Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по рассказу И.С. Тургенева "Муму"»
План-конспект обобщающего урока по рассказу И.С. Тургенева «Муму» (подготовила учитель русского языка и литературы Мялкина Т.Ю.)
Цель: обобщить и систематизировать знания, полученные в ходе изучения рассказа И.С. Тургенева «Муму».
Задачи: сформировать полноту воспроизведения словесного материала, умение пользоваться планом характеристики героя; развивать умение выделять главное, обобщать; развивать критическое мышление, продолжать формирование нравственных свойств личности и положительных черт характера, воспитывать чувства сострадания, милосердия.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания (ответ на вопрос №8: «Почему рассказ назван «Муму»?»).
3. Вступительное слово учителя (слайд 1):
После прочтения рассказа И. С. Тургенева вы, наверное, задумались над таким вопросом: «Почему же Герасим не ушел вместе с Муму в деревню?». (слайд 2)
Я знаю, рассказ вам понравился, также знаю, что не понравился его финал. Чтобы понять его правильно, нам сегодня необходимо дать полную характеристику главного героя Герасима, попытаться понять его поступки, разобраться в тех человеческих отношениях, которые происходили во времена жизни Тургенева; выяснить, кто же виноват в смерти Муму. Это задачи нашего урока. Итак, начинаем. (слайд 3)
Время написания рассказа «Муму» - 1852 год. Какова историческая основа данного произведения? Чем характеризуется это время в России?
Ответ (слайд 4):
На Руси было время, которое в истории называется крепостное право. Крепостное право — это такие законы, по которым большинство русских крестьян не могли покинуть своих господ — помещиков. По этим законам земля принадлежала помещикам, а работать на ней должны были крестьяне. Богатство помещика определялось тем, сколько у него было «душ» - крестьян мужского пола (женщин за «души» не считали). Были помещики, имевшие несколько тысяч «душ».
Крестьян, прикрепленных к помещичьей земле, называли крепостными. Помещики делали со своими крепостными все, что хотели: возлагали на них непосильную работу, за малейшую провинность отдавали в солдаты, секли — иногда до смерти. Крестьян продавали, словно скотину, при этом разлучали детей с родителями; выменивали крепостных на собак.
4. Актуализация знаний. Работа по теме урока.
Слово учителя (слайд 5):
А теперь вернемся к нашему произведению. Вспомним ход событий рассказа. Вам предстоит восстановить последовательность эпизодов в рассказе «Муму»:
Герасим самовольно уходит из барского дома в деревню.
Жизнь Герасима в доме барыни.
Герасим находит щенка. Барыня требует уничтожить собаку.
Герасим подчиняется воле помещицы, утопив собаку.
Встреча Муму и барыни.
Проверка по ключу (слайд 6):
Жизнь Герасима в доме барыни.
Герасим находит щенка.
Встреча Муму и барыни.
Барыня требует уничтожить собаку.
Герасим подчиняется воле помещицы, утопив собаку.
Герасим самовольно уходит из барского дома в деревню.
Вы большие молодцы! Теперь проверим, насколько хорошо Вы помните факты о героях произведения.
5. Викторина на знание произведения (слайд 7):
О ком идёт речь? (слайды 8 – 17)
«...День её, нерадостный и ненастный, давно прошёл; но и вечер её был чернее ночи...»
Ответ: барыня
«…любил во всем порядок; даже петухи при нем не смели драться...»
Ответ: Герасим
«С ранней молодости её держали в чёрном теле; работала она за двоих, а ласки никакой никогда не видала, одевали её плохо…»
Ответ: Татьяна
«…почитал себя существом обиженным и неоценённым по достоинству, человеком образованным и столичным…»
Ответ: Капитон Климов
«…глаза у ней прорезались недавно; один глаз даже казался немножко больше другого; она ещё не умела пить из чашки и только дрожала и щурилась».
Ответ: Муму
6. План характеристики героя. Фронтальный и индивидуальный опрос (слайд 18):
Познакомиться с героем, понять все его поступки, нам может помочь план характеристики героя. Ребята, когда вы впервые видите человека, на что сначала обращаете внимание? (ответ: внешний вид, одежда, портрет). Чтобы узнать человека лучше, достаточно ли этих признаков? (нет) А на что ещё необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать незнакомца? (На отношение к труду, на отношение к окружающим людям, внутренние переживания, поступки). Для чего нужно обращать внимание на все это? (Чтобы понять: что из себя представляет этот человек, какими нравственными качествами обладает.) Итак, мы выстроили следующий план характеристики героя:
Внешность;
Характер;
Отношение к окружающим людям;
Отношение к труду;
Внутренние переживания;
Поступки.
Пользуясь планом, попробуйте отыскать в рассказе фрагменты, которые характеризуют Герасима (слайды 19 – 24):
Какая у него внешность? («…мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья».)
Какой у него характер? («Вообще Герасим был нрава строгого и серьезного, любил во всем порядок; даже петухи при нем не смели драться, — а то беда! Увидит, тотчас схватит за ноги, повертит раз десять на воздухе колесом и бросит врозь. На дворе у барыни водились тоже гуси; но гусь, известно, птица важная и рассудительная; Герасим чувствовал к ним уважение, ходил за ними и кормил их; он сам смахивал на степенного гусака».)
Как он относится к окружающим людям? («Со всей остальной челядью Герасим находился в отношениях не то чтобы приятельских — они его побаивались, — а коротких: он считал их за своих. Они с ним объяснялись знаками, и он их понимал, в точности исполнял все приказания, но права свои тоже знал, и уже никто не смел садиться на его место в застолице».)
Как он относится к труду? («Одаренный необычайной силой, он работал за четверых — дело спорилось в его руках… С детства привык он к полевым работам, к деревенскому быту».)
Каковы его внутренние переживания? («Герасим долго глядел на неё; две тяжелые слезы выкатились вдруг из его глаз: одна упала на крутой лобик собачки, другая — во щи. Он заслонил лицо своё рукой».)
Какие поступки он совершает? («Герасим опустил глаза, потом вдруг встряхнулся, опять указал на Муму, которая всё время стояла возле него, невинно помахивая хвостом и с любопытством поводя ушами, повторил знак удушения над своей шеей и значительно ударил себя в грудь, как бы объявляя, что он сам берет на себя уничтожить Муму. «Да ты обманешь», — замахал ему в ответ Гаврила. Герасим поглядел на него, презрительно усмехнулся, опять ударил себя в грудь и захлопнул дверь».)
7. Упражнения на читательскую грамотность (слайд 25):
Учитель раздаёт фрагменты из произведения, которые необходимо расположить в верной последовательности:
1) Первое время она была очень слаба, тщедушна и собой некрасива, но понемногу справилась и выровнялась, а месяцев через восемь, благодаря неусыпным попечениям своего спасителя, превратилась в очень ладную собачку испанской породы, с длинными ушами, пушистым хвостом в виде трубы и большими выразительными глазами.
2) Крепко не полюбилось ему сначала его новое житье. С детства привык он к полевым работам, к деревенскому быту. Отчужденный несчастьем своим от сообщества людей, он вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле... Переселенный в город, он не понимал, что́ с ним такое деется, — скучал и недоумевал…
3) Наконец Герасим выпрямился, поспешно, с каким-то болезненным озлоблением на лице, окутал веревкой взятые им кирпичи, приделал петлю, надел ее на шею Муму, поднял ее над рекой, в последний раз посмотрел на нее... Она доверчиво и без страха поглядывала на него и слегка махала хвостиком. Он отвернулся, зажмурился и разжал руки...
4) Дело было к вечеру. Он шел тихо и глядел на воду. Вдруг ему показалось, что что-то барахтается в тине у самого берега. Он нагнулся и увидел небольшого щенка, белого с черными пятнами, который, несмотря на все свои старания, никак не мог вылезть из воды, бился, скользил и дрожал всем своим мокреньким и худеньким телом.
5) В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленною дворней… День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи.
6) И живет до сих пор Герасим бобылём в своей одинокой избе; здоров и могуч по-прежнему, и работает за четырех по-прежнему, и по-прежнему важен и степенен. Но соседи заметили, что со времени своего возвращения из Москвы он совсем перестал водиться с женщинами, даже не глядит на них, и ни одной собаки у себя не держит.
7) Герасим сперва не обращал на нее особенного внимания, потом стал посмеиваться, когда она ему попадалась, потом и заглядываться на нее начал, наконец и вовсе глаз с нее не спускал. Полюбилась она ему; кротким ли выражением лица, робостью ли движений — бог его знает!
Ответ (слайд 26): 5274136
8. Подведение итогов. Рефлексия
Итак, ребята, сегодня мы с Вами дали подробную характеристику Герасима. Давайте попробуем ответить на вопросы и подвести итог нашим рассуждениям (слайды 27 – 29):
- Почему Герасим подчинился барыне? (Ответ: Герасим привык жить крепостным и не мог перечить барыне до тех пор, пока она не отобрала у него последнего любимого и верного друга.)
- Когда он принял решение уйти от барыни: до смерти Муму или после? (Ответ: он решил сразу же покинуть дом барыни. Так Герасим проявил в первый раз свой характер, он показал и доказал, что он личность, живой человек, а не игрушка в руках барыни.)
- О чем говорит его решение? (Ответ: Герасим своим уходом в деревню протестует против действий барыни. Он больше не может мириться с тем положением, в котором оказался.)
- Кто же, всё-таки, виноват в смерти Муму? (Ответ: в ходе повествования Тургенев доказывает, что в судьбе Герасима виновата не столько барыня, сколько существующий строй, основанный на зависимости одного человека от другого, т. е. крепостное право.)
- Какие народные черты показаны в образе Герасима? (Ответ: благородство, душевная чистота, глубина чувств, любовь к родному краю, чувство собственного достоинства, а главное, способность противостоять деспотичному строю.)
9. Выдача домашнего задания
Пользуясь планом характеристики героя, подготовьте письменную характеристику одного из персонажей: Татьяна, Капитон Климов или барыня.
На этом наш урок завершён, всем спасибо и хорошего дня!