Задачи: Создать творческую и в то же время деловую атмосферу с элементами поиска, размышления на этапе определения темы, цели урока и задач. | Просит учащихся выдвинуть предположение о теме урока, используя высказывание -Ребята, обратите внимание на слайд. На нем вы видите два высказывания об осени. Какое из них вам ближе? Осень – это листопад, яркие цветы на клумбах, ягоды, грибы, орехи… Осень – это серые тучи, холодные дожди, грязь, заморозки, первый снег… Как вы себе представляете осень? - Увидеть и рассмотреть осень, услышать её звуки, уловить запахи и насладиться многообразием её красок помогает нам искусство: живопись, музыка, литература и прежде всего поэзия. Поэт – волшебник слова, художник слова. Он способен рассказать о чувствах, о настроении, поведать о мечтах и разбудить душу человека. - На уроке нас ждёт встреча сразу с двумя поэтами. Каждый из них рисует свой образ осени. Прочитайте их имена.(А,С Пушкин, К Бальмонт) | Выдвигают предположение о теме урока, Через прочтение высказываний. С помощью учителя формулируют тему урока и ставят цель, определяют задачи. | Учатся наблюдать, слушать, делать выводы, прогнозировать, высказывать своё мнение, вести диалог, осознавать свою учебную задачу. | Уметь выделять необходимую информацию , выдвигать гипотезу и обосновывать её (Познавательные УУД); Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). |
Задачи: Создать условия для яркого, эмоционального восприятия произведения; актуализация знаний о поэтах. | Учитель проводит беседу о биографии поэта. Готовит детей к первичному прочтению, - Что вы знаете о поэтах? Мы уже встречались с этими поэтами. Для того, чтобы вспомнить немного об их жизни и творчестве, давайте ответим на вопросы: Что вы знаете о поэте? Когда родился? Где родился? Родители? Где учился? Произведения поэта Константин Дмитриевич Бальмонт (1867-1942) 4 июня 1867 года в деревне Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии родился Константин Дмитриевич Бальмонт, там он закончил Шуйскую гимназию. Учился в Московском университете на юридическом факультете. 23 декабря 1942 года в приюте "Русский дом" в Нуази-ле-Гран, неподалеку от Парижа, Бальмонт скончался. Великий русский поэт и писатель Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 6 июня 1799г. С раннего детства Пушкин рос и воспитывался в литературной среде, так что можно с уверенностью сказать о том, что его будущее было предопределено. Отец Александра Сергеевича был ценителем литературы, имел большую библиотеку, дядя был известным поэтом, в гостях у которого часто бывали многие известные деятели литературы того времени. Огромное влияние на будущего поэта оказала его няня, Арина Родионовна, которую поэт будет вспоминать всю свою жизнь и посвятит не мало литературных произведений. Учился в Царскосельском Лицеи. Пушкин женился на Наталье Гончаровой. Перед женитьбой он уехал в имение в Болдино, где вынужден был задержаться из-за карантина. Этот период в творчестве Пушкина называют Болдинской осенью, в течение которой он написал большое количество литературных произведений самых разных жанров. 9 февраля 1837 года Пушкин стрелялся на дуэли с Дантесом, был смертельно ранен и скончался 10 февраля в своем доме на Мойке. Вы заметили, что Пушкин и Бальмонт родились в разные века. Давайте посмотрим на ленту времени, что бы увидеть разницу во времени. Вспомните годы жизни А.С Пушкин. (1799-1837) Вспомните годы жизни К,Д Бальмонта. (1867-1942). А какой сейчас год? (2013) Проверим, правильно ли мы сказали? Хорошо! Подсчитайте скалько лет назад родился А,С Пушкин, А К,Д Бальмонт. Подсчитайте на сколько лет Пушкин старше Бальмонта. Отлично. -Какой фвывод можно сделать из ленты времени? - На ленте мы увидели , что Пушкин жил в начале 19 века, а Бальмонт жили в конце 19- начале 20. | Отвечают на вопросы учителя; Рассказывают знания полученные о поэтах. | Знакомятся с литературоведческими понятиями, формируя в себе грамотного читателя; учатся по результатам наблюдений делать выводы; обогащают свой словарный запас; расширяют свой кругозор. | Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД). Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД) |
Задача: Формировать навыки правильного, сознательного, беглого и, как результат, выразительного чтения; первичные исследовательские умения при работе с текстом; комплексно осуществлять образовательные и воспитательные задачи в процессе работы над произведением; формируя у школьников универсальные учебные действия как основу умения учиться. | Учитель создает ситуацию для вторичного прочтения; представляет критерии оценивания чтения; использует метод акцентного вычитывания текста; эвристическую беседу; , за развитием чувств и переживаний лирического героя; ведёт диалог с учащимися; организует дискуссию; предлагает учащимся моделировать вопросы к друг другу ; оценивает и выразительность чтения учащихся, и умения словесного рисования художественных образов, и умения полно, связно отвечать на поставленные вопросы, делать вывод, определяя главную мысль произведения. - Прочитай … стихотворение А.С. Пушкина «Осень», а остальные следят и читают про себя. - оценим как прочитал …! Что мы оцениваем при чтении стихотворения? 1. Культура произношения; 2. Дикция; 3. Интонационное богатство. Исходя из этих критериев, что можно поставить …? А сейчас мы все вместе будем следить за развитием чувств и переживаний лирического героя. - Найдите в тексте слова, которые помогают нам понять настроение лирического героя. (унылая пора, очарованье, увяданье,..) - Какая это пора? Как вы себе это представляете унылую пору? (все увядает, идут дожди) - Если унылая пора, то почему, написано «очей очарованье»? (поэт любит осень и для него это время вдохновения) Как вы понимаете слово краса? (красота) - Почему краса прощальная? (Осень скоро уйдет и наступит Зима, а вместе с ней уйдет муза) - Что такое багрянец? (насыщенно красный цвет) Как вы понимаете слово «мгла»? (темнота) - Каковы чувства и переживания главного героя? (поэт вдохновлен, его речь легка, свободна, звучит подобно песни, это передают шипящие звуки, а звук [р] предает бодрость, гласные помогают передать певучесть, и богатство картины осени) Как относится к осени сам поэт? Что для него осень? (для него осень это время вдохновленния) - Зачем он поделился с нами своими чувствами? (Для Александра Сергеевича осень это время вдохновленния, в осени он видит красоту, жизнь) Ребята, в творчестве поэта есть целый период, связанный с этим временем года. Называется он «Болдинская осень». Именно в этот период времени написаны лучшие произведения поэта. - Послушаем стихотворение К. Бальмонта. Сравним стихотворение К. Бальмонта и А. С. Пушкина. - Какую картины вы представляете при прочтении этого стихотворения? (ощущение потери, опустошение природы) Прочитайте его самостоятельно. - Найдите в стихотворении К. Бальмонта строки, в которых поэт говорит об осени, как о живом существе.(заплачет с спросонья, блистают, проснется) – Встретились ли непонятные слова? Запись на доске: Благовонья - приятный запах (благо внять) Спросонья (после сна) - С кем сравнивает поэт осень? (с ребенком) - Попробуйте заменить эти строки простыми словами: «Скоро начнётся осень, и пойдут дожди». Что изменилось в стихотворении? Ребята, К. Бальмонт поэт-символист. Что такое символ? (знак) Как вы думаете, что символизирует осень в стихотворении Бальмонта? ( Время увядания, приближения холодов, опустошение природу.) - Мы свами прочитали два стихотворения, можно ли сказать, что в стихотворениях описывается один период осени? - Одинаково ли видят осень поэты? Что они чувствуют? (А.С Пушкин - золотые и пестрые краски которые окутали деревья, кустарника, траву, все душит богатством и красотой. К.Д Бальмонт – время увядания, приближения холодов, опустошение природу, осень - состояние души поэта.) -Что же объединяет стихи А.С. Пушкина, К. Бальмонта, (Любовь к родной природе, умение увидеть красоту родной природы, передать её с помощью слов). | Учащиеся читают, размышляют, отвечают на вопросы и учителя, и учащихся; наблюдают за «словом», за развитием сюжета (чувств и переживаний лирического героя); анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы, формируют собственную точку зрения, отстаивают её с помощью текста; | Учатся выразительно, осмысленно читать, Учатся наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помощью текста. | Осознано и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; обосновывать своё мнение; осуществлять анализ объектов произведения с выделением существенных и несущественных смысловых признаков (познавательные УУД); Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии (коммуникативные УУД); |
Задача: Формировать у школьников первичные исследовательские умения при работе с стихотворением личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные учебные действия; развивать творческие способности. | - Давайте поработаем над стихотворениями в группах. Задание: 1. Нарисуйте словестный портрет лирического героя к стихотворению К.Д Бальмонта «Осень». Какой это человек? Какими качествами он обладает? Какой у него характер? 2. Нарисуйте словестный портрет лирического героя к стихотворению А.С Пушкина «Осень». Какой это человек? Какими качествами он обладает? Какой у него характер? 3 Напишите рассказ об осени А.С Пушкина от имени ветра. 4 Напишите рассказ об осени по стихотворению К.Д Бальмонта от имени птицы. 5.Напишите рассказ об осени А.С Пушкина имени дерева. 6Напишите рассказ об осени К. Д Бальмонта от имени птицы. На выполнение вам дается 8 минут, когда время закончится из микрогруппы выходит один представитель и озвучивает выполненное задание. | Учащиеся обсуждают задание, распределяют роли, принимают совместное решение относительно содержания проекта, его представления, защиты и т. д. | Учатся работать в различных позициях Читателя – (критик; теоретик; публицист; художник; автор), формируя у себя исследовательские умения в работе с стихотворением, развивая творческие способности; учатся применять ранее полученные знания на практике. | Школьники учатся творчески мыслить, выступать перед публикой, защищая свой проект(познавательные УУД); Учатся согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; учитывать мнения других; работать в команде, выступать перед аудиторией и представлять интересы микрогруппы (коммуникативные УУД); Учатся принимать и сохранять учебную задачу, вносить коррективы(регулятивные УУД). |
Задача: Обобщить полученные школьниками знания и закрепить. | - Удалось ли нам ответить на вопрос, который мы поставили в начале урока? Какая она – осень? Золотая, разноцветная или грустная, дождливая? (каждый видит осень по разному, для кого-то она является символом жизни, а для кого-то увядынием0 - Что нужно сделать, чтобы понять замысел автора? - Чему мы можем поучиться у поэтов? (видеть красоту в обычном, том что нас окружает всегда) | Учащиеся высказывают свои мысли, формулируют выводы относительно главной мысли произведения и тех продуктов учебной деятельности, которые они получили на этапе коллективной работы. | Учащиеся учатся интерпретировать содержание произведения. | Учатся оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД); Учатся обобщать, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения (Познавательные УУД) |