих надеюсь, что они никого не хуже. Они моего слова не проронят и что-нибудь делают».