kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщающий урок по рассказу И.С. Тургенева "Муму"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал можно использовать для проведения повторно-обобщающего урока по литературе по произведению И.С. Тургенева "Муму"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по рассказу И.С. Тургенева "Муму"»

План-конспект обобщающего урока по рассказу И.С. Тургенева «Муму» (подготовила учитель русского языка и литературы Мялкина Т.Ю.)

Цель: обобщить и систематизировать знания, полученные в ходе изучения рассказа И.С. Тургенева «Муму».

Задачи: сформировать полноту воспроизведения словесного материала, умение пользоваться планом характеристики героя; развивать умение выделять главное, обобщать; развивать критическое мышление, продолжать формирование нравственных свойств личности и положительных черт характера, воспитывать чувства сострадания, милосердия.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания (ответ на вопрос №8: «Почему рассказ назван «Муму»?»).

3. Вступительное слово учителя (слайд 1):

После прочтения рассказа И. С. Тургенева вы, наверное, задумались над таким вопросом: «Почему же Герасим не ушел вместе с Муму в деревню?». (слайд 2)

Я знаю, рассказ вам понравился, также знаю, что не понравился его финал. Чтобы понять его правильно, нам сегодня необходимо дать полную характеристику главного героя Герасима, попытаться понять его поступки, разобраться в тех человеческих отношениях, которые происходили во времена жизни Тургенева; выяснить, кто же виноват в смерти Муму. Это задачи нашего урока. Итак, начинаем. (слайд 3)

Время написания рассказа «Муму» - 1852 год. Какова историческая основа данного произведения? Чем характеризуется это время в России?

Ответ (слайд 4):

На Руси было время, которое в истории называется крепостное право. Крепостное право — это такие законы, по которым большинство русских крестьян не могли покинуть своих господ — помещиков. По этим законам земля принадлежала помещикам, а работать на ней должны были крестьяне. Богатство помещика определялось тем, сколько у него было «душ» - крестьян мужского пола (женщин за «души» не считали). Были помещики, имевшие несколько тысяч «душ».

Крестьян, прикрепленных к помещичьей земле, называли крепостными. Помещики делали со своими крепостными все, что хотели: возлагали на них непосильную работу, за малейшую провинность отдавали в солдаты, секли — иногда до смерти. Крестьян продавали, словно скотину, при этом разлучали детей с родителями; выменивали крепостных на собак.

4. Актуализация знаний. Работа по теме урока.

Слово учителя (слайд 5):

А теперь вернемся к нашему произведению. Вспомним ход событий рассказа. Вам предстоит восстановить последовательность эпизодов в рассказе «Муму»:



  • Герасим самовольно уходит из барского дома в деревню.

  • Жизнь Герасима в доме барыни.

  • Герасим находит щенка. Барыня требует уничтожить собаку.

  • Герасим подчиняется воле помещицы, утопив собаку.

  • Встреча Муму и барыни.

Проверка по ключу (слайд 6):

  • Жизнь Герасима в доме барыни.

  • Герасим находит щенка.

  • Встреча Муму и барыни.

  • Барыня требует уничтожить собаку.

  • Герасим подчиняется воле помещицы, утопив собаку.

  • Герасим самовольно уходит из барского дома в деревню.

Вы большие молодцы! Теперь проверим, насколько хорошо Вы помните факты о героях произведения.

5. Викторина на знание произведения (слайд 7):

О ком идёт речь? (слайды 8 – 17)

«...День её, нерадостный и ненастный, давно прошёл; но и вечер её был чернее ночи...»

Ответ: барыня

«…любил во всем порядок; даже петухи при нем не смели драться...»

Ответ: Герасим

«С ранней молодости её держали в чёрном теле; работала она за двоих, а ласки никакой никогда не видала, одевали её плохо…»

Ответ: Татьяна

«…почитал себя существом обиженным и неоценённым по достоинству, человеком образованным и столичным…»

Ответ: Капитон Климов

«…глаза у ней прорезались недавно; один глаз даже казался немножко больше другого; она ещё не умела пить из чашки и только дрожала и щурилась».

Ответ: Муму

6. План характеристики героя. Фронтальный и индивидуальный опрос (слайд 18):

Познакомиться с героем, понять все его поступки, нам может помочь план характеристики героя. Ребята, когда вы впервые видите человека, на что сначала обращаете внимание? (ответ: внешний вид, одежда, портрет). Чтобы узнать человека лучше, достаточно ли этих признаков? (нет) А на что ещё необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать незнакомца? (На отношение к труду, на отношение к окружающим людям, внутренние переживания, поступки). Для чего нужно обращать внимание на все это? (Чтобы понять: что из себя представляет этот человек, какими нравственными качествами обладает.) Итак, мы выстроили следующий план характеристики героя:

  • Внешность;

  • Характер;

  • Отношение к окружающим людям;

  • Отношение к труду;

  • Внутренние переживания;

  • Поступки.

Пользуясь планом, попробуйте отыскать в рассказе фрагменты, которые характеризуют Герасима (слайды 19 – 24):

Какая у него внешность? («…мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья».)

Какой у него характер? («Вообще Герасим был нрава строгого и серьезного, любил во всем порядок; даже петухи при нем не смели драться, — а то беда! Увидит, тотчас схватит за ноги, повертит раз десять на воздухе колесом и бросит врозь. На дворе у барыни водились тоже гуси; но гусь, известно, птица важная и рассудительная; Герасим чувствовал к ним уважение, ходил за ними и кормил их; он сам смахивал на степенного гусака».)

Как он относится к окружающим людям? («Со всей остальной челядью Герасим находился в отношениях не то чтобы приятельских — они его побаивались, — а коротких: он считал их за своих. Они с ним объяснялись знаками, и он их понимал, в точности исполнял все приказания, но права свои тоже знал, и уже никто не смел садиться на его место в застолице».)

Как он относится к труду? («Одаренный необычайной силой, он работал за четверых — дело спорилось в его руках… С детства привык он к полевым работам, к деревенскому быту».)

Каковы его внутренние переживания? («Герасим долго глядел на неё; две тяжелые слезы выкатились вдруг из его глаз: одна упала на крутой лобик собачки, другая — во щи. Он заслонил лицо своё рукой».)

Какие поступки он совершает? («Герасим опустил глаза, потом вдруг встряхнулся, опять указал на Муму, которая всё время стояла возле него, невинно помахивая хвостом и с любопытством поводя ушами, повторил знак удушения над своей шеей и значительно ударил себя в грудь, как бы объявляя, что он сам берет на себя уничтожить Муму. «Да ты обманешь», — замахал ему в ответ Гаврила. Герасим поглядел на него, презрительно усмехнулся, опять ударил себя в грудь и захлопнул дверь».)

7. Упражнения на читательскую грамотность (слайд 25):

Учитель раздаёт фрагменты из произведения, которые необходимо расположить в верной последовательности:

1) Первое время она была очень слаба, тщедушна и собой некрасива, но понемногу справилась и выровнялась, а месяцев через восемь, благодаря неусыпным попечениям своего спасителя, превратилась в очень ладную собачку испанской породы, с длинными ушами, пушистым хвостом в виде трубы и большими выразительными глазами.

2) Крепко не полюбилось ему сначала его новое житье. С детства привык он к полевым работам, к деревенскому быту. Отчужденный несчастьем своим от сообщества людей, он вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле... Переселенный в город, он не понимал, что́ с ним такое деется, — скучал и недоумевал…

3) Наконец Герасим выпрямился, поспешно, с каким-то болезненным озлоблением на лице, окутал веревкой взятые им кирпичи, приделал петлю, надел ее на шею Муму, поднял ее над рекой, в последний раз посмотрел на нее... Она доверчиво и без страха поглядывала на него и слегка махала хвостиком. Он отвернулся, зажмурился и разжал руки...

4) Дело было к вечеру. Он шел тихо и глядел на воду. Вдруг ему показалось, что что-то барахтается в тине у самого берега. Он нагнулся и увидел небольшого щенка, белого с черными пятнами, который, несмотря на все свои старания, никак не мог вылезть из воды, бился, скользил и дрожал всем своим мокреньким и худеньким телом.

5) В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленною дворней… День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи.

6) И живет до сих пор Герасим бобылём в своей одинокой избе; здоров и могуч по-прежнему, и работает за четырех по-прежнему, и по-прежнему важен и степенен. Но соседи заметили, что со времени своего возвращения из Москвы он совсем перестал водиться с женщинами, даже не глядит на них, и ни одной собаки у себя не держит.

7) Герасим сперва не обращал на нее особенного внимания, потом стал посмеиваться, когда она ему попадалась, потом и заглядываться на нее начал, наконец и вовсе глаз с нее не спускал. Полюбилась она ему; кротким ли выражением лица, робостью ли движений — бог его знает!

Ответ (слайд 26): 5274136

8. Подведение итогов. Рефлексия

Итак, ребята, сегодня мы с Вами дали подробную характеристику Герасима. Давайте попробуем ответить на вопросы и подвести итог нашим рассуждениям (слайды 27 – 29):

- Почему Герасим подчинился барыне? (Ответ: Герасим привык жить крепостным и не мог перечить барыне до тех пор, пока она не отобрала у него последнего любимого и верного друга.)

- Когда он принял решение уйти от барыни: до смерти Муму или после? (Ответ: он решил сразу же покинуть дом барыни. Так Герасим проявил в первый раз свой характер, он показал и доказал, что он личность, живой человек, а не игрушка в руках барыни.)

- О чем говорит его решение? (Ответ: Герасим своим уходом в деревню протестует против действий барыни. Он больше не может мириться с тем положением, в котором оказался.)

- Кто же, всё-таки, виноват в смерти Муму? (Ответ: в ходе повествования Тургенев доказывает, что в судьбе Герасима виновата не столько барыня, сколько существующий строй, основанный на зависимости одного человека от другого, т. е. крепостное право.)

- Какие народные черты показаны в образе Герасима? (Ответ: благородство, душевная чистота, глубина чувств, любовь к родному краю, чувство собственного достоинства, а главное, способность противостоять деспотичному строю.)

9. Выдача домашнего задания

Пользуясь планом характеристики героя, подготовьте письменную характеристику одного из персонажей: Татьяна, Капитон Климов или барыня.

На этом наш урок завершён, всем спасибо и хорошего дня!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Обобщающий урок по рассказу И.С. Тургенева "Муму"

Автор: Мялкина Татьяна Юрьевна

Дата: 12.12.2024

Номер свидетельства: 661616

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Обобщающий урок по рассказу И.С.Тургенева "Муму"."
    ["seo_title"] => string(53) "obobshchaiushchii_urok_po_rasskazu_i_s_turgeneva_mumu"
    ["file_id"] => string(6) "646766"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1709572691"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Урок литературы по творчеству Н.А. Некрасова. "
    ["seo_title"] => string(47) "urok-litieratury-po-tvorchiestvu-n-a-niekrasova"
    ["file_id"] => string(6) "157773"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421652537"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Обобщающий урок по рассказу Ивана Сергеевича Тургенева "Муму"."
    ["seo_title"] => string(67) "obobshchaiushchii_urok_po_rasskazu_ivana_sergeevicha_turgeneva_mumu"
    ["file_id"] => string(6) "610752"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1656423059"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства