kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Образ осени в стихотворениях А.С Пушкина и К. Д. Бальмонта.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Составила: студентка 112гр

ГОУ СПО КПК

Козерук А.Е                                                                                                                                            

  Тип урока: Изучение нового материала 

Технологическая карта урока по литературному чтению                                                       

Тема урока: Образ осени  в стихотворениях А.С Пушкина и К. Д. Бальмонта.

Цель: Формирование первичных исследовательских умений у младших школьников при работе со стихотворениями А.С Пушкина и К Бальмонта; формирование УУД.

Задачи

Образовательные: учить наблюдать за словом, его многозначностью, подтекстом; за развитием чувств и переживаний лирического героя; учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помощью текста.

 Развивающие: развивать художественную образную речь, логическое и образное мышление, творческие способности.

Воспитательные: воспитывать культуру чтения, культуру общения друг с другом и с учителе; чувство прекрасного, любовь к родной природе

Планируемые резуль-таты     Предметные: Учатся наблюдать, слушать, делать выводы, прогнозировать, высказывать своё мнение, вести диалог, осознавать свою учебную задачу.

Знакомятся с литературоведческими понятиями, формируя в себе грамотного читателя; учатся по результатам наблюдений делать выводы; обогащают свой словарный запас; расширяют свой кругозор

Возникавшей интерес к чтению, к происходящим событиям; идёт формирование эстетически грамотного читателя; происходит осмысление. Учатся выразительно, осмысленно читать, Учатся наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помощью текста.

Формируемые УУД

- Личностные: учатся  самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

-  Регулятивные: Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу ; Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; Осуществлять взаимоконтроль; принимать и сохранять учебную задачу;

- Коммуникативные :умение воспринимать и понимать устные и письменные высказывания;  Уметь оформлять свои мысли в устной форме; Понимать на слух содержание произведения;

- Познавательные:  Уметь выделять существенную информацию из рассказа учителя; осу-ществлять актуализацию жизненного опыта; уметь выделять необходимую информацию из различных творческих, интеллектуальных игр, выдвигать гипотезу и обосновывать её; уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы; Уметь анализировать степень выразительности чтения;

Основные понятия:  образ – переживание; лирический герой

Межпредметные связи: Связь с русским языком, живописью и музыкой, окружающим миром.

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Образ осени в стихотворениях А.С Пушкина и К. Д. Бальмонта. »




Составила: студентка 112гр

ГОУ СПО КПК

Козерук А.Е

Тип урока: Изучение нового материала


Технологическая карта урока по литературному чтению

Тема урока


Образ осени в стихотворениях А.С Пушкина и К. Д. Бальмонта.

Цель


Формирование первичных исследовательских умений у младших школьников при работе со стихотворениями А.С Пушкина и К Бальмонта; формирование УУД.

Задачи

Образовательные: учить наблюдать за словом, его многозначностью, подтекстом; за развитием чувств и переживаний лирического героя; учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помощью текста.

Развивающие: развивать художественную образную речь, логическое и образное мышление, творческие способности.

Воспитательные: воспитывать культуру чтения, культуру общения друг с другом и с учителе; чувство прекрасного, любовь к родной природе

Планируемые результаты

Предметные: Учатся наблюдать, слушать, делать выводы, прогнозировать, высказывать своё мнение, вести диалог, осознавать свою учебную задачу.

Знакомятся с литературоведческими понятиями, формируя в себе грамотного читателя; учатся по результатам наблюдений делать выводы; обогащают свой словарный запас; расширяют свой кругозор

Возникавшей интерес к чтению, к происходящим событиям; идёт формирование эстетически грамотного читателя; происходит осмысление. Учатся выразительно, осмысленно читать, Учатся наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помощью текста.

Формируемые УУД

- Личностные: учатся самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные: Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу ; Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; Осуществлять взаимоконтроль; принимать и сохранять учебную задачу;

- Коммуникативные :умение воспринимать и понимать устные и письменные высказывания; Уметь оформлять свои мысли в устной форме; Понимать на слух содержание произведения;

- Познавательные: Уметь выделять существенную информацию из рассказа учителя; осуществлять актуализацию жизненного опыта; уметь выделять необходимую информацию из различных творческих, интеллектуальных игр, выдвигать гипотезу и обосновывать её; уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы; Уметь анализировать степень выразительности чтения;

Основные понятия

образ – переживание; лирический герой

Межпредметные связи

Связь с русским языком, живописью и музыкой, окружающим миром.


Оборудование

Учебник Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. «Литературное чтение» 4 кл.(«В океане света»)

Дополнительная литература: аудиозаписи стихотворений, презентация.

Лист самооценки

Индивидуальные доски, маркер

Презентация к уроку и т. д.







Ход урока

Задачи этапа урока

(вида работ)

Деятельность

учителя

Задания для учащихся

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

Предметные

УУД


I. Организация класса на работу



Задачи:

Мотивировать, заинтересовать учащихся пред- стоящей работой на уроке.

Вводное слово учителя, приветствие.

-Здравствуйте! Я очень рада вас видеть.


Слушают учителя.

-

-


II. Сообщение темы и постановка целей и задач урока.



Задачи:

Создать творческую и в то же время деловую атмосферу с элементами поиска, размышления на этапе определения темы, цели урока и задач.

Просит учащихся выдвинуть предположение о теме урока, используя высказывание

-Ребята, обратите внимание на слайд. На нем вы видите два высказывания об осени. Какое из них вам ближе?

Осень – это листопад, яркие цветы на клумбах, ягоды, грибы, орехи…

Осень – это серые тучи, холодные дожди, грязь, заморозки, первый снег…

Как вы себе представляете осень?

- Увидеть и рассмотреть осень, услышать её звуки, уловить запахи и насладиться многообразием её красок помогает нам искусство: живопись, музыка, литература и прежде всего поэзия. Поэт – волшебник слова, художник слова. Он способен рассказать о чувствах, о настроении, поведать о мечтах и разбудить душу человека.

- На уроке нас ждёт встреча сразу с двумя поэтами. Каждый из них рисует свой образ осени. Прочитайте их имена.(А,С Пушкин, К Бальмонт)

Выдвигают предположение о теме урока, Через прочтение высказываний.

С помощью учителя формулируют тему урока и ставят цель, определяют задачи.


Учатся наблюдать, слушать, делать выводы, прогнозировать, высказывать своё мнение, вести диалог, осознавать свою учебную задачу.



Уметь выделять необходимую информацию , выдвигать гипотезу и обосновывать её (Познавательные УУД);

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу (Регулятивные УУД).


Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).



III. Изучение нового материала

1.Подготовка к восприятию нового материала.



Задачи:

Создать условия для яркого, эмоционального восприятия произведения; актуализация знаний о поэтах.

Учитель проводит беседу о биографии поэта. Готовит детей к первичному прочтению,

- Что вы знаете о поэтах?

Мы уже встречались с этими поэтами. Для того, чтобы вспомнить немного об их жизни и творчестве, давайте ответим на вопросы:

  • Что вы знаете о поэте?

  • Когда родился?

  • Где родился?

  • Родители?

  • Где учился?

  • Произведения поэта


Константин Дмитриевич Бальмонт

(1867-1942) 4 июня 1867 года в деревне Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии родился Константин Дмитриевич Бальмонт, там он закончил Шуйскую гимназию. Учился в Московском университете на юридическом факультете.

23 декабря 1942 года в приюте "Русский дом" в Нуази-ле-Гран, неподалеку от Парижа, Бальмонт скончался.

Великий русский поэт и писатель Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 6 июня 1799г. С раннего детства Пушкин рос и воспитывался в литературной среде, так что можно с уверенностью сказать о том, что его будущее было предопределено. Отец Александра Сергеевича был ценителем литературы, имел большую библиотеку, дядя был известным поэтом, в гостях у которого часто бывали многие известные деятели литературы того времени.


Огромное влияние на будущего поэта оказала его няня, Арина Родионовна, которую поэт будет вспоминать всю свою жизнь и посвятит не мало литературных произведений.


Учился в Царскосельском Лицеи.

Пушкин женился на Наталье Гончаровой. Перед женитьбой он уехал в имение в Болдино, где вынужден был задержаться из-за карантина. Этот период в творчестве Пушкина называют Болдинской осенью, в течение которой он написал большое количество литературных произведений самых разных жанров. 9 февраля 1837 года Пушкин стрелялся на дуэли с Дантесом, был смертельно ранен и скончался 10 февраля в своем доме на Мойке.

Вы заметили, что Пушкин и Бальмонт родились в разные века. Давайте посмотрим на ленту времени, что бы увидеть разницу во времени. Вспомните годы жизни А.С Пушкин. (1799-1837) Вспомните годы жизни К,Д Бальмонта. (1867-1942). А какой сейчас год? (2013)

Проверим, правильно ли мы сказали? Хорошо! Подсчитайте скалько лет назад родился А,С Пушкин, А К,Д Бальмонт. Подсчитайте на сколько лет Пушкин старше Бальмонта.

Отлично.

-Какой фвывод можно сделать из ленты времени?

- На ленте мы увидели , что Пушкин жил в начале 19 века, а Бальмонт жили в конце 19- начале 20.

Отвечают на вопросы учителя; Рассказывают знания полученные о поэтах.

Знакомятся с литературоведческими понятиями, формируя в себе грамотного читателя; учатся по результатам наблюдений делать выводы; обогащают свой словарный запас; расширяют свой кругозор.



Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД)




2.Первичное чтение, проверка качества восприятия, первичный синтез.



Задача:

Обеспечить целостное восприятие текста; выразительность чтения как гарантию правильного восприятия содержания; создать условия для активной работы учащихся на уроке.

Включает удиозапись; выявляет отношение учащихся к прочитанному; просит учащихся соотнести свой прогноз с услышанным .


А одинаково ли их творчество или оно разное, мы узнаем после того как познакомимся со стихотворениями поэтов «Осень».

- Сначала послушаем отрывок из стихотворение А,С Пушкина «Осень»

Аудиозапись.

- Понравились ли вам стихи? Какие чувства они у вас вызвали?

Слушают произведение; отвечают на вопросы учителя; анализируют правильность прогноза.

Возникавшей интерес к чтению, к происходящим событиям; идёт формирование эстетически грамотного читателя; происходит осмысление.

Понимать на слух содержание произведения (коммуникативные УУД);

Осуществлять взаимоконтроль; принимать и сохранять учебную задачу (регулятивные УУД).


3.Вторичное чтение. Аналитико – синтетическая работа с текстом.



Задача:

Формировать навыки правильного, сознательного, беглого и, как результат, выразительного чтения; первичные исследовательские умения при работе с текстом; комплексно осуществлять образовательные и воспитательные задачи в процессе работы над произведением; формируя у школьников универсальные учебные действия как основу умения учиться.

Учитель создает ситуацию для вторичного прочтения; представляет критерии оценивания чтения; использует метод акцентного вычитывания текста; эвристическую беседу; , за развитием чувств и переживаний лирического героя; ведёт диалог с учащимися; организует дискуссию; предлагает учащимся моделировать вопросы к друг другу ; оценивает и выразительность чтения учащихся, и умения словесного рисования художественных образов, и умения полно, связно отвечать на поставленные вопросы, делать вывод, определяя главную мысль произведения.

- Прочитай … стихотворение А.С. Пушкина «Осень», а остальные следят и читают про себя.

- оценим как прочитал …!

Что мы оцениваем при чтении стихотворения?

1. Культура произношения;

2. Дикция;

3. Интонационное богатство.

Исходя из этих критериев, что можно поставить …?

А сейчас мы все вместе будем следить за развитием чувств и переживаний лирического героя.

- Найдите в тексте слова, которые помогают нам понять настроение лирического героя. (унылая пора, очарованье, увяданье,..)

- Какая это пора? Как вы себе это представляете унылую пору? (все увядает, идут дожди)

- Если унылая пора, то почему, написано «очей очарованье»? (поэт любит осень и для него это время вдохновения)

Как вы понимаете слово краса? (красота)

- Почему краса прощальная? (Осень скоро уйдет и наступит Зима, а вместе с ней уйдет муза)

- Что такое багрянец? (насыщенно красный цвет)

Как вы понимаете слово «мгла»? (темнота)

- Каковы чувства и переживания главного героя? (поэт вдохновлен, его речь легка, свободна, звучит подобно песни, это передают шипящие звуки, а звук [р] предает бодрость, гласные помогают передать певучесть, и богатство картины осени)

Как относится к осени сам поэт? Что для него осень? (для него осень это время вдохновленния)

- Зачем он поделился с нами своими чувствами? (Для Александра Сергеевича осень это время вдохновленния, в осени он видит красоту, жизнь)

Ребята, в творчестве поэта есть целый период, связанный с этим временем года. Называется он «Болдинская осень». Именно в этот период времени написаны лучшие произведения поэта.

- Послушаем стихотворение К. Бальмонта. Сравним стихотворение К. Бальмонта и А. С. Пушкина.

- Какую картины вы представляете при прочтении этого стихотворения? (ощущение потери, опустошение природы)

Прочитайте его самостоятельно.

- Найдите в стихотворении К. Бальмонта строки, в которых поэт говорит об осени, как о живом существе.(заплачет с спросонья, блистают, проснется)

– Встретились ли непонятные слова? Запись на доске:

Благовонья - приятный запах (благо внять)

Спросонья (после сна)

- С кем сравнивает поэт осень? (с ребенком)

- Попробуйте заменить эти строки простыми словами: «Скоро начнётся осень, и пойдут дожди». Что изменилось в стихотворении?

Ребята, К. Бальмонт поэт-символист. Что такое символ? (знак) Как вы думаете, что символизирует осень в стихотворении Бальмонта? ( Время увядания, приближения холодов, опустошение природу.)

- Мы свами прочитали два стихотворения, можно ли сказать, что в стихотворениях описывается один период осени?

- Одинаково ли видят осень поэты? Что они чувствуют? (А.С Пушкин - золотые и пестрые краски которые окутали деревья, кустарника, траву, все душит богатством и красотой.

К.Д Бальмонт – время увядания, приближения холодов, опустошение природу, осень - состояние души поэта.)

-Что же объединяет стихи А.С. Пушкина, К. Бальмонта, (Любовь к родной природе, умение увидеть красоту родной природы, передать её с помощью слов).


Учащиеся читают, размышляют, отвечают на вопросы и учителя, и учащихся; наблюдают за «словом», за развитием сюжета (чувств и переживаний лирического героя); анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы, формируют собственную точку зрения, отстаивают её с помощью текста;

Учатся выразительно, осмысленно читать,

Учатся наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помощью текста.

Осознано и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; обосновывать своё мнение; осуществлять анализ объектов произведения с выделением существенных и несущественных смысловых признаков (познавательные УУД);

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии (коммуникативные УУД);


4. Работа учащихся в микрогруппах



Задача:

Формировать у школьников первичные исследовательские умения при работе с стихотворением личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные учебные действия; развивать творческие способности.


- Давайте поработаем над стихотворениями в группах.

Задание:

1. Нарисуйте словестный портрет лирического героя к стихотворению К.Д Бальмонта «Осень». Какой это человек? Какими качествами он обладает? Какой у него характер?

2. Нарисуйте словестный портрет лирического героя к стихотворению А.С Пушкина «Осень». Какой это человек? Какими качествами он обладает? Какой у него характер?

3 Напишите рассказ об осени А.С Пушкина от имени ветра.

4 Напишите рассказ об осени по стихотворению К.Д Бальмонта от имени птицы.

5.Напишите рассказ об осени А.С Пушкина имени дерева.

6Напишите рассказ об осени К. Д Бальмонта от имени птицы.

На выполнение вам дается 8 минут, когда время закончится из микрогруппы выходит один представитель и озвучивает выполненное задание.


Учащиеся обсуждают задание, распределяют роли, принимают совместное решение относительно содержания проекта, его представления, защиты и т. д.

Учатся работать в различных позициях Читателя – (критик; теоретик; публицист; художник; автор), формируя у себя исследовательские умения в работе с стихотворением, развивая творческие способности; учатся применять ранее полученные знания на практике.

Школьники учатся творчески мыслить, выступать перед публикой, защищая свой проект(познавательные УУД);

Учатся согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; учитывать мнения других; работать в команде, выступать перед аудиторией и представлять интересы микрогруппы (коммуникативные УУД);

Учатся принимать и сохранять учебную задачу, вносить коррективы(регулятивные УУД).


IV. Подведение итога урока.



Задача:

Обобщить полученные школьниками знания и закрепить.


- Удалось ли нам ответить на вопрос, который мы поставили в начале урока?

Какая она – осень? Золотая, разноцветная или грустная, дождливая? (каждый видит осень по разному, для кого-то она является символом жизни, а для кого-то увядынием0

- Что нужно сделать, чтобы понять замысел автора?

- Чему мы можем поучиться у поэтов? (видеть красоту в обычном, том что нас окружает всегда)

Учащиеся высказывают свои мысли, формулируют выводы относительно главной мысли произведения и тех продуктов учебной деятельности, которые они получили на этапе коллективной работы.

Учащиеся учатся интерпретировать содержание произведения.

Учатся оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД);

Учатся обобщать, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения (Познавательные УУД)


V. Рефлексия



Задача:

Мотивировать учащихся к оцениванию своей работы на уроке.

- У нас на доске нарисован пейзаж, в центре стоит дерево, у вас на столах лежат листья необходимо дописать два предложения:

Мне сегодня на уроке понравилось…

Мне не понравилось…

Спасибо за работу на уроки!

Учащиеся высказывают свои мысли относительно и содержания своей работы на уроке, и закрепления полученных знаний.

Учащиеся учатся определять и главную общеучебную свою задачу, и задачу с точки зрения литературного своего образования.

Учатся оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).Учатся самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Образ осени в стихотворениях А.С Пушкина и К. Д. Бальмонта.

Автор: Козерук Анастасия Евгеньевна

Дата: 16.11.2014

Номер свидетельства: 131541

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Клубный час "Золотая осень в произведениях русских писаителей""
    ["seo_title"] => string(69) "klubnyi-chas-zolotaia-osien-v-proizviedieniiakh-russkikh-pisaitieliei"
    ["file_id"] => string(6) "255447"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1447936781"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(37) "К. Д.Бальмонт "Осень" "
    ["seo_title"] => string(18) "k-d-bal-mont-osien"
    ["file_id"] => string(6) "161934"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422287913"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Бинарный урок "Унылая пора! Очей очарованье!.." Простые и сложные предложения". "
    ["seo_title"] => string(83) "binarnyi-urok-unylaia-pora-ochiei-ocharovan-ie-prostyie-i-slozhnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "162638"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422376788"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Проектная работа "Такая разная осень". 2класс "
    ["seo_title"] => string(46) "proiektnaia-rabota-takaia-raznaia-osien-2klass"
    ["file_id"] => string(6) "157086"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1421524534"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Поэтические приемы в стихотворении. И. Бунин "Листопад" "
    ["seo_title"] => string(57) "poetichieskiie-priiemy-v-stikhotvorienii-i-bunin-listopad"
    ["file_id"] => string(6) "118318"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413108359"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства